Политическая социология изучает обратные связи.

История политического учения.

I. Первый период. До шестнадцатого века центром политической теории было государство. Это означает, что всё политическое относится к государству.

Тогда политики видели следующие истоки государства:

a) Естественное образование (Аристотель, Платон). Индивиды объединяются в семьи, семьи в селения, а селения - в города и государства. Таким образом, каждый человек - политическое существо.

b) Государство - искусственное образование (автор теории Томас Гоббс). Естественное состояние человека - война всех против всех.

Общество приравнивалось к государству, а гражданина рассматривали как частное лицо и участника политической жизни. Кроме того, считалось, что человек поглощается государством.

В этот период предполагалось, что идеальное государство - аристократия, потому что такая форма государства справедлива. В большинстве оказываются бедные люди. Николо Макиавелли говорил, что идеально то государство, которое эффективно и помогает правителю достигать того, что он хочет.

При рассмотрении стратификации рассматривали только верхушку, беднота никого не интересовала.

В целом, политическая наука представляла собой слияние этики и политики.

II. Второй период - переходный для политической теории. Продлился от семнадцатого до девятнадцатого века. Тогда появились не связанные с государственной властью общественные науки.

Были предложены новые истоки государства. Джон Локк, а также Жан-Жак Руссо выдвинули теорию, согласно которой государство - результат исторического прогресса, целью которого является защита граждан и частной собственности.

Общество отделяется от государства и появляется гражданское общество - система и политических, и неполитических интересов.

Относительно природы человека говорили, что он - член общества, которое поглощает государство.

Теперь идеальным государственным строем стали считать демократию. Провозглашается свобода делать всё, что разрешают законы, которые мы сами для себя и создали. Происходит разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную.

В этот период политическая наука отказывается от ценностных суждений.

III. Третий период. Начался в девятнадцатом веке. Теперь общество в центре внимания. Вместо идеи верховной власти выходит на первый план идея плюрализма. Принимается сосуществование различных социальных групп, которые разделяют влияние между собой. Приоритет общества перед государством весьма однозначен. Появляются новые ценности: свобода, братство, равенство и тому подобные явления. А также ценность общественного мнения. Начинают обсуждать социальные проблемы.

Сегодня политическая социология использует в исследованиях различные методологические подходы, собственную терминологию. Рамки исследований в политической социологии не всегда четко обозначены. Социологи считают, что политическая социология в той или иной мере связана с функционированием политических институтов, поэтому концентрируют внимание на восприятии населением власти и различных форм ее существования. Политическая социология объясняет явления с точки зрения политического сознания и политического поведения как всего общество, так и различных социально-классовых групп. Современная политическая социология стремится преодолеть ранее существовавшее противопоставление государства и общества: государство рассматривается как один из политических институтов, а политические институты как разновидность социальных институтов.

 

Характерная черта политической социологии - ее национальная специфика. Если в Соединенных Штатах исследования носят эмпирический характер и касаются различных аспектов политической власти и конфликтов, то в Федеральной Республике Германия они были тесно связаны с государствоведением и политической философией, а в Великобритании, например, - с политической историей и политической экономией.

Политическая социология в России XIX - начала XX веков имеет ряд отличительных черт, в связи с историческими особенностями положения гуманитарной мысли России. Развиваясь под сильным влиянием господствующих западных учений, русская политическая социология не только находилась на уровне мировой науки в целом, но иногда и опережала её, что было связано с остротой социальных противоречий российского общества.

В Советском Союзе на протяжении долгих лет проблемы политической социологии исследовались и преподавались исключительно в рамках исторического материализма и научного коммунизма, изредка к этому добавлялись правовые науки. С 1990 до 1991 год наметился переход к специализации и институционализации политической социологии.

О предмете политической социологии как о науке до сих пор ведутся дискуссии, в основном, в связи с тем, что политическая социология сложилась в результате синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки и, развивалась в рамках каждой из этих наук.

Политическая социология может появиться только вследствие сочетания социологического и политологического подходов. Подлинная политическая социология поэтому является междисциплинарным прорывом, занимающимся поиском широкомасштабных моделей, включающих данные каждого составляющего компонента в качестве переменных.

Например, если речь идет о партиях, политическая социология предполагает объяснение того, как партии определены. Полная картина требует объяснения, в какой мере партии - зависимая переменная, отражающая социальную стратификацию и, наоборот, степень, до которой это разделение определяет действия элиты и отражает структуры партийной системы.

Мир вокруг нас непрерывно политизируется. А это значит, в первую очередь, что власть правительства растет с колоссальной скоростью. Повышение значения политики приводит к снижению роли объективных факторов. Все объективные долженствования все больше подчинены и обусловлены политической неясностью. В таких условиях возрастает значимость политических наук, способных предречь такую неопределенность.

Современные исследователи чаще высказывают следующие точки зрения:

1. Политическая социология определяется как социологическое объяснение проявления власти (автор теории Ежи Вятр).

2. Политическая социология - наука, занимающаяся общественными основами власти во всех институционализированных секторах социума (автор Моррис Яновиц).

3. Как дисциплина, изучающая отношения между обществом и государством, а также социальным строем и политическими институтами (Сеймур Mapтин Липсет).

4. Как часть общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных форм политической деятельности и политического сознания.

5. Как ветвь социологической науки, раскрывающая отношение общества к государству и институтам распределения и развития власти, которое проявляется в направленности политического сознания и политического поведения.

Несмотря на различия между подходами ясно, что речь идет об изучении влияния социальной сферы на политическую, иначе говоря, о метафизике их взаимодействия и взаимовлияния.

Исходя из того, что политическая социология - отрасль социологии, концентрирующаяся на анализе взаимодействия политики и социума, политика определяется в терминах класса действий, а не в понятиях совокупности институтов или организаций. Политика - это особая совокупность социальных действий, формируемых в разных контекстах.

В более формализованных науках (физика, например) совокупность экспериментальных наблюдений обычно выводится в строгой логической манере из предпосылок и теорем, так что не подтверждающиеся наблюдения требуют изменения в принятых посылках или теории. В социальной науке мы не можем достигнуть этого уровня. Теории здесь зачастую нечетко и неадекватно сформулированы, их связи с "реальным миром" произвольны. Отсюда: вариации теоретических подходов в объяснении одной и той же совокупности данных. Такое состояние, близкое к теоретической анархии, характерно в настоящее время для социальных наук.

Идущий в обществе политический процесс социально обусловлен, и все, что связано с ним, едино и с теми или иными социальными группами, их статусом, ролью, интересами и политической активностью.

Только изучая повседневность политических институтов, можно выявить систему связей и зависимостей, а также тенденции в их функционировании, понять причины неэффективности, приводящие к дестабилизации и конфликтам.

Сказываются и недостаток политической культуры, и политическая неопытность толпы, позволяющей втягивать себя в межнациональные и другие конфликты, по причине неумения своевременно сориентироваться в истинных целях политических лидеров.

Политическая социология дает обобщенное знание того, как-то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе групп и тому подобных явлениях отражается на функционировании политической системы в целом или какого-то её элемента. Она позволяет обнаружить социальные обстоятельства, как способствующие политическому согласию и стабильности, так и вызывающие разнообразные "дисфункции", провалы, напряженность, политический экстремизм в тех или иных формах, политические риски.

Характеризуя исследовательские возможности политической социологии, можно попытаться выделить ключевую категорию её терминологического аппарата. Если, например, в политической экономии Карла Маркса центральной явилась категория "товар", в социологии - категория "социальное", в экономической социологии - категория "социально-экономическое", то в политической социологии в качестве таковой может рассматриваться понятие "социально-политическое". Оно помогает увидеть и понять смысл других, во многом производных от него категорий, имеющих характер соединения. Данная категория направляет на обнаружение социальных факторов, условий, связей, истолковывающих направленность и основной смысл политической деятельности тех или других субъектов. Достаточно часто в науке рассматриваются политическая сфера и экономическая как непосредственно взаимосвязанные субстанции, и игнорируется социальная сфера, которая их опосредует. Ни экономическая, ни политическая деятельность не могут быть правильно поняты, если за границами научного анализа останутся действующие субъекты, то есть социальные общности с их специфическими интересами и механизмами взаимодействия. Изучение социальной детерминированности политических отношений и деятельности, определение закономерностей взаимовлияния политической и социальной сфер в конкретных исторических условиях и является предметом политической социологии.

Политическая социология имеет свою структуру, как и любая другая. Схематично ее можно представить как совокупность нескольких разделов: исторического, общетеоретического и специализированных.

Исторический раздел должен включать систематизированные знания о процессе формирования данной науки, этапах ее развития, времени возникновения ключевых теоретических положений и концепций.

Общетеоретическая часть содержит объяснение и обоснование подходов к изучению социальных основ установившейся в обществе власти, общественной подоплеки функционирующих в обществе политических сил и институтов, их задачи и методов действия. Эта часть выполняет функцию непосредственной методологии по отношению к специальным разделам, занимающимся рассмотрением отдельных участков политической деятельности и отдельных институтов. К ним относится изучение:

1) политических процессов;

2) политических партий, движений;

3) политического поведения;

4) политического сознания;

5) политической культуры;

6) политических конфликтов;

7) внешнеполитической деятельности;

8) социально-политического прогнозирования.

Специальный раздел политической социологии должны составлять методы и процедуры исследования политических отношений, процессов, явлений.

На сегодняшний момент особенное значение приобретают проблемы политической стабильности общества и конструктивной направленности активности масс.

Сейчас возникают новые вопросы, в частности, в связи с деятельностью оппозиционных политических сил и отношением к ним президента и правительства. Политический и идеологический плюрализм становится нормой жизни, внося в нее много нового и непривычного.

Разгосударствление собственности, ее приватизация, развитие частного предпринимательства приводят к изменениям не только в социальной структуре общества, но и в его политической организации. Это вызывает последующие усиление политического противостояния разных социальных сил. Понять и исследовать связанные с этим процессы - насущная задача политической социологии.

В структуре политической социологии одним из ее разделов должно быть изучение внешнеполитической деятельности. Это можно объяснить, прежде всего, той ролью, которая отводится ей в решении проблем, как выживания человечества, так и обновления общества.

 

Лекция 17
Социальная стратификация. Социальная мобильность и дистанция

Для того чтобы рассказать о мобильности в социальном пространстве необходимо обрисовать, что это такое. Социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся близко в геометрическом пространстве могут быть далеко друг от друга в социальном пространстве и наоборот. Социальное пространство представляет собой вселенную, состоящую из всего народонаселения земли. Там, где нет человеческих особей или живет только один человек, не может быть социального пространства. А значит, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за точки отсчета.

Самый распространенный метод определения социального положения объекта в социальном пространстве довольно прост:

1. Для начала необходимо указать отношений человека к определенным группам;

2. Следующий шаг - рассмотрение взаимоотношений этих групп внутри популяции;

3. И наконец, изучение отношения данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.

Таким образом, социальное положение - это совокупность его взаимосвязей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с её членами. Положение человека в социальной вселенной определяется путём установления этих связей, а совокупность таких групп и также совокупность положений внутри каждой их них составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Горизонтальная ось отражает социальные группы, а вертикальная ось - позиции внутри этих социальных групп.

Социальная мобильность же - это явление перемещения индивида внутри социального пространства.

Социальная стратификация - это дифференциация данной совокупности людей на классы в иерархическом порядке. Она основывается на неравномерном разделении прав и привилегий, ответственности и обязанности, существовании или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Социальная стратификация - постоянная характеристика любого организационного общества, нестратифицированных обществ не бывает.

Никогда не существовало и не существует ни одной стабильной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Общества без расслоения, с действительным равноправием индивидов внутри него - миф, так и никогда не ставший реальностью за историю человечества. Такое утверждение, возможно, выглядит в некотором роде парадоксальным, и все-таки оно справедливо. Формы и пропорции расслоения могут различаться, но его суть стабильна, причем не только для человеческого общества, но даже и для растительного и животного миров.

А если даже в первобытной общинной древности нет возможности найти нестратифицированный социум, подавно бесплодны усилия разыскать его в более поздние эпохи развитых и сложных цивилизаций. Здесь явления расслоения делаются уже всеобъемлющими, без исключений. Конечно, по форме и в пропорциях они могут быть весьма разнообразны, но дифференциация существовала повсеместно и во все времена. Среди аграрных и в особенности индустриальных обществ социальная стратификация становится максимально удобопонятной и приметной. Все современные демократические общества тоже не являются исключениями из правил. Мы знаем, что в конституциях таких государство записано правило, согласно которому “все люди равны”, но только совершенно наивный человек может допустить отсутствие социальной стратификации при демократии, обеспечиваемое лишь этой записью. Достаточно вспомнить ступени градации от Генри Фонда до нищего, от президента США до полицейского, от доктора права или философии до бакалавра гуманитарных наук, от ведущего специалиста до простого обывателя. Вполне достаточно одного упоминания этих различающихся рангов и регалий, чтобы отметить, что в процветающих демократиях социальная стратификация отнюдь не меньше, чем в недемократических обществах.

Отсюда можно резюмировать, что социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократии уравнителей - проще говоря, повсюду.

Если эвклидово (то есть геометрическое) пространство трехмерно, то социальное - многомерно. Это означает, что существует более трех вариантов группировки индивидов по социальным признакам. Эти варианты мы будем называть формами. Перечислим основные формы и критерии, которые их определяют.

1) Экономическое расслоение. Основные критерии данной формы стратификации: доход, накопленное богатство, уровень жизни.

2) Политическая стратификация. Эта форма дифференциации в качестве критериев использует авторитет индивида, его доступ к власти.

3) И, наконец, профессиональная стратификация. Она, в свою очередь, основывается на престиже ремесла, которым занята личность и его власти внутри профессиональной группы.

Вышеописанные формы принято считать основными. Обыкновенно эти формы тесно взаимосвязаны между собой. Например, человек, у которого есть престижное рабочее место, со временем может достигнуть и более высокого экономического статуса. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав. Разумеется, самые богатые не всегда достигают вершины профессиональной пирамиды. Но это скорее исключения.

Получается, что между различными индивидами в социальном пространстве есть некое расстояние, которое называют социальной дистанцией.

Таким образом, общество можно представить в виде пирамиды. Необязательно она будет привычной для нас треугольной формы. Допустим, если мы делаем пирамиду для экономической стратификации, то на нижних слоях будут самые бедные, а вверху - наиболее богатые. Социальную пирамиду можно описать с помощью нескольких параметров:

Профиль - графическое изображение социальной стратификации, дающее представление о распределении индивидов в социальной стратификации. Иными словами, очертания этой пирамиды.

Высота - социальная дистанция между высшим и низшим критериями социальной стратификации.

В связи с различными изменениями в государстве, социальная пирамида может менять свой вид. Например, революция может изменить соотношение бедных и богатых, в результате научно-технического прогресса престижными станут другие профессии и это повлияет на профессиональную пирамиду. Подобные колебания принято называть флуктуацией.

Следует выделить два основных типа флуктуаций. Рассмотрим их на примере экономической стратификации, как самой понятной. Первый тип флуктуации выражается через экономическое обогащение или обеднение социальных групп как единого целого. Второй же характеризуется изменением экономического профиля социальной пирамиды, её возвышением или уплощением.

В течение продолжительного времени флуктуации высоты и профиля пирамиды тщательно изучались в поисках закономерностей. Вот основные гипотезы, выдвигавшиеся социологами:

Гипотеза Парето заключается в том, что профиль экономической стратификации или частность распределения дохода в любом обществе или, по крайней мере, во многих представляет собой нечто постоянное и единообразие и может быть выражено логико-математической формулой, где Х - доход; У - количество людей с доходом, превышающим Х. Высота пирамиды постоянно растёт. Для того чтобы показать несостоятельность гипотезы, достаточно вспомнить, что высота и профиль экономической стратификации изменяются от страны к стране и с течением времени. Экономическая стратификация может вытянуться или сократиться, стать более или менее крутой.

Гипотеза Карла Маркса. Идея заключается в заявлении о том, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации. Иными словами, объемы средних слоев постоянно снижаются и они постепенно беднеют, тем временем богатство концентрируется у меньшего числа индивидов. Профиль экономической стратификации представляет собой узкий слой средних классов, обедневший пролетариат у основания и малая группа магнатов капитала на вершине пирамиды. Теория Маркса также признана неверной.

Не раз предпринимались попытки доказать существование периодичности в изменениях экономической дифференциации, но закономерностей во флуктуациях так и не было найдено. Однако отрицать их наличие до сих пор ни кто не берется.

Под социальной мобильностью принято понимать любые переходы личности, группы или социального объекта (чаще всего под социальным объектом подразумевают ценности), то есть все то, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Существует два основных типа: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социальных объектов из одной социальной группы в другую, ограничиваясь пределами одного и того же уровня. Горизонтальной мобильностью называют перемещения территориальные, религиозные, политические, семейные, профессиональные без смен и сдвигов в вертикальных позициях.

Вертикальная мобильность представляет собой те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Она может быть как восходящая, так и нисходящая (своего рода социальный подъём и социальный спуск). Восходящие течения мобильности существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Нисходящие течения рассматриваются аналогичным образом: это либо падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; или же деградация социальной группы в целом, понижение её ранга на фоне других групп или разрушение её социального единства.

Случаи, когда один индивид осуществляет проникновение в более высокие или наоборот, более низкие слои встречаются очень часто и не нуждаются в объяснении. Но вариант, когда перемещается целая группа, встречается несколько реже и его следует разъяснить более подробно.

В качестве иллюстрации можно взять исторический пример. Занимать высокое положение при дворе Романовых или Габсбургов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. После падения династий автоматически произошло и социальное падение связанных с ними рангов. Большевики же в России до революции наоборот не имели какого-либо особо признанного высокого положения. А в революционное время эта группа преодолела громадную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все её члены массово были подняты до статуса, прежде занимаемого царской аристократией.

Кроме указанных выше качественных, существуют также и количественные параметры социальной мобильности:

Интенсивность. Она определяет вертикальную социальную дистанцию или количество слоёв (экономических, профессиональных, политических), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим движении за определенный промежуток времени.

Всеобщность. Тоже количественный показатель, считает число индивидов, которые изменили своё социальное положение в вертикальном направлении за конкретный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов принято называть абсолютной всеобщностью вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; а пропорция таких индивидов ко всему населению даёт относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Обобщенный показатель вертикальной экономической мобильности определенного общества можно получить при помощи объединения интенсивности и относительной всеобщности в определенной социальной сфере.

Общие принципы вертикальной мобильности следующие:

Утверждение первое гласит о том, что маловероятно, что когда-нибудь существовали общества, социальные пласты которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в её трёх основных ипостасях - экономической, политической, профессиональной.

Утверждение второе заключается в отрицании существования общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а проникновение из одного социального слоя в другой осуществлялось бы без всяческого сопротивления.

Согласно третьему утверждению, интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности различается в разных обществах, то есть в пространстве.

Утверждение четвертое аналогично третьему, только говорит о времени: интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильность колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Утверждение пятое: в вертикальной мобильности в её трёх проявлениях нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления её интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

 

Лекция 18
Социология образования

Если не уметь рассматривать образовательные вопросы с широких социальных позиций, невозможно оценить объективную роль этого института в обществе как наиболее "дальнодействующего" фактора научно-технического прогресса, а также экономического, социально-политического и духовного развития общества.

Социология образования изучает образовательную структуру как социальный институт, анализирует ее взаимодействие с обществом.

Социология образования возникла в начале двадцатого века. Изучение такого важного вопроса начинали Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс. Отправными точками для изучения этой отрасли стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.

Когда в 60-е годы в странах Запада резко возрос интерес к социологии образования, это произошло, в первую очередь, в связи с отставанием действующих систем образования от требований научно-технической революции. Тогда и подняли вопрос о кризисе образования. Со временем внимание к проблеме только усиливается. Сегодня проблемы социологии образования достаточно интенсивно разрабатываются во многих развивающихся странах, где исследуется роль образования в преодолении их экономической и культурной отсталости.

В России развитие социологии образования, как и социологии в целом, шло непростым путем. Дело в том, что уже в конце XIX века в России сложилась мощная социологическая школа, проводились обширные социологические исследования, в том числе и по проблемам молодежи, образования. Начиная с 1917 года, социология развивалась очень активно, в российских исследованиях был ярко выражен социологический подход к образованию.

В 30-е годы после одного неугодного правительству исследования социология была объявлена "вне закона". Стали закрывать исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Само образование теперь рассматривалось только с педагогических и психологических позиций, что ограничило возможности более значительных и глубоких теоретических исследований названных. Образование теперь стало рассматриваться в качестве обособленной системы, вне каких-либо значимых взаимосвязей с обществом. Это не только на много лет замедлило развитие теории, но и нанесло урон практике.

К проблемам социологии образования стали возвращаться только ближе к 60-м годам. Сейчас в России уже достаточно широкая сеть исследовательских центров, разрабатывающих программы решения проблем социологии образования, в которую все более активно включаются и педагогические вузы России.

 

Исходя из того, что образование трактуется в качестве социальной категории, необходимо отметить, что его состояние и функционирование определяется системой царящих в обществе социальных связей и отношений.

Образование тесно взаимосвязано со всеми областями общественной жизни. Например, экономика обусловливает материальную базу для сферы образования, определяет его содержание в плане системы дисциплин, а также спектра специальностей и профессий. В частности, в пятидесятые годы двадцатого века в СССР активно развивались технические специальности. Соответствующие институты стали наиболее популярными. Финансово-экономические и юридические специальности наоборот, были практически не востребованы обществом. На сегодняшний день все наоборот, 85 процентов рынка труда заполняются различного рода менеджерами. Юристы, финансисты и экономисты стали пользоваться огромным спросом, достигнув позиций в списке самых популярных профессий. С иностранными языками все происходит аналогичным образом.

Кроме экономики на систему образования непосредственное влияние оказывает политическая сфера. Та или иная система образования формируется в зависимости от того, демократический режим в обществе или тоталитарный, открытое общество или закрытое.

Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне тоже влияет на всю систему образования. Здесь речь заходит о религиозных и нравственных ценностях общества и семьи, о традициях, принадлежности к тому или иному социальному слою и группе и многих других тонкостях. Иными словами, каково общество, такова и система образования. Например, мы знаем, что во многих исламских странах раньше стоял запрет на женское образование. Это был не политический запрет, но культурный.

Вместе с тем образование все-таки независимая система. Институт образования имеет сравнительную самостоятельность, он способен активно воздействовать на функционирование и развитие общества. От уровня образования зависит квалификация трудовых ресурсов, а значит и состояние экономики государства. Именно через развитие образования Японии удалось сделать качественный прорыв в экономической области. Сегодня эта зависимость возрастает все больше и больше.

Система образования формирует гражданина своей страны. Именно поэтому происходит воздействие на политическую сферу общественной жизни. Она же воссоздает социально-профессиональную структуру общества и выступает важнейшим средством социальной мобильности и социальных перемещений.

Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние и на духовную жизнь общества.

Так что и сегодня правомерно будет говорить о диалектической взаимосвязи образования и общества, которую подчеркивал Карл Маркс: "С одной стороны, для установления правильной системы образования требуется изменение социальных условий, с другой стороны, для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования". В итоге мы натыкаемся на замкнутый круг. Поиск способа его разомкнуть в сегодняшних условиях завоевывает все более актуальную практическую значимость. В обществе возрастает нестабильность, все его сферы находятся в глубоком упадке. Так и система образования испытывает не лучший свой период, катастрофически ухудшается его финансовое и материальное положение. Даже в послевоенном 1946 году доля расходов на образование в нашей стране составляла более 10 процентов в национальном бюджете. Нельзя отрицать того, что в этом была одна из причин, по которой СССР смог первым осуществить выход в Космос. К концу двадцатого века (при правительстве Ельцина) ситуация в этом отношении стала очень тревожной. Доля расходов на образование постоянно падала (в 1988 году - 9%, в 1990 году - 6,6%, в 1993 году - менее 3%). Однако в последние годы, после прихода к власти нового президента появилась тенденция к улучшению положения. В то же время в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Португалия эта доля никогда не отпускалась ниже 10%, а в ряде стран продолжает расти и за счет этого Россию уже успели обогнать.

Какова в этих условиях должна была быть позиция учителя, педагога, мы сможем понять, если посмотрим на диалектическую пару - образование и общество. Мы отмечали, что система образования способна значительно влиять на общество. Было бы ошибочным надеяться на то, что с выздоровлением общества выздоровеет образование, и занимать бездеятельную позицию. Всегда в одних и тех же условиях были учителя, школы, которые оставляли яркий след в душах своих питомцев, давали не только глубокие знания, но и пробуждали благородные качества, которые они затем как эстафету несли дальше. И были те, кто "отбывал" уроки. Таким образом, вне зависимости от общего состояния социума, мы можем говорить о том, что систему образования нужно развивать индивидуально. Каждый может сделать что-то в направлении развития этого института. Это будет вкладом в исцеление не только самого образования, но и общества в целом.

Каждое общество, если оно думает о своем будущем, должно знать, что положительные изменения в системе образования вызывают своего рода "цепную реакцию" прогрессивных сдвигов в самых разных сферах общественной жизни, и наоборот: негативные изменения в образовании имеют тенденцию репродуцирования и ведут к регрессу общества.

В современном мире неизмеримо возрастает роль образования, что определено объективными причинами. Человечество вступает в третью цивилизованную революцию - информационную и осуществляет переход к информационному обществу. Свидетельством продвинутой страны по пути прогресса все в большей степени будут выступать уровень образования населения, его качество и значительность охвата. Знания, информация в самом широком смысле этого слова становятся все более возрастающей ценностью. Естественно, что в таких условиях все более актуальной становится проблема непрерывного образования. Образование не завершается получением свидетельства или диплома, оно продолжается всю жизнь.

Со временем начинают возникать новые условия, которые меняют не только роль образования в обществе, но ещё и его цели, задачи и содержание.

Еще много веков назад образование и школа должны были выполнять не только обучающую функцию, но и становиться источником совершенствования и гармонизации общества и отдельных индивидов. Но сегодня этого уже недостаточно. Глобальные проблемы со всей остротой поставили перед человечеством вопрос выживания, сохранения жизни на Земле. Разрешение его возможно лишь посредством рассмотрения в единой связи Человека - Общества - Природы - Космоса.

Система взаимосвязи Человек - Общество отражается в ранее разработанной Робертом Хэнви концепции глобального образования, включающей пять основных принципов.

Первый принцип предполагает воспитание широты и глубины видения мира, признание равноценными и равноправными любые способы воззрения на мир, любые возможные "образы мира".

Целью второго принципа является воспитание человеческого внимания к глобальным проблемам. Каждый индивид должен осознавать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает значительное влияние на жизнь каждого, и, наоборот, от каждого зависит общее положение в социуме.

Третий принцип основывается на предположении воспитания уважения к чужой культуре, умении вести диалог на равных, понимании и осознании роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.

Четвертым принципом концепции глобального образования является формирование систематичного мышления, понимания естества различных систем, в том числе политических.

И, наконец, пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.

Проанализируем далее трансформацию модели образования, подходя к нему как к обстоятельству, обуславливающему развитие личности. Развитие цивилизаций обеспечивается, прежде всего, за счет деятельности творческих личностей или небольших лидирующих групп. Именно благодаря меньшинству совершается прорыв в будущее, пока большинство ведет себя весьма консервативным образом. А это означает, что при возникновении цивилизаций образование призвано становиться максимально динамичным средством формирования творческой личности и лидирующего меньшинства. С другой стороны, перед образованием поставлена задача спровоцировать консервативное большинство подняться до уровня лидеров, без чего невыполнимо развитие общества. Иначе говоря, образованию принадлежит приоритетная роль в деле разрешения противоречий между новой складывающейся цивилизацией и отстающей консервативной культурой.

Если в этой связи говорить о проблемах России, у нас они приобретают свою специфику. На мировые цивилизованные процессы здесь накладываются специфические черты, связанные с решительными реформами, происходящими в обществе. В данном случае происходит не только замена экономической и политической систем. В этой связи подвергаются глубочайшей переоценке ещё и духовные основы общества, его идеалы, которые многие годы наполняли смыслом жизнь каждого человека. Теперь единая идеология ушла в прошлое, и сегодня человек должен самостоятельно сделать свой выбор.

Если говорить о сущности и роли образования в третьем тысячелетии, к нему нужно подходить со стороны анализа двух разновидностей регулирования общественной жизни: стихийного и сознательного. В современных условиях императив выживания человечества предстает как императив смены парадигм истории - перехода от стихийной парадигмы к управляемой на базе общественного интеллекта. При этих условиях, общественный интеллект можно понимать в более широком смысле как управление будущим через функции прогнозирования, планирования, формирования системы ценностей и так далее. Основополагающим механизмом воспроизводства общественного интеллекта выступает образование, которое становится базисом существования и развития общества наравне с производством материальных благ.

К тому же важно отметить, что собственно институт образования должен ориентироваться не столько на прошлое и настоящее, сколько на будущее, чтобы носить опережающий характер.

 

Лекция 19

 








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 695;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.053 сек.