Базовые теории воспитания и развития личности
В современных условиях в педагогической науке представлено немало теорий воспитания, авторами которых являются маститые ученые, такие, как Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.
Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской предъявляет учителю основную идею, смысл которой сводится к тому, что необходимо стремиться воспитывать человека культуры через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами. Исходное положение концепции связано с ценностным отношением к человеку как самоцели, к поиску «человека в человеке». Именно поэтому ведущим в организации образования личности должен быть культурологический подход.
Ученик, согласно этой концепции - это субъект образования, способный к культурному саморазвитию. Учитель - это связующее звено между ребенком и культурой, человек, вводящий с мир культуры (ценностей). Образование - это процесс присвоения культуры через личностные смыслы, сотрудничество и диалог. Таким образом, созидается образовательное пространство, где происходит становление человека культуры, приобщение к ценностям культуры, где высшей ценностью является человек.
Тип личности, создаваемый и проектируемый через цели воспитания анализируемой концепции, - это человек культуры, освоивший общечеловеческие и национальные ценности, творчески подходящий к решению различных жизненных проблем и демонстрирующий саморегулируемое поведение.
Е.В. Бондаревская выделила основополагающие ценности культурологического подхода в педагогической системе: естественно, это человек как субъект культуры, образование как развивающая культурная среда, система личных и культурных смыслов, диалог и творчество как пути развития человека в культуре.
Несколько иной педагогический акцент просматривается в концепции, разработанной действительными членами РАО З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой и коллективом авторов.Целенаправленное воспитание ими понимается как педагогически целесообразное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:
личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;
культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
гуманизация межличностных отношений: авторитаризм, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность;
опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства; крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоциональную сферу молодого человека;
деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса: в школе, профессионально-техническом училище, вузе нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная разнообразными делами;
дифференциация воспитания предполагает отбор его содержания, форм и методов с учетом специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и педагогов) в воспитательном процессе: во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями; во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп; в-третьих, в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания; в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
средовой подход в воспитании включает в себя различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объединениями разнообразной направленности), которая очень противоречива.
Достаточно перспективной в настоящее время является концепция, разработанная С.П. Созоновым, которую можно назвать «Воспитание на основе потребностей человека».Автор, рассматривая воспитание как деятельность педагога и воспитанников, направленную на удовлетворение базовых потребностей учащихся, предлагает реализовать идею А. Маслоу и выстроить педагогический процесс вокруг таких потребностей, как:
в защищенности, безопасности;
быть здоровым,
в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
в смысле жизни;
в творческой деятельности; в самореализации;
в удовольствии, наслаждении.
С.П. Созонов считает возможным в основу воспитательного процесса положить идею о том, что человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Поэтому конечной целью воспитания в концепции С.П. Созонова является – стать для воспитанника ненужным. А это, по мнению автора, возможно в ситуации новых отношений, стимулирующих у воспитанника стремление быть хорошим. Во всем этом просматривается система ценностей, в центре которой самоактуализирующийся человек.
На основе общечеловеческих ценностей построена воспитательная концепция Н.Е. Щурковой. Главные ценности, влияющие на духовную жизнь воспитанника – Истина, Добро, Красота. Причем, автор в обосновании своей концепции подчеркивает, что в воспитании важно созидать образ жизни, достойной Человека.
Н.Е. Щуркова рассматривает образ жизни как новообразование личности, в котором переплетаются разнообразные проявления жизни. В центре воспитания – личность, в которой сочетаются человек разумный, человек моральный, человек творческий. Содержание воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое, диалогическое, этическое.
Воспитательная система Н.Е. Щурковой строится на основе следующих принципов: ориентации на социально-ценностные отношения; субъектности, принятия ребенка как данности.
Для определения эффективности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать следующие показатели: внешний облик ребенка, поведение, качественность разнообразной деятельности, способности и самочувствие детей, ценностные предпочтения, отношения ребенка к своему «Я».
В современных условиях считается актуальной концепция педагогической поддержки ребенка в образовании, у истоков которой стоял О.С. Газман. Педагогическая поддержка- процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности.
Поддержка — это не только признание взрослым права ребенка быть «не таким», но и помощь ему в обретении тех точек опоры, на основе которых он может, оставаясь собой, строить отношения с другими.
Педагогическая поддержка не просто помощь, а деятельностная позиция учителя по отношению к ребенку. Эта позиция включает понимание педагогом того, что его долг - не руководить ребенком, а создавать условия для того, чтобы ребенок смог сам решить личные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества. Педагог в позиции поддержки всегда не впереди, а рядом с ребенком,не навязывает себя и свое мнение, а отзывается на индивидуальный запрос только в том случае, когда ребенок не может справиться с проблемой сам.
В этой концепции сочетаются разные уровни поддержки воспитанника. Защита —процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите. Помощь — процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи. Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.
Содержание педагогической деятельности должно учитывать возраст, взросление, возрастные кризисы и динамику саморазвития.
Важно, что педагогическая поддержка подразумевает условия, подчеркивающие сотрудничество и взаимопонимание в педагогическом процессе:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на его личные силы и потенциальные возможности;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- создание отношений содействия и сотрудничества;
- соблюдение конфиденциальности;
- доброжелательность и безоценочность;
- защита здоровья;
- обеспечение безопасности и прав человеческого достоинства;
- реализация принципа «не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Очевидно, что самой главной ценностью в концепции педагогической поддержки ребенка в образовании является воспитанник, а помощь ему в самоорганизации, самореализации, самоактуализации и других «само» - ведущая идея.
Задачи педагога:
- помочь ребенку увидеть проблему, осознать ее причину, найти способы ее разрешения;
- научить ребенка на некоторое время сжиться с ней, переместив на менее значимый уровень, создать условия для актуализации иных потребностей или найти причину неразрешенности первой проблемы.
Задача учителя - помочь ребенку осуществить творческий акт самоопределения, суметь защитить свои цели и ценности. Это требует развития в себе уверенности и чувства ответственности.
Самореализация дает возможность личности раскрыть свои индивидуальные способности, определить потребности, замыслы, цели. И здесь каждому человеку требуется воля, осознанное включение механизма внутренней защиты. Педагогу необходимо создать условия для позитивного самоутверждения детей, способствовать выработке умения защитить себя физически и психически в трудных ситуациях.
Самоорганизация — способность человека организовать свой режим жизни, поэтапно идти к достижению целей.
Самореабилитация — способ восстановления энергетического баланса организма, психического равновесия, эмоциональной стабильности. Задача педагога заключается в оказании помощи ребенку в освоении способов самореабилитации.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 2065;