Методология духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Методология духовно-нравственного воспитания младшего школьника раскрыта в одном из центральных нормативных документов ФГОС второго поколения - «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся: Начальное образование». Программа предполагает построение воспитания на основе трех подходов.
Аксилогический подход.
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Поскольку ценности – это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве.
Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.
Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации младших школьников. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.
Предпринимаемые попытки подменить аксиологический подход к воспитанию и социализации компетентностным недопустимы. Компетенция – это способность (готовность) обучающегося применять полученные знания, умения и навыки для решения определенного класса практических задач. В обучении формирование компетенций возможно, так как научные знания – основное содержание обучения – сами по себе этически нейтральны (объективны) и служат инструментом решения технических, экономических, социальных и иных проблем. Содержание же воспитания всегда ценностно ориентировано, оно раскрывает ценности и без них не имеет значения. Воспитание компетенций превращает ценности в инструмент решения некоторых личностных и социальных проблем, формирует у ребенка способность (готовность) применять нравственные ценности и моральные нормы как средство решения определенных задач: достижения успеха, повышения конкурентоспособности, коммуникабельности, качества жизни и т. д. Воспитание компетенций может усилить моральный релятивизм, привести к окончательной нравственной дезориентации и духовной дезинтеграции общества. Только на первый взгляд кажется, что это новый подход. Его корни – в нашем советском прошлом. Компетентностное воспитание целенаправленно формирует человека как набор компетенций, в конечном счете человека как социальную компетенцию, человека, приспособленного для решения определенного класса задач. Мы, таким образом, возвращаемся в новых терминах к классической теории «винтиков, гаек и приводных ремней».
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.
Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов или образовательной области, как-то: «Духовно-нравственная культура», «Этика», «Азбука нравственности» и т.д. Последние необходимы как компоненты единого системно-деятельностного пространства духовно-нравственного развития ребенка.
Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Системно-деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея выражена в форме Стандарта как общественного договора, а механизмами ее реализации в Концепции являются национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами воспитания и социализации.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Развивающий подход.
Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:
· соответствующая система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);
· многоукладность тематической программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);
· содержание в каждой программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? И т. д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
· общеобразовательных дисциплин;
· произведений искусства и кино;
· традиционных российских религий;
· периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
· фольклора народов России;
· истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
· истории своей семьи;
· жизненного опыта своих родителей и прародителей;
· общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
· других источников информации и научного знания.
Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : проект [Текст] / РАО, руков. проекта : Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. - М. : Просвещение, 2008. - (Стандарты второго поколения). - С. 4.
[2] Видт, И.Е. Эволюция культурных эпох и образовательных моделей [Текст] / И.Е. Видт // Новые ценности образования : культуросообразная школа. Научно-методический сборник. Выпуск 11. – М. : Народное образование, 2002. – С. 4.
[3] Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). – С. 5.
[4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
[5] Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
[6] Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. Выпуск 10. - М. : Народное образование, 2000. – С. 65.
[7] Дистервег, А. Избр. пед. соч. [Текст] / А. Дистервег. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – С. 230.
[8] Вальковская, Г.М. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Текст] / Г.М. Вальковская, Н.Ф. Виноградова (рук.), Л.А. Вохмянина [и др.] // Начальная школа. – 2000. - № 4. – С. 6.
[9] Климанова, Л.Ф. О новой модели гуманистической школы [Текст] / Л.Ф. Климанова // Начальная школа. – 2009. - № 4. – С. 13.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1766;