ЛЕКЦИЯ 5. Русская философия

1. Особенности русской философии

2. Периодизация развития русской философии

3. П.Я.Чаадаев, западники и славянофилы

4. Философия В.С.Соловьева

 

 

1. Особенности русской философии

1) Относительно поздний исторический старт.

2) Формировалась под сильным влиянием западной философии.

3) Религиозность.

4) Актуальность проблемы национального самоопределения, проблемы отношения к Востоку или Западу.

5) Важность поисков «русской идеи».

6) Тесная связь с историческими и социальными реалиями, с конкретными социально-политическими обстоятельствами.

7) Философские идеи часто выражались в форме публицистических произведений, художественных произведений, литературной критики, писем и проч.

8) Антропологизм.

9) Пристальное внимание к проблемам этики, социальной философии (социальная справедливость и проч.), философии истории.

 

2. Периодизация развития русской философии

В.В.Зеньковский:

I. Пролог к русской философии:

а) до Петра Великого,

в) XVIII-ый век.

II. Первый период - до возникновения систем (XIX-ый век - до 70-ых годов).

III. Второй период - возникновение систем (конец XIX-го века - первые два десятилетия ХХ-го века).

IV. Третий период - ХХ-ый век (после 1917-го года).

 

Другая периодизация (Митрошенков О.А.):

I. Предфилософия (XI-XVII вв.)

Глубокие и тесные связи элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства.

II. Философия (с XVIII в.).

 

В числе тех, кто стоял у истоков русской философии, одним из самых крупных мыслителяей-книжников был Иларион Киевский (кон. X - сер. XI вв.). До нас дошло его "Слово о законе и благодати".

 

3. П.Я.Чаадаев, западники и славянофилы

Важный этап развития русской философии был связан с П.Я.Чаадаевым.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)

1836 год в журнале «Телескоп» опубликовали его первое «Философическое письмо».

Главная тема – философия истории.

Провиденциализм.

Считал, что цель истории – путь к Царствию Божьему.

Замысел Бога реализуется через христианство, причем католическое.

Россия приняла не ту форму христианства, поэтому «осталась за бортом», оказалась в изоляции.

Она ничего не дала миру и не даст: «Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, на что могла бы опереться наша мысль; выделенные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода».

 

«Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т.е. по линии, не приводящей к цели. Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся их душа вне их».

«Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?»

 

Позже изменил свой взгляд.

Изоляция России – это благо, мы видели ошибки Запада и не повторим их. У России есть особая задача (в сущности, спасение Европы), но ее исполнение – дело будущего.

«Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами, Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества».

«Мы призваны обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого. Не смейтесь, вы знаете, – это мое глубокое убеждение. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы... таков будет логический результат нашего долгого одиночества... наша вселенская миссия уже началась».

 

 

Славянофилы и западники

Их появление во многом связано с публикацией П.Я.Чаадаева, которая вызвала споры и попытки осмыслить собственную точку зрения по этому вопросу.

 

Рождение «славянофильства» обычно связывают с появлением статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» (1839) и ответа на нее И. В. Киреевского («В ответ А. С. Хомякову», 1839)...

Статья «О старом и новом» определяла один из центральных вопросов славянофильства: «Что лучше: старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал, и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

 

Славянофилы: Алексея Степановича Хомякова (1804—1860), Ивана Васильевича Киреевского (1806—1856), Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), Юрия Федоровича Самарина (1819—1876).

Основные идеи:

- Россия развивается самобытно, и так и должно продолжаться;

- Росси присуще религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие, которое нужно сохранить;

- России предстоит мис­сия заложить основы нового общеевропейского просве­щения, опирающиеся на подлинно христианские начала, сохранившиеся в лоне православия (в православии присутствуют свобода и единство, в то время как в католицизме есть единство, но нет свободы, а в протестантизме есть свобода, но нет единства).

Глубоко религиозное учение.

Самобытность России видели в православии и началах соборности (считали, они проявляются в крестьянской общине).

Не идеализировали Россию, уважали и ценили Запад (и даже знали его лучше, чем западники), допускали идею заимствований самых его удачных особенностей – но считали, что там много недостатков, которые мы не должны перенимать.

 

Западники: Александра Ивановича Герцена (1812—1870), Виссариона Григорьевича Белинского (1810—1848), Тимофея Николаевича Грановского (1813— 1855), Константина Дмитриевича Кавелина (1818—1885), Николая Платоновича Огарева (1813—1877), Василия Петровича Боткина (1811—1869).

Очень неоднородное течение.

Ориентация на общечеловеческие ценности, на европеизацию, на развитие правовых начал.

В центре рассмотрения – человек и его потребности.

Акцент на индивидуальной личности, ее свободе и независимости, ее интересах.

 

Считается, что течения западников и славянофилов диаметрально противоположны, но это не верно.

Это единое явление, они пытались решить одну проблему, просто выбирали для этого разные способы.

Иногда пишут, что во многом спор славянофилов и западников – это спор о ценностях.

 

 

4. Философия В.С.Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)

Называют первым оригинальным русским философом в строгом смысле.

Главный принцип, пронизывающий философию Соловьева – это принцип Всеединства.

Всеединство – это философская категория (идея, прин­цип), выражающая органическое единство универсаль­ного мирового бытия, взаимопроникнутость и раздель­ность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности. Синтезирующий принцип.

Онтология:

В основе мира лежит Абсолютное (Бог). Его существование непостижимо разумом, оно ощущается непосредственно в акте веры. Бог проявляется во всем в мире, он есть Всеединство.

Мир не существует без Абсолюта, но и Абсолют не может быть вне мира.

Абсолютное не может существовать иначе как осуществленное в своем другом (мир).

Мир – это «становящееся всеединое».

Все­единство в дочеловеческом природном мире существует лишь потенциально.

Только в человеке получает акту­альность, хотя и предстает пока только идеально, в созна­нии, как цель и норма человеческой деятельности.

Т.е. всеединство – это цель для человека и мира.

В Боге есть:

1) Бог как абсолютно-сущий

2) его содержа­ние (сущность, идея), которое предстает в лице Бога-Сына, или Логоса

3) воплощение этого содержания (идеи) осуществляется в мировой душе, Софии, представ­ляющей тем самым третье лицо божественной Троицы - Дух Святой.

Душа мира (София) «есть и единое и все – она занимает посредствующее место между множественностью живых существ и безусловным единством Божества».

София – это идеальное человечество.

«Душа мира есть существо двойственное: она заключает в себе и божественное начало и тварное бытие, но, не определяясь ни тем, ни другим, пребывает свободной».

Вследствие этой свободы и возникшего желания утвердить себя вне Бога, стать полностью самостоятельной – она отпадает от Бога.

Этим она теряет свою свободу относительно тварного мира (потому что оказывается в нем).

 

Потом представления о Софии изменяется. Она понимается как ангел-хранитель мира (душа мира – другое, отдельно). Как Вечная женственность (сближается с Божьей Матерью).

 

Зло не есть самостоятельная сила.

Зло есть недостаток добра.

 

 

Человек является «естественным посредником» между Богом и материальным бытием.

Человеческая история понимается Соловьевым как богочеловеческий процесс и по своему характеру (история «складывается» из взаимодействия Бога и человека), и по имманентно заложенной в ней цели: достижению состояния актуального богочеловечества, то есть свободного и полного подчинения человека (и человечества как единого существа) Богу, воплощению в человечестве того, что как первообраз дано ему в личности Иисуса Христа (Богочеловека).

Эта цель задана, но движение к ней – это цикл свободных актов, человек свободен в выборе.

Богочеловечество: задача духовного человека заключается в подчине­нии природного Божественному, в стремлении к внут­реннему единству с Богом путем отрицания в себе эгоистической воли. В себе самом человек нич­то, он становится человеком, осознавая себя частью уни­версальной личности. В Боге для человека открывается всеединство, абсолютная полнота бытия, к-рую он не может обрести в самом себе, поэтому Бог открывается человеку как «бесконечное стремление, неутолимая жаж­да бытия».

 

Гносеология:

Учение о цельном знании.

Синтез эмпирического, рационального и мистического познания, то есть философии, науки и богословия.

 

Социальная философия:

Общественная форма, в которой Богочеловечество может быть реализовано, будет достигнуто Царствие Божие на земле – это свободная теократия.

Идея Вселенской теократии, свободной теократии.

Объединение церквей под властью Папы римского.

Утопия.

Позже сам Соловьев отказывается от этой идеи, признавая ее нереализуемой.

 

Этика:

Основа нравственности - стыд, жалость и благоговение.

1) Че­ловек стыдится того, что в нем составляет низшую приро­ду; особенно характерен в этом отношении половой стыд.

2) Жалость, сопереживание чужому страданию человек испытывает ко всем живым существам; побуждая к альт­руизму, жалость составляет корень социальных связей.

3) Благоговение как преклонение человека перед высшим началом есть нравственная основа религии.

 

Право - это низший предел или определен­ный минимум нравственности, для реализации к-рого оно использует принуждение.

Право относится к объективной сфере внешних поступков, тогда как нравственность - «не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существо­ванию в сердце человеческом».

 








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1353;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.