История изучения эпифиза
Эпифиз впервые описал александрийский врач Герофил за 300 лет до н.э., а свое название он получил от великого врача Древнего Рима – К.Галена (II век н.э.), которому форма железы напомнила сосновую шишку («пинус»- сосна, «эпифизис» - шишка, нарост). Позднее другой выдающийся врач и анатом эпохи Возрождения А.Везалий представил первое топографически точное описание расположения эпифиза в человеческом мозге. Согласно Везалию, эпифиз лежит между буграми четверохолмия. Древнеиндийские философы и врачи считали его органом ясновидения и размышлений о перевоплощении души. В Древней Греции эпифизу отводили роль клапана, участвующего в контроле за психическим равновесием.
В 1632г. Рене Декартом был написан классический «Трактат о человеке». Декарт описал эпифиз как непарный орган с очень важными функциями. По его мнению, железа обеспечивает синтез информации от обеих половин тела через парные органы чувств (глаза, уши, ноздри), где она должна сливаться воедино. Декарт рассматривал эпифиз в качестве особого клапанного механизма, который регулирует движение животных «духов» из одного желудочка мозга в другой, определяя таким образом «количество души». Тем самым повторялось стремление древних локализовать душу не где-нибудь, а именно в эпифизе. Кроме того, Декарт связывал с нарушениями эпифизарной деятельности происхождение психических болезней, а также связывал функции эпифиза со зрением.
Однако на протяжении XVIII-XIX вв. эпифиз рассматривали лишь как рудиментарный придаток мозга. Только в самом конце XIX в. немецкий педиатр О.Хюбнер описал мальчика, отличавшегося преждевременным половым созреванием, у которого при посмертном вскрытии обнаружили опухоль эпифиза. Как теперь очевидно, она препятствовала выработке мелатонина. Позднее, в начале XX в. невролог О.Марбург предположил, что эпифиз выделяет вещество, угнетающее функции гипофиза и, как следствие, влияющее на развитие репродуктивной системы. Тогда же установили, что эпифиз содержит субстанцию, вызывающую депигментацию (побледнение) кожи головастиков.
Через 40 лет этот факт сыграл решающую роль в открытии мелатонина. Мелатонин был открыт американским дерматологом Аароном Лернером лишь полвека назад (1958). Сама история его открытия была довольна драматична. А. Лернер, дерматолог из Йельского университета, занимавшийся изучением природы витилиго, задался целью выявить факторы, отвечающие за формирование пигментации кожи и разрушение пигментов. Ему принадлежит честь открытия меланоцитостимулирующего гормона. В ходе литературного поиска Лернер обнаружил статью, датированную 1917 годом, в которой сообщалось о том, что измельченные эпифизы коров, помещенные в банку с головастиками, в течение 30 минут вызывают обесцвечивание их кожи, которая просто становилась прозрачной, и можно было наблюдать за работой сердца и кишечника. Других публикаций на эту тему с тех пор не было.
В 1953 году Лернеру удалось выделить из бычьих эпифизов экстракт, осветляющий кожу лягушки. С этого времени вся работа была направлена на поиски ключевого компонента. Неутомимым исследователем и его коллегами была проделана поистине титаническая работа: они переработали 250 тысяч эпифизов, однако выделенной активной субстанции было катастрофически мало. Лернер понимал, что имеет дело со сверхактивным гормоном, ведь его способность обесцвечивать кожу превышала такую способность адреналина в тысячи раз! Тем не менее, было принято решение закрыть затянувшийся эксперимент. Однако за 4 недели, отведенных на завершение работ, все же удалось идентифицировать структуру основного действующего вещества. Им оказался N-ацетил-5-метокситриптамин, которому первооткрыватель дал более романтичное имя «мелатонин» (от греческих слов melas — черный и tosos — труд). Свое открытие Лернер представил на суд общественности в одностраничной статье, опубликованной в 1958 году в Journal of American Chemical Society. Проблему витилиго Аарон Лернер так и не решил.
Филогенез эпифиза
У зародыша человека эпифиз образуется из выпячивания крыши межуточного мозга, из которого берут свое начало и глаза, и гипоталамус. Все эти образования возникли как единое целое - некий механизм, способный реагировать на циклические изменения в световом режиме. У холоднокровных позвоночных и у птиц свет проходит через тонкий череп, а эпифиз обладает свойством непосредственной фоторецепции, выполняя роль “третьего глаза” и снабжая организм этих животных информацией о степени освещенности (но, не воспринимая зрительные образы). Однако у млекопитающих верхний мозговой придаток, “погребенный” под разросшимися полушариями и мощным черепом, потерял непосредственные афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) связи с мозгом и превратился в исключительно железу внутренней секреции. Так случилось у всех млекопитающих, за исключением неполнозубых (муравьедов, ленивцев), панцирных (броненосцев) и китообразных (китов, дельфинов), у которых эпифиз попросту исчез.
Тем не менее, существует мнение, что третий глаз является обязательной принадлежностью людей со сверхразвитыми способностями, которые могут лицезреть всю предисторию Вселенной, видеть будущее и прошлое, обладать телекинезом, гипнозом, ясновидением, телепатией и даже даром воздействовать на гравитацию. Интересно отметить, что при изучении подобных экстрасенсов иногда выясняется, что у них увеличен эпифиз, а теменная кость в результате гормональных перестроек сильно истончается, образуя некое подобие третьего глаза у рептилий.
Онтогенез эпифиза
У человека эпифиз закладывается на втором месяце внутриутробного развития. Однако у зародышей и новорожденных млекопитающих сами мелатонина не образуют. Гормон поступает в эмбрион через плаценту, а у новорожденных ‑ с молоком матери. Секреция гормона начинается лишь на третьем месяце развития ребенка. С возрастом синтез мелатонина в эпифизе резко увеличивается и достигает максимума уже в первые годы жизни (не позднее 5 лет), а затем в течение всей жизни человека постепенно и плавно снижается (резкое падение наблюдается лишь в период полового созревания). У человека вес эпифиза достигает 125 мг у взрослых мужчин и 110 мг у женщин.
Очевидно, что возрастная динамика мелатонина носит в основном адаптивный характер: ведь по мере ослабления выброса гормонов гипофизом и угасания деятельности периферических эндокринных желез потребность в их периодическом ночном торможении снижается и может вовсе исчезнуть.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 639;