Человек как духовная и душевная реальность.

Осознание двойственности своей природы - фундаментальное событие в жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Двойная детерминация человека задает динамическое напряжение, питающее культуру и «сублимируется» в форме ее основных оппозиций человек-животное, природа-общество, дух-тело, человек-бог, добро-зло и т.д.

Значение этих «больших» метафизических противоположностей состоит в том, что они символизируют вечную загадку человека и стимулируют поиск его назначения и места в мире. Неверно думать, что как таковые метафизические представления о человеке либо фантазии и утопии, либо идеологические двойники реальных отношений между людьми, то есть нечто такое, что в любом случае ненужно и бесполезно: романтические утопии скрывают жестокую реальность, а идеологии не оправдывают. Как видно из истории, источником культурного взрыва являются не только новые технологии, но и идеи, и, прежде всего представление человека о самом себе, его цели и идеалы, которые хотя и не выполняются полностью, однако существенно определяют социальные, экономические и культурные завоевания человека.

Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на историческую обусловленность и культурную относительность этих различий. Прежде всего, следует иметь в виду, что они не являются данностями. Какими бы самоочевидными и естественными не казались противоположности человека и животного, мужчины и женщины, духа и тела, тем не менее, они не являются извечными и в каждую эпоху понимаются и реализуются по-разному. Причиной тому является не только недостаток знания, но и различные способы производства человеческого, связанные как с технологиями, так и с проектами, которые и составляют саму культуру. Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – это загадка, которую каждая историческая эпоха решает по-своему. Разумеется, существуют традиции, которых люди должны придерживаться, чтобы выжить в ходе инноваций, однако именно изменения окружающего мира заставляют искать новые возможности самоосуществления.

Важным методологическим вопросом является обсуждение тех реальных функций, которые обеспечивают данные различия: как и при каких условиях, они возникают и каково их значение в системе общественного порядка. Трудность решения вопроса о природе, происхождении и реальных функциях данных различий связана с тем, что они развиваются как бы на двух уровнях. С одной стороны, философия, а потом и наука пытаются уточнить эти различия и дать им четкое определение.

С другой стороны, пытаясь доказать истинность и тем самым сделать определения действующими нормами поведения, мыслители сталкиваются с тем, что их рассуждения оказываются как недоказуемыми, так и невыполнимыми. Это вызвано тем, что различия божественного и человеческого, мужского и женского, плохого и хорошего, прекрасного и безобразного и т. п. складываются до познания и сами составляют неявную основу любых рассуждений. В культуре существует значительное число положений, которые, будучи самоочевидными и общепринятыми, тем не менее не могут быть доказаны научным путем, ссылками на опыт или логическое доказательство: тот, кто сомневается в существовании внешнего мира, в наличии сознания и т. п. всерьез, а не на философском диспуте, не считается нормальным. И это не случайно. Если сомневаться в этом, то недоказуемо и все остальное. История подобных различий уходит корнями в когнитивные практики, и поэтому ее реконструкция должна опираться не только на определения, даваемые тем или иным философом, но и выявлять реальные структуры, в рамках которых они складываются и функционируют.

Мир человека предстает перед нами в духовной и душевной реальности. Душевностью называют совокупность психических явлений, в целом психику, сознание отдельного человека, т. е. свойство высокоорганизованной материи - мозга, способного отражать предметы объективной действительности в ощущениях, представлениях, суждениях, понятиях. Термин душевности был введен еще первобытным человеком для обозначения непонятного ему явления смерти, когда при этом прекращалось дыхание или происходило истечение крови. Впоследствии в религии и в идеалистической философии душевность стала изображаться как некая самостоятельная нематериальная, независимая от смертного тела бессмертная сущность, исходящая от бога.

Духовность претерпела множество различных изменений. Идеалисты под духовностью понимали и сейчас понимают первооснову всего существующего. Духовное есть производное от высокоорганизованной материи, функций головного мозга: духовное вторично, оно есть результат общественно — исторической деятельности людей. В марксистской литературе слово духовность употребляется иногда в смысле чего-то внутреннего, существенного, главного в том или ином объекте теории.

Два полюса мироздания; человек и элементарная частица. И там и тут один принцип: двойственность природы. Так же как элементарная частица, согласно с современной физикой, является материальной частицей и электромагнитной волной, так и живой человек является одновременно и телом и душой. Квантовая электродинамика — фундаментальная теория взаимодействия света и вещества, фотона и электрона. И другой полюс мироздания - живой человек: взаимодействие света и вещества, души и тела.

Человек познает мир, Вселенную как бы извне: путем наблюдения с использованием своих органов чувств, приборов, реактивов, эксперимента, логического мышления. Но когда в своем познании он доходит до познания жизни, то он обогащается принципиально новым методом познания. Он сам является этим явлением. Ставя вопрос, что собой представляет явление жизни, он имеет возможность изучить жизнь, как и мертвую природу, извне, применяя те же методы изучения, но в то же время, являясь самым совершенным представителем живого, он имеет возможность исследовать явление жизни не только извне, но и как бы изнутри, воспринимая самого себя, и эти знания имеют не меньшую, а ,быть может, и большую достоверность, чем любые добытые рутинным способом. И здесь он получает достоверное знание о том, что живой человек состоит из двух неразрывно связанных, не существующих в отдельности друг от друга начал: души и тела, духовного и материального.

При познании окружающего нас мира мы широко используем метод экстраполяции. Желая постигнуть устройство нашего тела, мы проводим эксперимент с мышами, крысами, собаками, экстраполируя полученные данные (с небольшими поправками) на тело человека. Экстраполяция идет от низшего к высшему. Духовную жизнь мы познаем у высшего проявления жизни - у человека. Но мы можем воспользоваться методом экстраполяции в обратном направлении и так же, с некоторыми поправками, получить представление о духовной природе всего живого, а быть может и еще глубже, о духовном мире Вселенной. Чтобы начать такую экстраполяцию, надо точно сформулировать наши несомненные знания о душе человеческой - это исходный пункт экстраполяции. Генетическая информация, полученная от матери и отца, создавшая тело родившегося ребенка, подготовила и сложную платформу - головной мозг, для возникновения души. Душа рождается одновременно с рождением ребенка. Сразу же после рождения ребенок начинает воспринимать поток информации из окружающего его мира. Блики света, звуки прикосновения, материнская забота, сливаясь в одно целое, начинают формировать еще очень примитивную душу ребенка. С каждым днем душа ребенка совершенствуется за счет все время поступающей информации. Особое значение имеет слово, речь, несущая ребенку духовную информацию окружающих его людей: колыбельные песни, разговор, сказки матери, отца, близких. Духовная информация заключена и в игрушках, в обычаях и распорядке жизни в семье. В формировании души человека исключительно большое значение имеет специально отобранная духовная информация - воспитание в семье, детские садике, школе. Исключительно большое значение для души имеет чтение, усвоение духовной информации от общения с другими людьми. Развивающийся человек очень быстро осознает ценность информации, ищет и воспринимает нужную ему, начинает творить новую, ранее не существующую в мире, информацию, воплощая, фиксируя ее в слове, письменности, произведениях труда, науки, искусства. В течение всей жизни душа человека обогащается все новой и новой информацией, разной для различных людей, что формирует ее индивидуальность, уникальность.

Итак, душа человека есть нечто реально существующее, нематериальное начало, состоящее из информации в течение всей жизни из окружающего его материального и духовного мира, творимой им. Душа человека, будучи неразрывно связанной, с материальным телом человека, в то же время является частью реально существующего Духовного Мира Человечества.

Информация, из которой как бы соткана душа, духовное начало, сама по себе является духовным понятием. Информация о чем-то не есть это что-то. Информация фиксируется в материальных субстанциях, существует в них, не являясь ими. Используемая или не используемая, фиксированная и хранимая в материальном теле, информация не определяет духовной сущности человека. Все в мире находится в движении, в развитии. Душа человека есть высшая (из известных) форма развития информации. Только душа, духовное начало человека, способна воспринимать благодаря слову, речи непосредственно духовную информацию других людей. Только душа человека фиксирует полученную информацию не только в центральной нервной системе (ЦНС), но и в слове, письменности, в компьютерах, в произведениях труда, техники, науки и искусства, воспринимает духовную информацию всего человечества, всех времен, что делает бессмертными духовные ценности души человека, она не только воспринимает, но и творит новую, ранее не существующую в мире информацию - в труде, науке, искусстве, технике, социальной жизни.

Душа человека само осознает ценность обладания духовной информацией и целеустремленно получает желаемую информацию, сознает силу имеющейся информации и использует ее для достижения цели, осознает свое существование, сама себя, свое бытие.

Зная существование своей души, как духовного начала в окружающем нас материальном мире, мы с уверенностью экстраполируем это знание и на других людей, все они обладают духовным началом - душой. Духовный мир человечества, фиксированный в слове, письменности, произведения труда, науки, искусства - такая же реальность, как и мир материальный. Это высшее, из известных нам, проявление духовного мира.

Можем ли мы экстраполировать наше знание о духовном начале человека на более низко организованные формы материи? Есть ли духовное начало у других представителей живого мира? Если мы возьмем мир высших животных, то в организации телесного начала мы не найдем существенного отличия от человека. Те же вещества (нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды и др.), те же законы метаболизма (ферменты, дыхание, пищеварения и т.д.); то же устройство генетической системы (ДНК, РНК и т.п.), те же органы чувств (зрение, слух, рецепторы и т.п.). Высшие животные (обезьяна, собака, дельфин и др.) воспринимают высший мир, фиксируют полученную информацию в ЦНС, используют ее для поведения, продолжения рода, ощущают себя, обладают элементами радости и горя, поиска и анализа, познания. Это тот духовный мир, который изучал И. П. Павлов методом условных рефлексов, а Д. Камельдорф - методом лабиринтов. С уверенностью мы можем утверждать, что высшие животные обладают духовным началом, но значительно более примитивным, чем душа человека. Экстраполируя дальше, у нас нет оснований считать, что низшие животные, обладающие центральной нервной системой, рецепторными органами, воспринимающие внешнюю информацию, не имеют и духовного начала в еще более примитивной форме. Муравей, тащащий соломинку в муравейник, пчела, кормящая матку медом, ящерица, греющаяся на солнце, щука, охотящаяся на мелкую рыбешку, кобра, собирающаяся нанести смертельный укус своему врагу, и тысячи других примеров из необъятно разнообразного животного мира только подтверждают правильность наше экстраполяции. Все его представители обладают информацией из внешнего мира, обладают ЦНС для ее фиксации, переработки, обладают духовным началом различной сложности и совершенства. Биологи придумали термин "инстинкт", чтобы создать (под влиянием церковных канонов) пропасть между животными и человеком. Современная наука показала отсутствие этой пропасти. Различие только в степени развития духовного начала. Чем ниже ступень эволюции животного мира, тем меньше объем воспринимаемой информации, тем менее совершенно ее запоминание и переработка, тем примитивнее духовное начало, сотканное из информации, но оно существует. Если рецепторная информация сильно деградирует при переходе от высших к низшим формам животных, то генетическая информация изменяется очень мало. Не следует забывать, что именно генетическая информация создает ту материальную основу, на базе которой возникает духовное начало человека и муравья.

Еще один шаг вниз. Мир растений. Нет органов чувств. Нет центральной нервной системы. Но есть многочисленные рецепторы, воспринимающие информацию из внешнего мира. Электромагнитная информация не только непрерывно поступает в растение (видимый свет, ультрафиолетовое излучение солнца, атомная радиация радиоактивного природного фона), но и вырабатывается растениями для влияния друг на друга (митогенетические лучи А. Г. Гурвича, вторичная, биогенная радиация, открытая нами). Растения живут и развиваются, используя генетическую информацию, мало отличающуюся от генетической информации животных. Только объединяя всю поступающую извне и вырабатываемую внутри себя информацию, растение может существовать и развиваться как целое. Это объединяющее начало, сотканное из имеющейся информации, и является духовным началом растительного мира. Оно примитивней духовного мира животных, но оно существует. У нас нет научных данных для сомнения, тем более для отрицания духовного мира растений.

Мир одноклеточных, простейших, бактерий - мембранные рецепторы, воспринимающие информацию окружающей среды, генетическая информация, передаваемая от клетки к клетке. Без информации нет жизни. Есть жизнь (явление очень сложное даже на уровне бактерий) - есть информация, есть духовное начало.

Спускаемся еще ниже по лестнице развития Вселенной. Мир неживой природы. Звезды, галактики, планеты, тела, молекулы, атомы. Нет жизни. Нет генетической информации. Но есть, осталась той же многогранная информация окружающего мира, информация, фиксированная в структуре, строении, в энергетических потенциях тел, молекул, атомов. Информация, определяющая их свойства, возможности взаимодействия, управляющая развитием Вселенной. Эта физико-химическая информация не есть тела, молекул, атомы. Напоминаем: информация о чем-то не есть это что-то. Информация - это духовное начало. И этим началом обладает вся Вселенная. Это очень упрощенная и в то же время очень многогранная, сложная физико-химическая информация, которой обладает все существующее. В начале начал, когда из хаоса элементарных частиц возникли атомы - материальное начало, одновременно возникла и информация об их свойствах, фиксированная в их структурах, энергетических потенциалах - возникло Духовное Начало во Вселенной. Как все подвержено движению, развитию, так и духовное начало не есть нечто, как это утверждается всеми религиями, статичное, вечно одно и то же, чуждое развитию.

Нам известны следующие этапы развития информации - Духовного Начала во Вселенной:

1. Физико-химическая информация.

2. Генетическая информация.

3. Рецепторная информация.

4. Усложняющаяся информация от простейших к миру растений и животных.

5. Высшая форма развития информации - душа человека, Духовный Мир Человечества.

Мы знаем, что Вселенная состоит из многих галактик, солнечных систем, планет. Вероятно, что развитие информации не всюду протекало однотипно. Вероятно, что на каких-то планетах развитие информации продвинулось на более высокую ступень, чем на Земле, и там духовное начало приняло более развитую форму, чем душа человека. Мы вправе это предполагать, хотя и ничего об этом не знаем.

Поняв идею развития Духовного Начала во Вселенной, его присутствия во всей Вселенной в неразрывном единстве с материальной субстанцией мира, у нас нет никаких оснований предполагать и тем более утверждать существование какого-то Высшего Разума, божественного стационарного духовного начала во Вселенной, наделяя его теми свойствами, которые мы познали в душе человека.

Познавая свою душу, свое духовное начало, величие разума, красоту и гармонию окружающего нас мира, нашу совесть, стоящую на страже справедливости и нравственности, силу и волю души, ее способность ставить перед собой высокие, прекрасные цели и находить путь к их достижению, мы не имеем никаких оснований отрывать все эти качества от реальной личности человека, наделять ими что-то во Вселенной. Напротив, как мы видели выше, чем дальше мы уходим от человека, тем беднее становится начало и во Вселенной в целом - оно существует в самой примитивной форме, физико-химическая информации, но способной к развитию, совершенствованию.

Наверное, каждый из нас задумывался над простейшим жизненным фактом: если мы испытываем потребность, нужду в каком-либо предмете, значит, этот предмет представляет собой определенную ценность. Есть ценности материальные: это, что нам необходимо для сохранения жизни, для определенных условий существования, для общения с другими людьми. Простейшие материальные ценности - пища, одежда, предметы быта, жилищные условия, предметы общественного потребления во всем многообразии. Материальные ценности более высокого порядка - орудие труда, средство производства. К величайшим ценностям относятся природа, естественная среда обитания человека. Кратко говоря, все, что способствует жизни человека, его развитию, совершенствованию - все это относится к ценностям материального порядка.

Но есть ценности и другого порядка. Они необходимы для формирования и развития духовного мира людей, их духовного обогащения. Ценности такого рода называются духовными ценностями. Они тоже являются результатом человеческой деятельности, труда, созидания, творчества. Например, художник, поэт, философ, физик как творцы произведений искусства, научных истин, знаний о мире создают духовные ценности. В процессе этого творческого труда затрачиваются огромные умственные усилия, преодолеваются старые стереотипы мышления, включаются в работу другие отрасли производства. При этом создаются не просто предметы, а предметы культуры, духовного производства. Они нужны людям, так как таят в себе несметные сокровища знания, опыт человеческих отношений, формируют в нашем сознании представление о красоте, добре, истине. Мир культуры человека - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - все то, что можно назвать бытием культуры. В нашем случае ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Т. Парсонс отмечал, что ценность - это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в философии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, Р.Б. Перри., Дж. Дьюи, П. Сорокин). В западной культурной антропологии существуют две полярные теории. Одна из них — это релятивистская, отрицающая возможность объективного анализа ценностных структур различных обществ и рассматривающая ценностные системы как относительные. Другая – противоположная, антирелятивистский позитивизм, утверждающий возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науке.

Таким образом, духовные ценности - это продукт духовной деятельности людей, результат сложнейшего процесса познания, плод которого - знание, знание о жизни, о людях, о природе, о культуре. Духовность в данном случае не противоречит материальности. Духовность выступает как часть жизнедеятельности человека, как способность человека, созданная трудом и всеми условиями материальной жизни людей. Истинно духовное - только в сознании, в мышлении живого человека. Все остальное - результат его деятельности, зафиксированный в продуктах труда, в материальной, вещественной форме. Например, книги, картины - не просто вещи. В них заключен результат творчества писателя, ученого, живописца. Духовность этих вещей неразрывно связана с их материальностью.

Духовные ценности, не смотря на свою духовность, все-таки воплощены в материальные предметы, обслуживают человека, его практические нужды, разрешая, таким образом, извечное противоречие между сознанием и бытием, мышлением и действием, замыслами и их реализацией. Практичность «духа» несомненна, как и ценность духовного, определяемого тоже практикой. Так возникает истинное знание.

Выработать понятие - значит познать, осмыслить, выразить в словах свое понимание, представление о том, что необходимо практически в жизни. Если говорить о поэтическом литературном образе, то здесь мы видим подлинные находки, открытия в результате глубокого проникновения писателя в жизнь, ее познание. Каждое новое произведение литературы, искусства в целом - это новое знание, новое чувство, новое открытие тайн человеческой души. Уже сам по себе процесс умственного труда по своему содержанию, пафосу творчества, открытия нового является ценностью.

Духовная ценность обладает несколькими значениями, которые выступают как социальные свойства, закрепленные в способностях человека познавать, мыслить, формировать знание. Эти духовные способности, необходимые человеку разумному, раскрываются во всей полноте своей другим людям, которым они не просто полезны, а жизненно необходимы. Необходимость - высшее проявление

полезности. Духовная полезность - вид социальной полезности, закрепленной в продуктах духовного производства, в предметах культуры. В этих предметах заключено главное богатство – богатство знаний, источник знаний о жизни.

Познание жизни, ее законов необходимо всем людям во имя разумного существования на нашей планете. Духовная ценность помимо своей духовности обладает еще и огромным практическим смыслом. И ценности любого произведения искусства, любой научной теории определяются, прежде всего, практикой. Значение истинно великих духовных ценностей определяет сама жизнь, обстоятельства практики, ради которой и для которой развивается все духовное производство в масштабе общества. Духовные ценности всеобщи, они удовлетворяют духовные потребности людей. Без духовных ценностей общество было бы обедненным. Материальное существование духовных ценностей делает их общедоступными.

Современные формы создания духовных ценностей не могли бы существовать без соответствующей материально-технической базы. Чем дольше, тем больше духовное производство обрастает новейшими достижениями науки и техники. Но при всей грандиозности масштабов «технологии» духовной деятельности нельзя забывать главное: человека с его творческим потенциалом, с его неуемной жаждой познания. Именно человек - мыслящий, страдающий, переживающий - остается постоянной величиной этого грандиозного процесса развития духовного производства. Именно его мятежный дух, порыв страстей, эмоции являются основой созидания духовных ценностей во все времена. Нам ценны не только результаты умственной деятельности наших далеких предков, но и сам процесс поиска истины, который раскрылся в их творении.

Накопленное богатство в духовной сфере человеческой жизни образует культуру. Процесс этого накопления - непрерывная цепь открытий, радостей творчества, разочарование от неудач. И все это - во имя прогресса человечества. И каждый раз мятежный дух, отягощенный материей, по образному выражению К. Маркса и Ф. Энгельса, стремится вырваться на просторы познания, не знающего границ и оков. Извечная борьба между «духом» и «косной материей» в самом процессе духовного творчества разрешается в конечном продукте. В самой материализованной духовной ценности мы не увидим процесса, ибо он раскрывается только при глубоком постижении духовной деятельности. Идеальное, превращенное в материальное, можно сравнить с душой, «переселившейся» в иной мир. Чудесное здесь носит не потусторонний характер, а земной, человеческий. Только творческая, созидательная способность человека сделала возможным овеществить в произведениях искусства, науки его духовный мир. Только трудовая деятельность позволила человеку-созидателю в материальном, вещественном закрепить самое сокровенное, самое тонкое - его душу, интеллект, чувства и мысли. Всеобщие элементы познания, переживания и оценки присущи всем людям. Таким образом, родовая человеческая способность обеспечивает непрерывный процесс духовного производства, смысл которого - сознание, потребление и воспроизводство духовных ценностей в сознании общества.

Существует всеобщий закон производства, в том числе и духовного. «Продукт получает свое последнее завершение только в потреблении, - писал К. Маркс... - Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно. Потребление, уничтожая продукт, тем самым придает ему завершенность, ибо продукт есть [результат] производства не просто как общественная деятельность, а лишь как предмет для деятельного субъекта".

В материальном производстве процесс потребления носит довольно определенный характер: движение продукта в его общественной циркуляции завершается потреблением. Здесь «продукт... становится непосредственно предметами, служит отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе использования». Материальная ценность, удовлетворяя потребности людей, сохраняет свою основу благодаря физическим свойствам и вещной форме. Как только рушится эта вещная форма, так прекращает и действие продукт, ибо он становится бесполезным.

В духовном производстве мы видим иное. Ведь главное в духовной ценности не ее предметность, а духовное содержание, закрепленное в материальной форме. Раскрыть истинное существо духовной ценности - значит, постичь то, что в них заложено в качестве определенной информации. А осуществляется это путем постижения целой системы знаков и образов, их своеобразной расшифровкой. Главный смысл постижения - идеальное, которое застыло в материальном и которое нужно оживить в той эмоционально-рациональной форме, что присуща мышлению, творческой фантазии, вдохновенному порыву. Например, чтобы наслаждаться поэзией, нужно уметь не только читать, но и в процессе чтения раскрыть чувства, мысли, переживания поэта; чтобы постичь живопись, нужно понимать систему условности в искусстве: без этого нельзя открыть то, что пережил художник; чтобы музыка раскрыла свое богатство, для этого необходимо быть музыкально образованным человеком. А если говорить о науке, то за материальностью текста и формул приходится постигать смысл научных категорий и уметь мыслить этими категориями.

Одна из особенностей духовных ценностей заключается во всеобщности форм познания, мышления, чувства, которые закрепляются в специфические формы материализации. Сам процесс материализации представляет собой деятельность практического порядка, если иметь в виду ее художественную, научную или мировоззренческую форму. Деятельность, требующая навыков, умения, то есть специализации, представляет собой уже практику, в процессе которой духовность обретает свои материальные формы.

Еще одна особенность духовной деятельности заключена в том, что практика включает в себя самые разнообразные трудовые навыки, которые присущи всем видам духовной деятельности. Поэтому главный смысл создания духовных ценностей - подчинить материальное идеальному, практику — теории, исполнение — замыслу.

Вступить в духовный контакт с творцом произведения возможно только через преодоление материальной, вещественной оболочки. Но для этого нужно быть культурным и образованным человеком: знать основы науки, искусства, то есть быть в состоянии читать не только книги, но и понимать музыку, живопись, знать законы математики, физики, химии. Образование, по существу, есть накопление знаний через усвоение духовных ценностей.

Трудно переоценить значение духовных ценностей для людей. В процессе приобщения к ним происходит не только накопление знаний, но и неповторимый духовный контакт между творцом и потребителем. Через духовные ценности мы знакомимся с прошлыми эпохами и поколениями, что невозможно в практике отношений между людьми.

Усвоение духовных ценностей обогащает каждого человека в отдельности. Но и целые народы и поколения обогащаются, постигая культуру других народов, поколений. Происходит умножение духовных ценностей, а сам факт появления новой ценности есть, по существу, факт огромного социального и культурного значения в масштабе нации, всего человечества. Духовное богатство, заключенное в предметах культуры, составляет предмет национальной гордости каждого народа и служит источником духовного развития в настоящем и будущем.

Человек - это загадочное и непонятное, необычное и непохожее на другое существо. С одной стороны - он часть природного мира и подчинен его закономерностям. Чтобы выжить, он должен приспособиться к различным условиям, большинство из которых сложилось как не предусматриваемые и не планируемые результаты деятельности людей. С другой стороны, он обладает резко выраженным сознанием свободы и сам принимает решения, даже если обречен на тяжелый физический труд и лишения. При этом он знает о добре, любви, справедливости, и в том случае, когда прибегает к мелкому или крупному обману, совершает насилие или убийство. Знание о высших ценностях, стремление к лучшему, желание святости - словом все, что связывают с религиозным опытом, своим истоком имеет переживание вины, и ощущение нечистой совести, вызываемые практикой принуждение и разрушение. Этот опыт греха и покаяния является исходным для формирования религий, в основе которых лежит та или иная определенная исторической или культурной традицией идея Бога.

Часто считают религию утопической мечтой о прекрасной, о безгрешной жизни, прекрасный идеал которой прикрывает и маскирует грубую действительность. При этом главным препятствием для осуществления божественных заповедей считаются те жизненные устои, в которые помещен человек. Однако проблема состоит в том, что если можно добиться нравственного усовершенствования посредством улучшения жизненных условий, то зачем тогда вообще нужен Бог? Отсюда современный человек как бы заключает некую необременительную и выгодную для себя сделку с Богом, по условиям которой он предпочитает опираться в жизни на собственные силы, но на всякий случай, чтобы не быть проклятым на вечные муки, окончательно не порывает с верой.

С тех пор как человек начал осознавать уникальность своего положения в бытии, открыл для себя, что он может быть выше или ниже животного, но не равен ему, он стоит перед проблемой смысла своего существования. Какой смысл имеет человеческая жизнь, к чему предназначен, на что может надеяться в будущем и что он должен делать сейчас - все эти вопросы связаны с самопониманием человека.

С проблемой смысла жизни тесно связан вопрос о смерти: смерть кажется отрицанием жизни, препятствием на пути вечного добра и справедливости.

Рождение и смерть задают пределы человеческого существования. Но они не являются чем-то абсолютно внешним и чуждым по отношению к человечеству. Прежде всего, они осмысляются в понятиях тела и души, и абсолютизация одного из них ведет либо к чрезмерному страху, либо к полному бесстрашию. Отрывая духовное от телесного, человек оказывается во власти либо идей и пренебрежительно относится к телесной жизни, либо желаний и аффектов и тогда предает свою духовную сущность.

Цивилизация вывела телесные желания как нечто чрезмерное и негативное в сферу не только животного, но и божественного, предпочтя рабскую зависимость или сохранение жизни героическим наслаждениям или мучениям. Но избавится ли человек экономией, расчетом и рациональностью от адских мук?! Какой высший смысл имеет жизнь, рассчитанная по минутам, для чего экономились силы и куда вкладывалась энергия?! Хотя каждый поступок был рациональный, но их цепь - совершенно абсурдной, ибо была посвящена служению чему-то внешнему и не тому, что древние называли заботой о себе. Наш разум, благодаря которому были осуществлены и организованы эффективные фабрики смерти - концентрационные лагеря - эти машины по переработке человеческого материала; культура и цивилизации не гарантируют наше существование, так как, благодаря открытием науки и техники, мы стоим перед скорой экологической катастрофой.

Человек боится отсутствующего и пытается нейтрализовать или приручить его утверждающими дискурсами. Это не вызывало возражений, пока запредельное помещалось во вне, но когда оно оказалось внутри самого человека, то его «обобществление» стало вызывать резкий протест. Энергия любви и ненависти, силы разрушения и безумия, словом все, что Фрейд называл либидо, кто распоряжается этим? Конечно, возникает вопрос о том, насколько оно аутентично и, может быть, эта энергия не дается от природы, создается за счет высокого напряжения культурных оппозиций, но то, что она используется властью в своих интересах наподобие капитала, это не вызывает сомнений. Поэтому вполне естественным кажется поставить вопрос о том, как функционируют, распределяются, обмениваются эти энергетические ресурсы, как формируется и эксплуатируется человеческое тело в процессе цивилизации.

В самых разных аспектах сегодня интенсивно обсуждаются проблемы человека и человеческого мира. Их постановка и решение определяются как дисциплинарными рамками, так и различными мировоззренческими ценностями и установками.

Человек и человеческое издавна привлекают внимание философов. Пора исследовать, что и как говорили и говорят о нем. Если обратить внимание не только на форму, но и на содержание, то обнаружатся различные дискурсы о человеке и о его внутреннем мире. Так, в известной работе Э. Кассиэра «Эссе о человеке» выявлены не только не стыкующиеся, но прямо исключающие друг друга различные дисциплины: религия, философия, каждая из которых по–своему понимает внутренний мир человека.

Сегодняшний всплеск разговоров о человеке в среде гуманитарной интеллигенции связан, прежде всего, с надеждами на духовное возрождение и с верой в то, что суть человека, прежде всего моральная. Однако требуется достаточно серьезный анализ этой предпосылки. Вызывает сомнения сама попытка определения сущности внутреннего мира человека. Если бы она удалась, то тем самым человеку был положен некий предел. На это указывали в свое время критики философской антропологии, которая заявила о необходимости дать окончательный ответ на вопрос, что такое человек и каков его внутренний мир. Человек - открытое существо или система, и один из ошеломляющих выводов М. Хайдеггера состоял в том, что у человека существование предшествует сущности, которая может быть определена другими. Нахождение своей сущности внутреннего мира - это смерть физическая или духовная, биологическая или социальная. Не меньшие трудности возникают и в связи с определением морального совершенства человека. С одной стороны, не только в религии и философии, но и в науке, человек определяется как моральное существо. Действительно, морфологические особенности человека по сравнению с другими высшими животными слишком незначительны, чтобы на них можно было опираться при обосновании своеобразия и уникальности человека.

Как же возможен разговор о человеке? О чем мы бы хотели сообщить, и что нам мешает это сделать? Вопросы все прибавляются, хотя сегодня решительно утверждается необходимость отказа от старых «непреходящих» вопросов. Прежние разговоры о человеке и о его внутреннем мире кажутся сомнительными, и в качестве причины выдвигается натуралистическое понимание человека.

Человек по-прежнему понимается как исполнитель некого сверх - или надчеловеческого порядка. Если в первом случае судьба человека определяется генетическим кодом, социальными условиями бытия, то во втором - образованием и моралью. Обе альтернативы сегодня кажутся одинаково пугающими. Современный человек дорожит своим Я, которое понимает что оно уникальное и незаменимое.

Анализируя духовные ценности и определяя их значение в жизни людей, мы не противопоставляем их материальным и социальным ценностям. Человек представляет собой единство материального и духовного, практического и теоретического, физического и психического, духовного и душевного. Он должен быть гармоничным и в духовном богатстве. Главная особенность духовных ценностей заключена не в абсолютной их духовности, а в том, что они овеществлены, материализованы в процессе деятельности, труда. Сам по себе духовный труд есть деятельность, но духовный мир может быть предметом обмена, предметом отношений только в случае его материализации. Результатом материализации являются предметы духовной культуры человечества, в которых сконцентрирован опыт познания, мышления, отношений между людьми. Вопрос о том, насколько гармонично производство и потребление духовных ценностей в жизни общества и личности, есть вопрос гармонии социально-экономической жизни людей. Он решается в ходе развития истории, закон которой открыли нам основоположники марксизма. Поэтому и развитие духовной жизни общества нужно выводить из условий материальной жизни людей, которая создает ей, духовной жизни, материально-техническую базу и социальные условия существования.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Понятие души.

2. Понятие духа.

3. Духовный и душевный мир человека: общее и особенное.

4. Понятие “ценности”; виды ценностей и их содержание.

5. Материальные ценности, их место в жизни человека.

6. Духовные ценности и их роль в развитии человека.

7. Мир культуры, его структура.

8. Смысл существования человека.

 

Список литературы.

 

1. Багдасарьян Н. Г. Культурология. М.: Высшая школа, 1998.

2. Гуревич П. С. Антология. М: Высшая школа, 1995.

3. Кузин. А. М. Духовное начало во вселенной. М: 1970.

4. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СП.б.: Изд-во Лань, 1997.

 








Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 1338;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.