Характерные черты и этапы философии Возрождения
Развитие ренессансной философии полностью укладывается в указанные выше хронологические рамки. Таким образом, под философией Возрождения мы понимаем совокупность философских направлений и учений, возникших и существовавших на территории Западной Европыв период с начала XIV по начало XVII вв.
Философия эпохи Возрождения развивается параллельно с завершением поздней схоластической философии и в целом независимо от схоластической традиции. В ее развитиии можно выделить три основных периода:
• гуманистический (середина XIV - середина XV вв.);
• неоплатонический (середина XV - первой треть XVI вв.);
• натурфилософский (вторая половина XVI - начало XVII вв.).
Первый период противопоставил средневековому теоцентризму интерес к земному предназначению человека; социально-этическая проблематика выступила здесь на передний план. Во втором периоде преобладала онтологическая проблематика, разыскивались новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. В третьем периоде доминировал естественный, «натуральный» подход к познанию мироустройства, человека и общества, противостоящий как книжному знанию схоластики, так и теологическим построениям.
Деление это в известном смысле условно и носит не столько хронологический, сколько типологический характер, имея в виду лишь главенствующие тенденции фило-софской мысли каждого хронологического периода.
Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность - будь то в искусстве, политике, технике и т. д. Христианскому аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.
Какое место занимает философия эпохи Возрождения в общем потоке истории западноевропейской философии? Философия этой эпохи столь живо связана с понятийными наработками поздней схоластики, с одной стороны, и новыми научными открытиями - с другой, что это дало основание таким крупным историкам философии, как Г. В. Гегель и В. Виндельбанд, отказывать философии Возрождения в оригинальности и самостоятельности. По мнению Гегеля, философия Возрождения лишь заключительный этап в развитии средневековой философии. В. Виндельбанд, напротив, считает философию этого периода подготовительным этапом к философии Нового времени, в ходе которого фантастическое созерцание природы сменяется ее математически-механистическим пониманием.
Как бы не решался данный вопрос, в любом случае следует признать уникальность содержания этого этапа развития философской мысли, что было обусловлено специфиче-ским характером поставленных ею проблем и способом их решения.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1164;