Кавказские губернии Российской империи перед революцией 1917 г.

 

Присоединение Средней Азии в XVIII – XIX вв.

 

Экспансия России в Средней Азии в течение XIX века встречала дипломатическое и иное невоенное противодействие со стороны крупнейшей колониальной державы – Англии, которая рассматривала русскую колонизацию региона как потенциальную угрозу своему господству в Индии. В рамках этого противостояния, начиная с XIX века, сферу влияния России стали называть Русская Средняя Азия.

В 1700 году к Петру Великому прибыл посол от хивинского хана Шахидаза, просившего принять его в русское подданство. В 1713 – 1714 годы состоялись две экспедиции: в Малую Бухарию – Бухгольца и в Хиву – Бековича-Черкасского. В 1718 году Пётр I отправил в Бухару Флорио Беневини, который вернулся в 1725 году и доставил много сведений о Средней Азии. Попытки Петра Великого утвердиться в этой стране не увенчались успехом. Тем не менее, если поход Бековича Черкасского в Хиву был полностью провальным – из 4-тысячного отряда вернулись лишь несколько десятков яицких казаков, остальные убиты или пленены, то в результате экспедиций Бухгольца Прииртышье и Алтай оказались во владении России. Ко времени разгрома Китайской империей в 1755 – 1758 гг. Джунгарского ханства с почти полным истреблением его населения Россия уже имела Иртышскую и Колывано-Кузнецкую военные линии, которые воспрепятствовали китайской экспансии.

 

Карта Колывано-Кузнецкой оборонительной линии

Известно, что «в 40-е годы XVIII века происходит пересмотр подходов к проблеме сооружения пограничных укреплений. Предполагалось соединить отдельные крепости общими линиями, состоящими из ряда укреплений различной мощности и расположенных между ними фортификационных единиц, которые соединялись бы рвами и валами. Планы крепостей для строительства Иртышской линии свидетельствуют о том, что на юге Западной Сибири укреплённую линию планировали возводить в виде непрерывной системы земляных валов ещё в первой четверти XVIII на юге Западной Сибири. Кроме поставленных вдоль Иртыша семи первых крепостей:

Омской (1716),

Ямышевской (1717),

Железинской (1717),

Семипалатинской (1718),

Убинской (1718),

Полон-Карагайской (1718),

Усть-Каменогорской (1719),

между ними построили 7 промежуточных форпостов: Ачаирский, Черлаковский, Осморыжский, Чернорецкий, Коряковский, Семиярский и Убинский.

Первой укрепленной линией в Сибири стала Иртышская в составе Омской, Железинской, Семипалатной, Ямышевской и Усть-Каменогорской крепостей и 7 форпостов, пост­роенная в 1716 – 20-х гг. В 1710-х гг. был поставлен ряд острогов в верхнем течении Оби. В 1727 – 28 на забайкальской границе возводятся крепости Селенгинская, Петропавловская, Троицко-Савская с Кяхтинским форпостом, Цурухайтуевская с форпостом и караулы; на западном участке этой границы находился Тункинский острог. К 1738 в Ишимскую линию оформляется цепь укреплений от Омской крепости до Челябинской, в 1745 – 55 реконструируется Иртышская линия, к 1747 для прикрытия Алтайских (Колывано-Воскресенских) горных заводов возникают Колыванская и Кузнецкая линии, которые к концу 1760-х гг. преобразуются в одну Колывано-Кузнецкую линию, в 1750-х гг. южнее Ишимской линии строится Новая Сибирская линия (именовалась также Новой, Новой Ишимской, Пресногорьковской) от Омской крепости на востоке до Звериноголовской на западе, от последней начиналась Оренбургская линия. В 1771 западно-сибирские укрепленные линии разделены на Тобольскую (от Звериноголовской до Петропавловской крепости), Тарскую (от Петропавловской до Лебяжьей), Ишимскую (от Лебяжьей до Омской), Иртышскую (от Омской до Усть-Каменогорской), Колыванскую (от Усть-Каменогорска к Бийску), Кузнецкую (от Бийска к Кузнецку) линии. В 1793 в Горном Алтае закладывается Бухтарминская крепость. Новые пограничные укрепления и караулы (редуты) в 1760 – 70-х гг. появляются в Забайкалье, с 1772 граница здесь делится на 8 дистанций по числу крепостей: Тункинскую, Xарацайскую, Троицкосавскую, Кударинскую, Акшинскую, Чиндантурукуевскую, Цурухайтуевскую, Горбиченскую.

После Петра до начала XIX века русское правительство ограничивалось отношениями с подвластными казахами.

В 1801 году Павел I решил поддержать идею Наполеона Бонапарта о совместном походе в Индию. Точно неизвестны задачи, которые ставил себе Павел, но в январе отряд казаков численностью около 20 тысяч человек с артиллерией выступили в поход под командованием атамана Платова. К марту отряд дошёл до верховьев Иргиза (окраина Саратовской губернии). Здесь их застало известие о смерти Павла I и приказ Александра I о немедленном возвращении.

В 1819 году в Хиву был отправлен Николай Муравьёв, написавший «Путешествие в Туркмению и Хиву», которое и было единственным результатом его посольства.

В 1841 году, после того, как аванпосты англичан, воевавших с Афганистаном, приблизились к левому берегу Аму-Дарьи, из России, по приглашению бухарского эмира, была отправлена в Бухару политико-научная миссия, состоявшая из горного инженера Бутенева (начальник), ориенталиста Ханыкова, натуралиста Лемана и других. Эта миссия, известная под названием Бухарской экспедиции 1841 г., в политическом отношении не достигла никаких результатов, однако её участники издали много ценных естественноисторических и географических работ о Бухаре, между которыми выделялось «Описание Бухарского ханства» Н. Ханыкова.

В 1859 году в Бухаре находился полковник граф Николай Игнатьев.

И всё же до середины XIX в. среднеазиатские ханства оставались для России малоизвестной, далекой, экзотичной Азией. Только окончательное присоединение казахских степей и возведение крепостей по их южному краю превратило Россию в 50-х гг. в непосредственного соседа среднеазиатских ханств. Крымская война и необходимость борьбы за полное подчинение горских народов Кавказа задержали дальнейшую российскую экспансию на юг еще примерно на десятилетие. Только после того, как в 1864 г. было подавлено также и сопротивление черкесов, началось завоевание Средней Азии.

Среди всех мотивов, приводимых в документах, отсутствует стремление к приобретению территории в целях колониального освоения. К слову сказать, переселение русских крестьян в регион в период 60-х годов XIX по 1917 г. проводилось в строгом соответствии с приобретением, то есть покупкой земель для переселенцев у оседлого местного населения. Но это вовсе не означает, что завоевание Средней Азии Россией не встречало сопротивления. Нет, сопротивление было, но оно было организовано феодально-клерикальными верхами края, усматривавшими в присоединении к России опасность для своего «безраздельного» господства – экономического, социального и духовного.

До российского завоевания в Средней Азии было три государства, во главе которых стояли узбекские династии: Бухарский эмират в центре, Хивинское ханство в старом Хорезме на северо-западной стороне земли к югу от Аральского моря (под его господством находилось также большинство каракалпаков) и Кокандское ханство, в зависимости от которого также находилось большинство киргизов, на юго-востоке. Туркмены частью находились под верховной властью Хивы и Бухары, частично Ирана, но практически они были независимы. Все три среднеазиатских государства с их деспотичными правителями имели дифференцированную административную и сложную налоговую систему. Источником нестабильности здесь были частые войны между ханствами и постоянные внутренние раздоры между отдельными наместниками, а также между оседлыми и кочевыми племенами.

 








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1032;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.