ЛЕКЦИЯ 8. Философская антропология и аксиология

 

1. Философские подходы к описанию человека

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»

3. Философское понятие «ценность»

 

1. Подходы к описанию человека

Философская антропология – это учение о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях (к природе, к обществу, другим людям, самому себе), о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия.

Первый вопрос – кто такой человек, что такое «человек»?

 

Варианты ответа:

1) деcкриптивный подход: тщательное описание морфологических, физиологических, поведенческих и др.признаков, которые отличают человека от других биологических видов.

Это в рамках естественнонаучной антропологии.

Можно выделять кластеры: прямохождение, большой объем и сложная структура мозга и т.д.

Этот же подход – у философской антропологии М.Шелера, А.Гелена и проч.

Черты: неспециализированность, биологическая «ущербность», способность производить орудия труда, особые эмоции и чувства, фантазия и проч.

 

2) атрибутивный: выделить единственный самый важный, определяющий специфику человека признак, который детерминирует все остальное.

Самые известные:

- «разумность» (хомо сапиенс)

- способность что-то производить, действовать (хомо фабер – «человек рабочий»);

- способность к символической деятельности (хомо симболикус), создавать символы (Э.Кассирер);

- общественное существо (Аристотель);

- «биографическое животное» (Х.Арангурен)

и др.

 

3) сущностный

Попытка описать природу человека, его сущность, смысл существования в мире.

 

Под "природой человека" подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки – значит выразить человеческую природу.

 

Но тут опасность: ссылка на природу человека может оправдывать рабство, например (Аристотель), расизм (еще и биологические данные привлекались), насилие, тоталитаризм и проч.

 

Другой вариант: представление о том, что у человека нет неизменной «природы», все зависит от культуры (культурная антропология, экзистенциалисты и др.).

 

Собственно, это все переходит в вопрос о биологическом и социальном в человеке.

Человек телесное существо, однако его телесность преломляется через социальность.

Вся биология в нас проходит через социальность.

 

Редукционистские подходы:

- пансоциологизм;

Человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида.

- панбиологизм;

Социал-дарвинизм, расизм и проч.

 

Человек – это неразрывное единство и взаимодействие биологического и социального.

Биология значима, но не фатальна (разные культуры, «преломление» биологического, «социальность» телесности) – и культура значима, но культурные различия не фатальны (иначе бы просто не понимали друг друга).

 

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»

Рабочее определение:

Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами.

 

Применительно к человеку используют понятия:

1. Индивид – это человек как представитель вида Homo sapiens, то есть, как единица своего вида.

Понятие "индивид" впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом".

Сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума.

 

2. Индивидуальность – это уникальное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей; это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

 

3. Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личность многомерна.

Человек предстает как:

1. участник эволюционно-исторического процесса, носитель социальных ролей и программ социотипического поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, на котором он осуществляет преобразование природы, общества и себя;

2. диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается и преобразумется в совместном существовании с другими людьми;

3. субъект свободного, целенаправленного, ответственного поведения, выступающий в качестве ценности, обладающий относительно автономной и устойчивой системой многообразных самобытных индивидуальных качеств.

 

 

3. Философское понятие «ценность»

Аксиология (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

 

Специфика ценностного отношения:

- онтологически: “Что по самому своему существу представляют собой данный предмет или явление?”

- гносеологически: “как мы их познаем?”

- ценностно: “В чем смысл существования данных вещей и явлений и насколько они важны (или не важны) для нашего человеческого существования в мире?”.

Но в реальности это все – в единстве.

 

Как самостоятельная «философская наука» аксиология появилась лишь в конце 19 века.

Античность: все на разуме концентрируется.

Средние века: одна ценность – Бог, другие второстепенны и не интересны.

Возрождение и Просвещение: снова к разуму.

И только когда с разумом «не сложилось», постепенно пришли к вопросу о ценностях.

 

Ценность – не то же самое, что польза.

Ценности – это идеально-эталонные побуждения, цели и нормы деятельности человека, в соответствии с которыми он оценивает (выражает субъективное отношение), а также практически преобразует себя и мир.

 

Ценности могут и не осознаваться.

При этом они осознаются, когда мы сталкиваемся с тем, что им противоречит, или когда встречаем кого-то с другими ценностями – и по контрасту.

Иногда сознательные ценности (выбранные, осознанные и т.д.) могут не совпадать с неосознаваемыми, противоречить им.

 

Функции ценностей:

1) они основа целеполагания;

Крайности здесь: утопизм (недостижимые цели) и конформизм (отказ от постановки собственных целей).

В итоге – смысл жизни.

2) основа процессов оценки и самооценки;

Акты оценки и самооценки есть всегда акты интерпретации событий, вещей и собственных переживаний на предмет их соответствия или рассогласования с имеющейся у него системой ценностей.

Параллельно – это всегда “шлифовка” старых или выработка новых ценностных эталонов.

Крайности:

- если нет устойчивой ценностной системы – конформизм, подверженность чужому влиянию.

- если слишком жесткая система ценностей – бескомпромиссный человек, старающийся навязать другим свою систему ценностей, считающий себя единственно правым.

 

3) основа творчества;

4) основа социализации.

Процесс социализации - это усвоение правовых и социальных ценностей через эффективно функционирующий институт семьи, а также государственную систему образования и воспитания.

Т.е. социализация суть процесс усвоения в первую очередь ценностей.

 

Есть разные классификации ценностей.

1. Материальные и духовные.

Материальные - это вещи производственно-технического /орудия и средства производ­ства/ и потребительского /продовольствие, одежда, жилище и т.д./ на­значения;

Для них материальное – определяющее, главный носитель их функций.

В процессе потребления поглощаются и исчезают.

Духовные - это идеи: политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные; существуют в форме идеа­лов и установок, норм и эталонов, социальных проектов и принципов действия и т.д.

Их «материальность» - это лишь способ воплощения определенного содержания и передачи его читателю, зрителю, слушателю и т.д.

При потреблении не исчезают, а иногда и обогащаются.

 

2. Ценности и антиценности.

3. Ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности).

4. В.Франкл («Человек в поисках смысла» и др.) выделяет

- ценности творчества

- ценности переживания

- ценности отношения

 

Ценности имеют иерархический порядок (иначе все бессмысленно, исчерпывается сам смысл понятия «ценность» – к чему и привел постмодернизм).

Они бинарны (два полюса).

Субординационные отношения претерпевают качественные изменения на протяжении индивидуальной человеческой жизни, от семьи к семье, от народа к народу, от эпохи к эпохе и т.д., но наиболее устойчивыми всегда являются высшие духовные ценности и главные антиценности.

Ценности имеют практическую направленность.

 

Оценка – это установление ценности какого-то объекта.

Соотнесение объекта с ценностью.

 

 








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1527;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.