Научное и вненаучное знание
Современная философия науки считает необходимым признать и разрабатывать определенную типологию знания, не сводящую все (истинное) знание только к научному. У «знания нет единственно адекватной формы» (И.Т.Касавин), виды знания рождаются в зависимости от типов человеческой деятельности. Уточняются сами понятия: донаучного, вненаучного, псевдонаучного знания. Если донаучное знание близко к обыденному, повседневному, когда сама жизнь рассматривается как познание; псевдонаучное, являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание, то вненаучное - это различные типы знания, отличающиеся от научного «непознавательными» способами получения, применения, апробации и формами выражения.
Одним из первых обратившийся к проблеме вненаучного знания И.Т.Касавин полагает, что типология такого знания соответствует типологии практической, духовно-практической и теоретической деятельности. Практическое знание — это знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности. Духовно-практическое знание представлено знанием об общении, жизнедеятельности людей, культово-регулятивным, а также художественным знанием. Оно пронизывает все сферы деятельности и социальные слои, является основой личностных, межгрупповых и социальных отношений в целом. Формы его существования и функционирования — убеждение и обращение к стереотипам, образное описание, нормирование (рецептурность), целеполагание, а также надежды, стремления, оценки и идеалы. Теоретическое знание — это не только научное, но и идеологическое, философское, теологическое, а также магическое, например, дискуссии вокруг полетов ведьм, материальности дьявола и различия черной и белой магии (Касавин И. Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 21-26).
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Наука в культуре. М., 1998.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983.
Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. Л., 1987.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.
Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
ХакингЯ. Представление и вмешательство. М., 1998.
Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
Дополнительная
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. М., 1999.
Дисциплинарность и взаимодействие наук. М., 1988.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М., 2004.
Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980.
Вопросы для самопроверки
Что такое методология науки, каковы ее уровни и функции?
Статическая и динамическая структура научной деятельности.
Единство субъективного и объективного в методе научного познания.
Какие классификации методов вам известны?
Как вы понимаете положение Гегеля «метод расширяется в систему»?
Встречались ли вы с такой ситуацией в вашей области знания?
Что такое «философское обесценивание научного метода»? Ваше отношение к идее «анархистской методологии» П.Фейерабенда.
Сопоставьте научное и обыденное знание. В какой мере они взаимосвязаны?
Какие формы знания входят в понятие «вненаучного»?
Какие виды знания кроме научного входят в группу теоретического знания?
Понятие «научная дисциплина», ее структура и функции.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 739;