Древнегреческая мифология
Как уже было сказано, мифология по времени предшествует философии. Философия возникает, с одной стороны, как преодоление мифологии, но, с другой стороны, заимствует у мифологии целый ряд идей и образов.
В момент возникновения древнегреческой философии мифология была представлена в форме эпоса в произведениях Гомера, Гесиода и в текстах орфизма.
Гомер. Древнегреческий поэт-рапсод (сказитель). Жил в конце VIII в. до н.э. Считается автором двух поэм: «Илиады» и «Одиссеи». Содержание этих поэм в основном связано с событиями Троянской войны, поэтому мифы являются частными вкраплениями в основной сюжет.
• Космогония. Начало мироздания представлено супружеской парой богов: Океаном и Тефидой. Океан - «предок богов», именно от него «все происходит». Этот Океан уже значительно демифологизирован и деантропоморфизирован. В эпосе больше говорится об его естественной, чем об его сверхъестественной ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы и другие реки. Одним из своих рукавов - Стиксом - Океан протекает через подземное царство.
• Космология. Космология Гомера достаточно примитивна. Мироздание состоит из трех частей: неба, земли и подземелья, Небо и подземелье симметричны по отношению к земле: глубочайшая часть подземелья - Тартар - настолько же удалена от непосредственно расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности земли. Земля - неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило в обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант.
• Теология. Боги Гомера - это, прежде всего, боги-олимпийцы. Название происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних греков, обитали боги. Боги находятся между собой в отношениях кровного родства. Главных олимппйских богов было двенадцать. Это Зевс, его брат Посейдон (другой брат Зевса Аид - бог подземного царства - на Олимпе не бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса - богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они питаются нектаром и амврозией, передвигаются со скоростью мысли. Боги не творцы мироздания ни в целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов и явлений.
• Антропогония. О происхождении людей в эпосе ничего не говорится. Люди подразумеваются в противопоставлении богам. Люди краткожизненны и несчастны. Они зависят от произвола богов. Обязанность людей - приносить богам жертвы, умилостивляя их и умоляя их о помоши.
В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них - псюхе. Это душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и образ, только лишенный плотности и непроницаемости. Псюхе - начало жизни и источник движения тела. Другой вид духа - тюмос. Это аффективно-волевая часть духа. Третий вид - нуус. Это ум. Псюхе разлита по всему телу, тюмос находится в груди, нуус - в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида души, животным же - только два пеpвых. Человек смертен. Псюхе покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Загробная жизнь хуже земной. В Аиде псюхе ведет призрачное существование, в Аиде «только тени умерших людей, сознанья лишенные реют». Ахилл предпочитал бы быть батраком на земле, чем царем в подземелье.
• Судьба. Это важнейший момент эпоса. Судьба обозначается древнегреческими словами «мойра», «морос», «ананке». Образ судьбы в значительной степени деантропо-морфизирован. Судьба не поддается ни в какой степени никакому умилостивлению. Она могуществепнее богов. Взаимоотношение богов представлено в эпосе неоднозначно. Нo преобладает все же представление о зависимости от судьбы не только людей, но и богов.
Гесиод. Древнегреческий поэт. Жил в начале VII в. до н.э. Считается автором двух поэм: «Труды и дни» и «Теогония».
Поэма «Труды и дни» написана в форме в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца. Существовало предание о том, что, когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод, учавствовавший в играх, устроенных в его память, состязался с Гомером и был назван победителем. Стоит отметить, что царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах».
Поэма Гесиода «Теогония» является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками. Фактически речь идет об индивидуальном мифотворчестве, или «кабинетной мифологии». Впоследствии Аристотель назвал представителей такого направления «теологами».
Космогония (теогония). Содержание космогонии излагается от лица Муз, к которым Гесиод обращается с вопросом о том, что в мироздании «прежде всего зародилось». Отвечая на вопрос Гесиода, Геликонские музы утверждают, что первым возник Хаос: «Перво-наперво возник Хаос (Бездна)». Если у Гомера начало мира представлено вполне традиционно: как порождение богов, персонифицирующих тот или иной элемент мироздания, от первой супружеской пары, то Хаос Гесиода - начало неперсонифицированное; это зияющая бездна между небом и землей (греч.chaino - зеваю, разеваю), бесконечное и пустое пространство как вместилище всего остального. После возникновения мироздания Хаос в виде «великой бездны» лежит в основании мироздания. В этом Хаосе, говорит Гесиод, «и от темной земли, и от Тартара, скрытого во мраке, и от бесплодной пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другим и концы и начала страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут». Начиная с этой стадии развертывается порождение греческого пантеона, которая превращает космогонию Гесиода в теогонический процесс. В этом процессе выделяют пять степеней.
Вторая и третья ступени.Вслед за Хаосом зарождается «широкогрудая Гея-земля», «сумрачный Тартар», «прекраснейший Эрос», «черная Нюкта-ночь» и «угрюмый Эреб-мрак». Их антропоморфные образы расплывчаты. На третьей ступени теогонии Гея-земля порождает Урана-небо, а также Нимф и Понт - шумное и бесплодное море. Эреб-мрак и Нюкта-ночь рождают свои противоположности: Эфир-свет и Гемеру-день.
Четвертая ступень. Полнокровный антропоморфизм начинается в «Теогонии» лишь на четвертой ступени. Гея, сочетавшаяся по закону Эроса с Ураном, рождает Титанов, Киклопов и Гекатонхейров.
Гекатонхейр Киклоп (Циклоп) Полифем Голова Титана
Все они чудовищны: Гекатонхейры сторуки и пятидесятиголовы, Киклопы одноглазы, титаны и титаниды, олицетворяющие стихии, также далеко не прекрасны. Уран стыдится своих детей и заставляет их продолжать пребывать в лоне матери-земли. Земля-Гея страдает. Она переполнена своими восемнадцатью детьми. Гея возненавидела мужа Урана. Земля ненавидит небо. Так назревает первая космическая напряженность, первый космический конфликт. Гея подстрекает своих детей против отца. Оправдываясь, она уверяет, что во всем виноват Уран-небо, именно он «первый ужасные вещи замыслил». Младший из титанов Крон оскопляет своего отца. Под впечатлением этого космического преступления Нюкта-ночь рождает одна, не восходя ни с кем на ложе, Обман, Сладострастие, Старость, Смерть, Печаль, утомительный Труд, Голод, Забвение, Скорби, жестокие Битвы, судебные Тяжбы, Беззаконие и т. п. Все эти социальные явления не мифологизированы и не олицетворены.
Пятая ступень. Уран-небо больше не играет никакой роли в мироздании. Из лона Геи-земли выходят титаниды и титаны. Главный среди них Крон-отцеборец. Однако не все дети земли и неба покинули землю. Крон не выпускает из недр земли Киклопов и Гекатонхейров. Отныне они враги Крона. Титаны и титаниды вступают в браки. От Крона и его сестры титаниды Реи рождается пятое поколение богов - уже описанные Гомером олимпийские боги. Судьба этих богов сначала была трагична. Уран отомстил Крону, предупредив его, что он так же будет свергнут своим сыном, как он, Уран, был свергнут Кроном. Поэтому Крон пожирает своих детей по мере того, как они рождаются. Не удается ему поглотить только Зевса. Рея обманывает Крона и подсовывает ему вместо новорожденного запеленатый камень. Возмужав, Зевс вступает в борьбу с отцом. Он заставляет его изрыгнуть своих братьев и сестер. Пятое поколение богов вступает в космическую войну с четвертым. Происходит война богов и титанов, титаномахия. Решающую роль в этой войне сыграли освобожденные Зевсом гекатонхейры. Они уступили Зевсу свое оружие - молнию и гром. Отныне Зевс - громовержец. Зевс сбрасывает титанов в Тартар и спроваживает туда же гекатонхейров, но уже не как узников, а как тюремщиков титанов. Начинается царство Зевса.
Итак, только на пятой ступени теогонии и после победы Зевса мироздание приобретает ту картину, которая дана в гомеровском эпосе. Движение мироздания от Хаоса к Зевсу - это восхождение к порядку, свету и социальному устроению.
Шестая ступень. Семь сменяющих друг друга жен Зевса и его любовные связи как с богинями, так и со смертными женщинами наполняют ряды шестого поколения богов. Первой женой Зевса была его двоюродная сестра, дочь Океана и Тефиды, Метида. Напомним, что у Гомера от Океана и Тефиды происходят все боги, у Гесиода - лишь некоторые. Здесь Океан и Тефида - лишь один из титанов и одна из титанид, дети Земли и Неба. Метида - олицетворение мудрости. («Метис» - мудрость, разум). «Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость; Больше всего она знает меж всеми людьми и богами. Но лишь пора ей пришла синеокую деву-Афину на свет родить, как хитро и искусно ей ум затуманил льстивою речью Кронион и себе ее в чрево отправил, следуя хитрым Земли уговорам и Неба-Урана. Так они сделать его научили, чтобы между бессмертных царская власть не досталась другому кому вместо Зевса. Ибо премудрых детей предназначено было родить ей, - Деву-Афину сперва, синеокую Тритогенею, равную силой и мудрым советом отцу Громовержцу; после ж Афины еще предстояло родить ей и сына - с сердцем сверхмощным, владыку богов и мужей земнородных. Раньше, однако, себе ее в чрево Кронион отравил, дабы ему сообщала она, что зло и что благо».
В такой мифологической антропоморфной форме проводится та мысль, что Зевс - вершина мироздания - не только громовержец, но и промыслитель. Метида во чреве Зевса все-таки родила Афину. Она вышла из головы Зевса и поэтому ровня ему по уму и по силе. Сын же не родился, и Зевс свою власть удержал.
Второй брак Зевс совершил с титанидой Фемидой. Фемида - олицетворение права. Ее шесть дочерей: Евномия - благозаконность, Дике - справедливость, Ирена - мир, Клото, Лахезис и Атропа - мойры. Выше мы говорили, что мойра - это судьба. У Гомера образ судьбы был в значительной степени дезантропоморфизирован. Они не поддаются умилостивлению. У Гесиода мойры - это Клото, Лахесис и Атропос. Их функции не указаны. Из других источников известно, что Клото прядет нить жизни, Лахесис проводит ее через все превратности судьбы, а Атропос (неотвратимая), перерезая нить, обрывает жизнь человека.
Третья жена Зевса - океанида Евринома (дочь Океана, как и Метида) родила трех харит. Это богини красоты, радости и женской прелести. Четвертая жена Зевса, его сестра Деметра, родила Персефону, похищенную Аидом. В честь Деметры и Персефоны в Древней Греции ежегодно справлялось тайное священнодействие - мистерии. Они справлялись в Элевсине, а потому назывались элевсинскими. К участию в мистериях допускались только посвященные, которые обязаны были сохранить в тайне все, что происходит во времена мистерий,- молитвы, тайные имена богов, называвшиеся при богослужении и т. п.
Пятая жена Зевса - титанида - сестра Мнемосина родила девятерых муз. У Гесиода указано их число и названы их имена, но функции еще не определены. Позднее эти функции были определены так: муза истории - Клио, лирической поэзии - Евтерпа, комедии - Талия, трагедии - Мельпомена, танцев - Терпсихора, астрономии - Урания, любовной поэзии - Эрато, гимнической поэзии - Полигимная, эпической поэзии - Каллиопа.
Шестая жена Зевса - его двоюродная сестра Лето. Ее дети - Аполлон и Артемида. Седьмая жена Зевса - его сестра Гера - мать богини юности Гебы, бога войны Ареса и богини деторождения Илитии. Она также мать Гефеста. Афродита у Гесиода - не дочь Зевса. Она детище Урана. Позднее у Платона Афродита Урания станет символом идеальной, духовной, платонической любви, Афродита, дочь Зевса,- любви чувственной.
• Космология. Космология Гесиода подобна гомеровской. Мироздание также состоит из трех частей, где небо и подземелье симметричны земле. И у Гесиода «многосумрачный Тартар» так же далек от поверхности земли, как эта поверхность от небосвода - это то расстояние, которое пролетает сброшенная с неба медная наковальня за девять суток.
Столь глубоко под землю, насколько небо [отстоит] от земли:
Ибо столько же и от земли до туманного Тартара.
И впрямь, падая с неба девять дней и [девять] ночей,
Медная наковальня на десятый достигла бы земли.
Равное [расстояние] и от земли до туманного Тартара:
Падая с земли девять ночей и [девять] дней
Медная наковальня на десятый достигла бы Тартара.
• Антропогония. У Гесиода о происхождение людей сказано глухо. На основании косвенных свидетельств можно предположить, что ему был известен миф, изложенный словами героя диалога Платона «Протагор».
«Было некогда время, когда боги-то были, а смертных родов еще не было. Когда же и для них пришло предназначенное время рождения, стали боги ваять их в глубине Земли из смеси земли и огня, добавив еще и того, что соединяется с огнем и землею. Когда же вознамерились боги вывести их на свет, то приказали братьям-титанам Прометею и Эпиметею 1 украсить их и распределить способности, подобающие каждому роду. Эпиметей выпросил у Прометея позволение самому заняться этим распределением. «А когда распределю, - сказал он, - тогда ты посмотришь». Уговорив его, он стал распределять: при этом одним он дал силу без быстроты, других же, более слабых, наделил быстротою; одних он вооружил, другим же, сделав их безоружными, измыслил какое-нибудь иное средство во спасение: кого из них он облек малым ростом, тем уделил птичий полет или возможность жить под землею, а кого сотворил рослыми, тех тем самым и спас; и так, распределяя все остальное, он всех уравнивал. Все это он измыслил из осторожности, чтобы не исчез ни один род. После же того как он дал им различные средства избегнуть взаимного истребления, придумал он им и защиту против времен года: он одел их густыми волосами и толстыми шкурами, способными защитить и от зимней стужи, и от зноя и служить каждому, когда он уползет в свое логово, собственной самородной подстилкой; он обул одних копытами, других же - когтями и толстой кожей, в которой нет крови. Потом для разных родов изобрел он разную пищу: для одних – злаки, для других – древесные плоды, для третьих – коренья, некоторым же позволил питаться, пожирая других животных. При этом он сделал так, что они размножаются меньше, те же, которых они уничтожают, очень плодовиты, что и спасает их род.
Но был Эпиметей не очень-то мудр, и не заметил он, что полностью израсходовал все способности, а род с человеческий еще ничем не украсил, и стал он недоумевать, что теперь делать. Пока он так недоумевал, приходит Прометей, чтобы проверить распределе-ние, и видит, что все прочие животные заботливо всем снабжены, человек же наг и не обут, без ложа и без оружия, а уже наступил предназначенный день, когда следовало и человеку выйти на свет из Земли; и вот в сомнении, какое бы найти средство помочь человеку, крадет Прометей премудрое искусство Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться. В том и состоит дар Прометея человеку».
В этом мифе Прометей выступает в качестве культурного героя, поскольку огонь становится основой древних ремесел: кузнечного и гончарного дела. Позднее у афинского трагика Эсхила Прометей говорит, что он научил людей всему: он наделил их мыслью и речью, он научил их астрономии и математике, домостроению и земледелию и т. п. Зевс наказал Прометея, приковав его к скале на Кавказе в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь, но огонь у людей отнять не смог. Тогда он решил отомстить людям и приказал создать женщину. Гефест слепил её, смешав землю с водой, Афина одела её в серебряное платье и увенчала золотым венцом, Гермес вложил ей в грудь лживую и хитрую душу. Женщину назвали Пандорой (т. е. «всеми одаренная»), так как все боги оделили её дарами. Пандора соблазнила недалёкого Эпиметея - брата Прометея, который уговаривал Эпиметея ничего не прини-
_____________________________________________________________________________
1 Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий», в противоположность имени его брата Эпиметея, означающего «думающего после», «крепкий задним умом».
мать от Зевса. Когда Пандора открыла сосуд, врученный ей богами, в который были заключены все людские пороки и несчастья, по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как Пандора захлопнула крышку. Так люди были лишены даже надежды на лучшую жизнь.
«С тех пор как человек стал причастен божественному уделу, только он один из всех живых существ благодаря своему родству с богом начал признавать богов и принялся воздвигать им алтари и кумиры; затем вскоре стал членораздельно говорить и искусно давать всему названия, а также изобрел жилища, одежду, обувь, постели и добыл пропитание из почвы. Устроившись таким образом, люди сначала жили разбросано, городов еще не было, они погибали от зверей, так как были во всем их слабее, и одного мастерства обработки, хоть оно и хорошо помогало им в добывании пищи, было мало для борьбы со зверями: ведь люди еще не обладали искусством жить обществом, часть которого составляет военное дело. И вот они стали стремиться жить вместе и строить города для своей безопасности. Но чуть они собирались вместе, как сейчас же начинали обижать друг друга, потому что не было у них уменья жить сообща; и снова приходилось им расселяться и гибнуть.
Тогда Зевс, испугавшись, как бы не погиб весь наш род, посылает Гермеса ввести среди людей Стыд и Правду, чтобы они служили украшением городов и дружественной связью. На вопрос Гермеса, каким же образом дать людям Правду и Стыд: дать ли это немногим, подобно тому как искусство врачевания дается одному, но этого искусства хватает на многих, не сведущих в нем, или же дать всем, Зевс ответил: «Пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами. И закон положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным Стыду и Правде, убивать как язву общества».
• Исторический миф. Историческая концепция Гесиода изложена в произведении «Труды и дни» и выражена в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, медном, героическом и железном. Золотое и серебряное относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам Зевса. Первое поколение было создано из золота.
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном.
Последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время железа:
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Ни передышки им ни ночью, ни днем от труда и от горя
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им
Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того как на свет они станут рождаться седыми.
Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает желание родиться не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения.
Орфизм. Орфизм - древнегреческое религиозное движение, возникшее ориентировочно в VI в. до н.э. в результате реформы культа Диониса. Идеологической основой являлись древние гимны, эпические поэмы и философские сочинения, приписываемые Орфею. К числу таких текстов относят «Рапсодическую теогонию», «Орфическую теогонию» и «Орфические гимны». В основе данного религиозного движения лежал культ Диониса - Загрея. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств, поэтому об орфизме мы знаем лишь понаслышке.
• Космогония. Уже сами древние расходились между собой в вопросе о том, что же орфики принимали за начало мира. Одни называли Ночь - Нюкту, другие - Воду, третьи - слитность Земли, Неба и Моря, четвертые - Время. Наиболее вероятно, что орфики принимали за исходное состояние мироздания Воду. Как это, так и другие возможные первоначала орфиков в значительной мере демифологизированы и дезантропоморфизированы.
Как и у Гесиода, у орфиков космогонические ступени перемежаются с теогони-ческими. В космотеогонии орфиков можно насчитать 12 ступепей. Это: 1) Первовода;
2) Дракон Геракл (Хронос) с головами быка и льва и божественным ликом между ними; 3) Эфир, Эреб (Мрак) и Хаос; 4) "Серебряное Яйцо"; 5) двуполый бог Фанес; 6) богиня Нюкта; 7) боги Уран, Гея и Понт; 8) Киклопы, гекатонхейры и титаны, в числе последних Крон и Рея; 9) Зевс; 10) Кора-Персефона; 11) Дионис - сын Зевса; 12) человек.
• Антропогония. С антропогонией орфиков связаны четыре последних ступени их космотеогонии. На девятой ступени Зевс вступает в связь со своей матерью Реей, а затем со своей дочерью от своей матери. Эту дочь зовут Кopa, она же Персефона. Кора-Персефона рождает Диониса-Загрея, который должен был наследовать царство Зевса. Подстрекаемые ревнивой женой Зевса Герой титаны пожирают Диониса-Загрея (Загрей - эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Персефоны). Зевс испепеляет молниями титанов. Афина приносит Зевсу подобранное ею сердце Диониса, которое титаны не успели пожрать. Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы. Это второй Дионис. Из титанодионисийского пепла Зевс творит человека. Таким образом, человек двойствен. В нем два начала: низшее, телесное, титаническое, и высшее, духовное, дионисийское.
Весьма своебразны взгляды орфиков на человеческую жизнь. Если у Гомера земная жизнь предпочтительнее загробной, то у орфиков наоборот. Жизнь - страдание. Душа в теле неполноценна. Тело - гробница и темница души. Цель жизни - освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться из тела в тело - так называемый метемпсихоз(реинкарнация). Метемпсихоз - переселение души после смерти одного живого тела в другое живое тело. Такими телами могут быть тела не только людей, но животных и даже насекомых и растений.
«Вот почему по кругу времен душа человека
Поочередно в животных вселяется иногде в разных:
То родится конем, то [родится] овцой, а то птицею с виду ужасной,
А иногда и с собачьим телом, и с голосом низким,
Хладных породою змей ползет по земле она дивной.
Избавлению от проклятия бесконечных возрождений служили очистительные обряды орфиков, сам их образ жизни в общине. Орфики не убивали живых существ. Они были вегетарианцами. Освободившись от колеса перерождений, метемпсихоза, душа благочестивого орфика достигает «острова блаженных», где она живет беззаботно и счастливо, не испытывая ни физических, ни душевных мук.
Помимо указанного выше орфического мифа о происхождении человека, есть косвенные свидетельства, что миф об андрогинах, в художественной форме изложенный в диалоге Платона «Пир», также относится к орфической традиции. Согласно этому мифу предки людей, имевшие по два лица, четыре руки, четыре ноги, пару половых органов, были трёх родов: мужчины, женщины и андрогины, обладавшие признаками обоих полов. Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, попытавшись совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов. «И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, - тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было». Зевс наказал этих перволюдей за их гордость, разрубив каждого вдоль, повернув лица и половые органы в сторону разреза. И вот теперь люди ищут утраченную половинку, и, когда эти половинки находят каждая свою, возникает эрос - любовь. Но потомство рождается только от разнополых половинок (потомков андрогинов).
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 2702;