Общая характеристика. Под античной1 философией понимается совокупность философских учений и школ, возникших и существовавших в Древней Греции и Древнем Риме в период с конца VII в
Под античной1 философией понимается совокупность философских учений и школ, возникших и существовавших в Древней Греции и Древнем Риме в период с конца VII в. до н.э. по начало VI вв. н.э. Начало античной философии символически связывают с именем Фалеса Милетского, а конец – с закрытием в 529 г. византийским императором Юстинианом последней античной философской школы – Академии.
В истории античной философии принято выделять три стадии:
• Первая стадия: конец VII - V вв. до н.э. - стадия становления древнегреческой философии. Она представлена милетской школой, Гераклитом Эфесским, элейской школой, пифагореизмом, именами Эмпедокла и Анаксагора, представителями древнегреческой атомистики (Левкиппом и Демокритом). Нередко философов именуют досократиками, поскольку завершили эту стадию софисты и Сократ, чьи идеи послужили переходом к новому этапу развития древнегреческой философии.
• Вторая стадия:IV вв. до н.э. Её принято называть периодом классической древнегреческой философии. Она связана с деятельностью крупнейших мыслителей античности - Платона и Аристотеля, а также представителей так называемых «малых сократических школ» (киников, киренаиков и мегариков).
• Третья стадия:. III вв до н.э. - начало VI в. н.э. Её принято называть периодом эллинистически-римской философии. В этот период продолжилось творчество последователей Платона и Аристотеля, возникли школы стоицизма, эпикуреизма, скептицизма и неоплатонизма. Тогда же (II - III вв. н. э.) сформировались начала христианской философии.
Несмотря на длительность этого периода, а также многообразие учений, возникших в течение фактически полутора тысяч лет, есть веские основания рассматривать античную философию как единое культурное явление, общими чертами которого являются:
Ø космоцентризм, т. е установка античного сознания на признание за внешним миром (макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы, включая и духовные. Человек рассматривается как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма.
Ø синкретизм теоретического знания, т.е. нерасчлененность философского и научного видов знания. Эта нерасчленненность характерна не только для раннего периода развития греческой мысли. Даже для Аристотеля, жившего в IV в. до н.э. все знание, которое имело сугубо или преимущественно теоретический характер, получало статус «философского» (первая философия, физическая философия, математическая философия и т.д.).
Ø спекулятивность теоретического знания, т.е. умозрительность философских и научных построений. Это объясняется тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние мыслители могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента. Вследствие этого основными способами исследования были только наблюдение и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной проверки, аналогия и гипотеза.
Ø плюрализм теоретического знания, т. е. обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и философских учений. Так как при разработке гипотезы мысль идет от действия к его причине, а одно и то же действие может вызываться различными причинами, то в условиях невозможности экспериментальной проверкой в умах различных мыслителей возникали различные гипотезы об одних и тех же явлениях природы.
_________________________________________________________________________________________
1-Античный (ая, ое) (от лат. antiques - древний) - относящийся к истории и культуре ДревнейГреции и Древнего Рима (античная мифология, античная философия, античное искусство).
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1106;