Язык как средство построения и развитии Культурно-историческая природа языка

Особым, всепроникающим и фундаментальным компонентом научного знания является язык. Реализуя мыслеоформляющую и коммуникативную функции, язык, как естественный, так и искусственный, сам, по существу, выступает предпосылкой ста­новления и функционирования научного знания. Будучи социальным по своей природе и генезису, язык в опосредованной, часто неявной, форме осуществляет социальную детерминацию всей научно-познавательной деятельности, а также формы и содержания самого знания. Язык, опосредуя отношение субъекта к предметному миру, проявляет себя в этом качестве как особая, фундаментальная основа общения, а также как выра­жение специфического «языкового мировидения» (по В.Гумбольдту). В этом качестве естественный язык осуществляет первичные общие акты категоризации и интерпрета­ции, в результате чего субъект включается в единый социально-исторический процесс постижения реального мира.

Очевидно, что этот фундаментальный и не лежащий в фокусе сознания процесс не сводится к усвоению терминологии, но предполагает также «освоение» культурно-исторического «текста» (и подтекста) языка, подкрепляемого опытом жизнедеятельно­сти самой личности. Через систему языка субъект подключается к опыту определенно­го языкового коллектива, к социальной памяти общества в целом. Это осуществляется не только и не столько в форме овладения словарем, синтаксисом и грамматикой, сколько именно через неосознаваемое приобщение к фонду культуры и исторического бытия, который становится неявным знанием каждого индивида.

Крупнейший немецкий лингвист XIX века В.Гумбольдт полагал, что «язык — это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека»; что он отображает не столько свойства внеязыкового мира, сколько способ, каким дан этот мир человеку, отношения человека к миру. Эти отношения, само «мировидение» зависят от семантического членения, присущего каждому языку. «Однако язык не является про­извольным творением отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу… в результате того, что народы обмениваются словами и языками, создавая в конечном счете человеческий род в целом, язык становится великим средством преобразования субъективного в объективное, приходя от всегда ограниченного индивидуального к все­объемлющему бытию. …≥ Языки являются не только средством выражения уже по­знанной истины, но и, более того, средством открытия ранее не известной. Их различие состоит не только в отличиях звуков и знаков, но и в различиях самих мировидений» (Гумбольдт В. Избр. труды по языкознанию. М., 1984. С. 318-319).

 

Таким образом, поскольку язык в конечном счете выражает объективные отно­шения и формы реальности, а также сам социально-исторически обусловлен, то воздей­ствие, оказываемое им на познание в целом, на мышление в частности, не может быть сведено к произвольно-субъективным и конвенциональным моментам. Влияние языка на мышление и познание не должно ни абсолютизироваться, ни трактоваться упрощен­но. Уже в естественном языке достаточно ощутима «сила слова» - языковое регулиро­вание и нормирование. В качестве таких относительных регулятивов выступают, в ча­стности, различного рода языковые стереотипы в форме нормированных оборотов ре­чи. Они возникают в процессе формирования мыслительных стереотипов, но приобре­тают определенную самостоятельность и влияют в свою очередь на мышление. Стан­дартизация мышления и его языковых форм представляет определенную ценность, по­скольку является в известной мере «аккумулированным умственным трудом» (Г.Клаус), но может привести к догматизации мышления и даже манипулированию им.








Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 1129;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.