ЛЕКЦИЯ 7. Социальная философия
1. Социальная философия как философская дисциплина
2. Модели социальной реальности
3. Сферы жизни общества
4. Культура
5. Философия истории. Проблема направленности человеческой истории (теория круговорота, теория регресса, теория прогресса)
6. Проблема периодизации исторического процесса
1. Социальная философия как философская дисциплина
Социальная философия – раздел философии, который исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.
Близко к социологии. Между ними есть некоторая конкуренция, но в целом «разделение труда».
Социология собирает и обрабатывает фактический материал, и социальная философия от этого избавлена и «может сосредоточиться сейчас на решении своих собственно философских задач».
Философ изучает общество как некий универсальный объект с универсальными характеристиками, социолог же анализирует его конкретное функционирование. Философ имеет дело с обществом вообще, социолог же - с конкретным социальным организмом.
Социальная философия, кроме того, нормативная дисциплина (занимается не только тем, что есть, но и тем, что должно быть: включает в себя учение об идеале, и учение об утопии).
2. Модели социальной реальности
1) натуралистическая (или виталистическая)
Объясняет социум "снизу", из природы.
Человечество - это рядовой биологический вид среди других биологических видов.
Социальная реальность это реальность биологической популяции. Правда, как биологический вид человечество приспособляется к среде особым образом, с помощью культуры, с помощью внегенетической связи поколений, с помощью внегенетической "наследственности", но это не принципиально. Базовыми остаются биологические закономерности, а культура - лишь модификация их.
Современные варианты – социобилогия.
Представителинатуралистической модели социальной реальности: Ш.Монтескье, Л.И.Мечников и др.
2) реалистическая (или идеалистическая)
Объясняет социум "сверху", из Абсолюта, Бога.
Реализм – в средневековом смысле (спор реалистов и номиналистов, «универсалии» существуют «реально»).
Реалистическая модель объясняет социум, обнаруживая в нем высшее духовное начало.
Общество - это символ высшего, "отзвук торжествующих созвучий". Реалистическая модель строится на базе вертикальной устремленности к Абсолюту, к Богу. Постулируется дихотомия двух миров, горнего и дольнего.
Представители: Августин, С.Л.Франк и др.
Обе эти модели субстанциалистические.
Как бы "между ними" две другие модели, более или менее последовательно проводящие антисубстанциалистическую позицию.
3) деятельностная
(например, материалистическая, имеющая марксистскую форму, или культурологическая и т.п.)
Именно человеческая деятельность создает новую реальность, специфическую, принципиально не-природную и сверх-природную. Постулируется, что источник общественных изменений в самом обществе, т.е. люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения.
Например, марксизм.
Или теория постиндустриального общества (Д.Белл, У.Ростоу).
4) феноменологическая
Специфика социальной реальности в ее искусственной, то есть социально организованной природе. Социальная реальность сконструирована.
Нет никакого "внешнего" мира, существование которого не зависит от процессов его исследования, интерпретации, понимания и объяснения. Нет никакого заранее конституированного поля объектов, лишь ожидающих объяснения.
Социальная реальность творится ее участниками здесь и теперь.
Общество реально потому и постольку, поскольку члены общества признают его реальным, относятся к нему как к реальности, определяют его как реальность.
Социальная реальность существует лишь как совокупность постоянно воспроизводимых на практике представлений о ней людей.
Реалистическая (идеалистическая) модель наиболее древняя.
Натуралистическая и деятельностная модели - это продукты новоевропейской цивилизации.
Феноменологическая модель - порождение новейшего времени, близка к постмодернизму
3. Сферы жизни общества
Если упрощать, что общество - это совокупность людей и их взаимоотношений.
Общество – это 1. в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга;
2. в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип общения, предстающий как исторически определенная целостность, либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности.
Общество и природа
Общество и природу часто противопоставляют, и между ними, и правда, множество отличий.
Человек стремится к независимости от природы. Считается, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается.
Но они – две стороны чего-то единого.
Особенно актуально это в контексте экологического кризиса.
Человек – часть и природы, и общества. Общество преобразует природное в человеке.
Не существует "чистого природного тела", тела вне истории общества.
Важное отличие общества от природы – в законах.
Общественные законы (социальные законы) – это внутренние, объективные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи явлений и процессов развития и функционирования общества.
Социальные законы, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей.
Однако социальные законы реализуются только через деятельность и поведение людей.
Отличия:
1. Законы природы долговечнее.
2. Социальные законы реализуются только через деятельность человека, наделенного сознанием и волей, преследующего свои цели. Но поведение человека может быть и бессознательным, не только через сознательное.
3. Социальные законы сложнее по механизму реализации (через деятельность огромного количества людей, социальных групп и т.д.).
3. Социальные законы вероятностные. Это законы-тенденции.
Общество – это система:
1. самоорганизующаяся;
2. целостная;
3. динамичная.
Традиционно выделяют разные сферы жизни общества.
1) Материально-производственная (или материальная, или экономическая)
Все, что связано с деятельностью людей по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ, материальных условий их жизни.
Структура материального производства: производительные силы и производственные отношения. [марксизм]
Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества.
Труд – 1. это целесообразная деятельность человека, состоящая в использовании природы и воздействии на нее при помощи орудий с целью сознания предметов, необходимых для удовлетворения потребностей.
2. целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества,- всеобщее условие обмена веществом с природой; главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни".
Производительные силы:
- средства труда
орудия труда, машины, компьютеры и т.п.
- люди, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда.
В современной литературе добавляют еще подсистемы:
- технология (или технологический процесс), управление производственным процессом, в том числе с включением в него компьютеров.
- производственно-экономическая инфраструктура (части, или элементы, экономического процесса, носящие подчиненный, вспомогательный характер, обеспечивающие нормальное функционирование конкретного предприятия, совокупности предприятий в пределах того или иного региона или народного хозяйства в целом. В производственно-экономическую инфраструктуру включаются транспорт, железные и шоссейные дороги, производственные и жилые (относящиеся к тому или иному ведомству) здания, коммунальное хозяйство, обеспечивающее производство, и т.п.);
- знание (или науку).
Производственные отношения
1) отношения к собственности,
2) отношения обмена результатами деятельности
3) отношения распределения продуктами производства (из последней иногда выделяют в качестве самостоятельной подсистему потребления).
2) Социальная сфера
Ее основа – устойчивые социальные группы людей, социальные общности, закономерности их возникновения, существования, функционирования и развития, система связей и отношений между ними, их социальное поведение.
Это сфера «производства и воспроизводства человека». Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо.
В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства — научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий.
Принято считать основными элементами социальной структуры:
1) индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями),
2) объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы),
Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Бывают большие и малые и т.д.
3) социально-территориальные, этнические и другие общности;
Социальная общность - совокупность людей, выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров и объединяемая устойчивыми связями и отношениями. Некоторое количество людей становится С.О. не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия).
4) Социальная структура выражает существенные и устойчивые функциональные связи между этими элементами, специфичными для различных общественно-исторических условий.
Исторически:
1. Семья
2. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей
3. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя.
Племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов.
4. Народность
В ее основу легли уже на кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми (характерно длительное совместное проживание на одной территории). Возникновению народностей предшествуют распад родоплеменных связей и образование на этой основе новой общности – уже не сугубо этнической, а социально‑этнической. Немало народностей образовалось не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и из различных рас (например, итальянцы).
5. Нация – это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих, как правило, общность территории, экономики, языка, традиций, культуры и психологического склада.
Нации характерны уже для периода развертывавшегося капитализма и для товарно‑денежных рыночных отношений.
К большим социальным общностям относятся
- нации
- расы
- касты
- сословия
- классы
- страты.
3) Политическая сфера (сфера управления)
В переводе с греческого «политика» значит искусство управления государством, искусство управления людьми.
1. Политика – это одна из форм деятельности по управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе создания материальных и духовных ценностей.
2. В последние десятилетия политика все чаще стала определяться как сознательно проводимая линия поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам.
Политика включает в себя:
- власть
К ее пониманию существуют разные подходы.
а) волюнтаристский: через призму намерений и страстей индивида – общественный договор, Гоббс, Локк и др.
б) герменевтический (феноменологический): власть конституируется благодаря разделяемым членами общности смыслам через идентичности, язык, систему коммуникации и проч.
в) структуралистская: Э.Дюркгейм, К.Маркс: власть – способность действовать в системе социальных структур, которые существуют «объективно».
г) постмодернистская (М.Фуко): власть есть везде, не только в политике, она держится и создается языком и символами. Акцент на порабощении.
- политические отношения
- политические организации
- политические интересы и идеи.
4) Духовная сфера
Это производство, распространение и потребление духовных ценностей.
Входят:
- духовные ценности
- духовные потребности и интересы
- духовная деятельность (духовное производство),
- духовное потребление
- духовные отношения.
В духовную сферу входят религия, философия, мораль (нравственное сознание), искусство, наука и т.д.
4. Культура
Многозначное понятие, множество определений.
Культура – это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Изначально слово означало возделывание земли.
Потом – у Цицерона как «возделывание ума», он использовал с/х термин в переносном смысле, и прижилось.
Потом – как все искусственно созданное в противовес естественному, природному.
Широкое распространение – со 2 пол. 18в.
Иногда говорят, что «культура – это мера человеческого в человеке».
Культура в самом широко смысле – это все, созданное человеком от машин и зданий до способов мышления и научных теорий.
5. Философия истории. Проблема направленности человеческой истории (теория круговорота, теория регресса, теория прогресса)
Термин «философия истории» был введен Вольтером в XVПI веке: историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать над его бытием.
Философия истории стремится выявить общую природу исторического процесса, его основные закономерности и движущие силы.
Это самая общая, предельно общая теория исторического процесса, самый общий метод проникновения в сущность исторических явлений.
Философия истории исследует имманентную логику развития человеческoгo общества, единство и многooбразие исторического процесса, проблемы социальною детерминизма и социального прогресса, дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого, устанавливает истинность исторических фактов и событий.
Основные проблемы философии истории:
- направленность и смысл истории;
- движущие силы и механизмы исторических процессов;
- периодизация истории.
Проблема направленности человеческой истории
1) теория круговорота
Исторически первая появилась в Древнем мире. Основания – цикличность природы, человеческой жизни и т.д.
История движется по кругу, возвращаясь к своему исходному пункту.
Например, у Гераклита, у стоиков.
2) теория прогресса
С эпохи Просвещения.
Представители: Ж.А.Кондорсе, позитивисты и др.
- вера в прогресс как таковой, в бесконечность развития, не имеющего предела (прогрессизм);
- вера в некое окончательное состояние завершения развития (утопизм).
Более сложная, спиралевидная, прогрессистская модель развития была разработана Г. Гегелем.
3) теория регресса
Идея – давняя.
Представление о «Золотом веке» и проч.
Представители: Конфуций, Ж.-Ж. Руссо.
6. Проблема периодизации исторического процесса
Существуют формационный и цивилизационный походы.
1) Формационный подход
Связан с марксизмом.
История – это процесс последовательной смены общественно-экономических формаций от первичной (первобытное бесклассовое общество) через вторичные (классовые, основанные на частной собственности) в коммунизму (снова бесклассовому «идеальному» обществу).
2) Цивилизационный подход
Представители:
Николай Яковлевич Данилевский (1822 — 1885)
Освальд Шпенглер (1880 –1936)
Арнольд Тойнби (1889 — 1975)
Большинство из этой школы согласны с тем, что:
1) Единой всемирной истории не существует.
2) Каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, "большой идее", "сакральной ценности" или первичном символе, вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы.
3) Цивилизации - это культурные общности наивысшего ранга.
4) Каждая цивилизация проходит свой «жизненный цикл» от возникновения и роста до гибели. Причем в момент, когда одна цивилизация может только формироваться, другая может находиться на пике, а третья – гибнуть.
Н. Данилевский выделял десять цивилизаций или "культурно-исторических типов": египетскую, ассирийско-вавилонско-финикийско-халдейскую (древнесе-митскую), китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую (новосемитскую), европейскую (романо-гер-манскую). Две цивилизации - перуанская и мексиканская - погибли на ранней стадии развития естественной смертью.
Каждый культурно-исторический тип проходит определенные ступени или фазисы эволюции.
Аналогия – жизненный цикл растений, животных и человека: "нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают".
Отношения между культурно-историческими типами определяются логикой взаимного соперничества, борьбы и вытеснения, часто в жестких, силовых формах.
О. Шпенглер
Культура у О.Шпенглера – это сложившаяся в веках историко-культурная целостность, некое внутреннее единство мышления.
Культуры замкнуты и непроницаемы, не влияют друг на друга.
Когда «огонь души затухает», культура вступает в свою последнюю стадию - стадию цивилизации (т.е. понятие «цивилизация» у Шпенглера означает стадию гибели культуры).
Признаки цивилизации:
- космополитизм
- города-гиганты
- научный атеизм или мертвая метафизика вместо истинной религии
- масса вместо народа.
А.Тойнби
Эволюция цивилизации идет по схеме: возникновение - рост - надлом - распад.
Ни одна из перечисленных стадий не является обязательной; А. Тойнби допускает, что в принципе любая цивилизация в какой-то момент способна сойти с циклической дистанции истории.
Между цивилизациями существуют связи и взаимные влияния, причем не только в пространстве. Одни цивилизации могут выступать в роли «отцовских», другие быть «сыновними» .
Он называет пять живых цивилизаций:
— западное общество, объединенное западным христианством;
— православно-христианское или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
— исламское общество - от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;
— индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии;
— дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 2796;