РЕНТГЕНОВСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Рентгенография является ценнейшим методом диагностики заболеваний и травм уха. Для получения рентгеновских снимков уха чаще всего пользуются тремя укладками: 1) по Шюллеру (Schüller), 2) по Майеру (Mayer) и 3) по Стенверсу (Stenvers).
1. Обзорный снимок уха и, в частности, области сосцевидного отростка (по Шюллеру) (рис. 29).
Голову исследуемого укладывают на кассете так, чтобы больная сторона была обращена вниз. Центральный луч направлен через бугор теменной кости косо каудально, причем он образует с плоскостью кассеты острый угол 30—35°. На снимке получается совпадение наружного и внутреннего слуховых проходов в виде темного кружка; впереди негo хорошо определяется сустав нижней челюсти, а кзади лежит сосцевидный отросток, ограниченный сверху четкой линией (верхняя грань пирамиды, и крыша барабанной полости), а сзади — линией синуса.
Снимок дает возможность не только судить о типе сосцевидного отростка, о положении синуса, но и о патологических изменениях — завуалированности клеток его, стушеванности перегородок между ними и т. д.
2. Вторая типичная укладка с продольным (осевым) положением пирамиды (по Майеру) (рис. 30).
Пациент ложится на спину, больным ухом плотно прижимается к кассете (край кассеты с лицевой стороны должен быть приподнят на 3—5 см с помощью подставки). Центральный луч направляется косо каудально под углом 45° к горизонту на точку соединения височной, теменной и лобной костей и далее — на сосцевидный отросток.
На этих снимках хорошо видны стенки костного слухового прохода, барабанная полость, вход в пещеру, сама пещера и окружающие ее части.
3. Поперечный снимок пирамиды (по Стенверсу) (рис. 31).
Больного укладывают на живот, голова расположена на кассете так, чтобы только кончик носа и край глазницы фотографируемой стороны касались ее. Центральный луч идет перпендикулярно к кассете и направляется в точку, которая делит пополам линию, соединяющую наружный слуховой проход больного уха с наружным краем орбиты противоположной стороны (рис. 32).
На снимках по Стенверсу особенно хорошо контурируется лабиринт, внутренний слуховой проход и верхушка пирамиды.
Помимо диагностики изменений в височной кости, возникших в результате воспалительного процесса, рентгенография оказывает неоценимые услуги при распознавании опухолевидных процессов в области височной кости, а также при патологии костной системы (болезнь Пэджета, экзостозы и т. д.) и, наконец, при травмах, в том числе и огнестрельных (обнаружение трещин, инородных тел и т. д ).
Общие исследования. Понятно, что при заболеваниях уха приходится, кроме того, применять все лабораторные методы исследования, используемые в современной медицинской практике.
Наибольшее значение имеют исследования крови (лейкоцитоз, лейкоцитарная формула, РОЭ, реакция Вассермана), мочи (белок, сахар, осадки), в некоторых случаях — спинномозговой жидкости.
Очень важным является бактериологическое исследование выделений из уха (определяется вид инфекции, чувствительность микробов к антибиотикам).
При опухолях и инфекционных гранулемах (туберкулез, склерома и др.) производится патогистологическое исследование кусочков ткани.
При любом заболевании уха требуется знать состояние других органов и систем. Особое внимание необходимо обращать на наличие у больного туберкулеза, люэса, диабета, заболеваний крови, сердца, почек, дыхательных путей, центральной нервной системы и инфекционных болезней, так как они могут резко изменять ход ушного заболевания и нередко стоят с ним в прямой патологической связи.
Приводим упрощённый, приемлемый для общих врачебных практик, вариант слухового паспорта
(В.И. Воячек; И.Б. Солдатов).
Слуховой паспорт
Правое ухо | Тест | Левое ухо |
Субъективный шум Шепотная речь Разговорная речь Крик (с трещёткой) С 128 (норма… С) С 2048 (норма … С) | ||
Вывод: |
В норме шёпотная речь воспринимается с расстояния более 5 м, разговорная речь с расстояния более 6 м.
Если шёпотная речь воспринимается плохо (у ушной раковины), а разговорная хорошо (4-5 м), следует думать о поражении звуковоспринимающего аппарата. При патологии заднего уха снижается восприятие низких тонов.
Если пациент воспринимает разговорную речь хорошо (4-5 м), но фразы с того же расстояния не может воспроизвести, вероятно, у него поражение слуховых центров.
Уточнение типа тугоухости с использованием электроаудиометрии – прерогатива оториноларинголога.
Функциональная характеристика слухового анализатора имеет важное значение не только для диагностики ушных заболеваний, но и для профотбора (отбор кандидатов для некоторых профессий, определение выносливости). Особенно важным является массовое исследование детей с целью выделить группы с начинающимися нарушениями слуха (для последующей профилактики тугоухости). Наконец, большую роль играют методы функционального исследования уха при выборе приборов, улучшающих слух. Каждая из упомянутых задач имеет определенный объем и свой метод исследования функций звукового анализатора. Картина заболевания бывает иногда настолько ясна, что используют только самые несложные приемы, позволяющие получить достаточные сведения о функциональных способностях уха.
В других случаях необходимо применять весь арсенал способов исследования слуха, вплоть до самых сложных, для решения вопроса о характере и уровне поражения. Это нередко имеет место при выработке показаний к операциям, целью которых является улучшение слуха (фенестрация, тимпанопластика и т. д.), а также для дифференциальной диагностики центральных форм тугоухости и т. д.
Для исследования слуха отдельными тонами (тональная аудиометрия) требуются источники звуков, которые давали бы возможность получить чистые тоны широкого диапазона слышимых частот любой силы. В настоящее время пользуются как камертонами, так и электрическими генераторами звуков — аудиометрами.
К преимуществу камертонов относится относительная простота их устройства; ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени (поэтому они не требуют специальной проверки); портативность и сравнительно хорошая чистота звука (т. е. сила обертонов невелика).
Особенно удобны камертоны в поликлинической практике, у постели больного, при исследовании больных на дому. При помощи камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.
Для получения надежных результатов камертоны должны быть хорошего качества, ножка и бранши их должны давать тон одной и той же высоты. Во время исследования следует держать камертон за ножку, лишь слегка сдавливая ее пальцами. Плотный охват ножки сокращает время звучания камертона.
При исследовании воздушной проводимости акустическую ось камертона (проходящую поперек обеих браншей) ставят на одну линию с осью слухового прохода. Бранша камертона должна находиться в непосредственной близости от отверстия слухового прохода, но не касаться козелка и волос. Через каждые 3—5 сек камертон отдаляют и вновь подносят к уху, чтобы, по возможности, исключить влияние адаптации и утомления.
Наиболее важным при любом исследовании слуха является определение остроты слуха.
Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т. е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.
Для получения пороговой интенсивности звука на практике применяются в основном три приема: 1) используется звук постоянной силы (например, тиканье часов, звук акуметра, шепотная речь), ослабление которого достигается удалением источника звука от испытуемого, причем сила звука падает пропорционально квадрату расстояния; 2) источник звука (например, камертон) приводится в максимальное колебание, и благодаря трению амплитуда все время уменьшается. Так как между временем звучания и величиной амплитуды (т. е. силой звука) существует известная корреляция (хотя и нелинейная), то можно пороги выражать в относительных единицах времени (способ Конта); 3) применяется электрический генератор, силу звука которого по желанию можно изменять при помощи аттенюатора.
При способе Конта целесообразно отмечать время слышимости не в абсолютных цифрах (секундах), а в процентах ко времени восприятия камертона здоровым ухом, что дает возможность сравнивать остроту слуха при пользовании разными камертонами. Исследования производятся обычно в «тихом», но не звукоизолированном помещении. Шумовой фон таких помещений достигает 20—30 дб.
Другой вариант определения порога воздушной проводимости заключается в том, что после того как испытуемый перестал слышать звук камертона, последний подносится к уху исследователя, и таким образом определяется различие во времени восприятия звука больным и нормальным ухом. Этот метод имеет ряд преимуществ, так как требует меньше времени, отпадает трудность придавать камертону одинаковую силу звучания и, наконец, исследуемый и исследователь находятся в одинаковых условиях (одно помещение, один и тот же шумовой фон и т. п.). Влияние этих факторов не будет заметным образом отражаться на результатах опыта. Однако такое исследование требует большего внимания, и сам испытующий должен обладать нормальным слухом. Обычно исследуются пороги ряда камертонов (например: с-64 гц, с-128, с1-256, с2-512, с3-1024, с4-2048, с5-4096 гц); часто можно ограничиться определением порога для басового (например, с-128 гц) и дискантового звука (например, с4-2048 гц).
При необходимости исследовать слух всеми тонами, например с целью определения островков и пробелов в тоновой скале у глухонемых, пользуются набором камертонов Бецольд — Эдельмана (Bezold — Edelmann). Этот набор дает возможность получить колебания, начиная с 16 гц и выше. Благодаря прикрепленным к браншам камертона грузам можно получить большое количество относительно чистых тонов.
Частоты выше 4096 гц воспроизводятся либо специальными свистками (например, свистком Гальтона), либо монохордом Струйкена. Звуки этих инструментов имеют много обертонов, и определение с их помощью верхней границы слышимости имеет лишь относительную ценность.
Для проверки правильности словесного отчета при исследовании воздушной проводимости можно использовать прием воздушной латерализации: исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и каким именно ухом.
Для временного выключения функции неисследуемого уха последнее закрывается пальцем, но этот прием имеет значение только при использовании звуков небольшой интенсивности. Полное же выключение слуха неисследуемого уха достигается при помощи заглушителя — трещотки Барани. Недостатком заглушения трещоткой является то, что шум ее передается также на исследуемое ухо и тем самым мешает определению остроты слуха. В основном пользуются заглушением уха трещоткой с целью установить наличие или отсутствие полной глухоты. Если испытуемый при заглушении исследуемого уха трещоткой не слышит крика (громко произнесенных слов), то пациента можно считать практически глухим на исследуемое ухо.
Известным недостатком исследования камертонами является то, что пороги слуха приходится выражать не в единицах интенсивности звука, а в относительных величинах — продолжительности их восприятия. Поэтому представляется важным определение корреляции между продолжительностью слышимости и амплитудой колебания камертона. Для этой целив лабораторных условиях можно заранее вычислить кривую затухания камертона, что дает возможность выражать потерю слуха в децибелах.
При определении порога костной (тканевой) проводимости ножка камертона плотно приставляется либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливается продолжительность восприятия камертона больным (опыт Щвабаха). Для этого опыта рекомендуется брать басовые камертоны (например, 128 или 256 гц), но можно пользоваться также более высокими и низкими камертонами. Следует отметить, что без маскировки неисследуемого уха при этом получают суммарный эффект от обоих ушей, и поэтому часть авторов определяет костную проводимость только со срединной линии черепа, т. е. суммарно для обоих ушей (рис. 33).
Важное значение для дифференциальной диагностики имеет сравнение продолжительности воздушной и костной проводимостей (опыт Ринне).
Нормальное ухо воспринимает звук камертона через воздух дольше, чем через кость (положительный опыт Ринне). Положительный опыт Ринне наблюдается также при поражении звуковоспринимающего аппарата; при поражении же звукопроводящего аппарата звук камертона через кость, как правило, слышен дольше, чем через воздух (отрицательный опыт Ринне).
Наконец, определяют латерализацию звука при помещении камертона по срединной линии черепа (опыт Вебера).
Обязательной частью любого исследования слуха является исследование речью. Для человека восприятие речи является наиболее важным в работе звукового анализатора. Пациенты обычно обращаются с жалобами на понижение слуха в тех случаях, когда начинают хуже понимать речь собеседника. При оценке любого лечебного эффекта, при профотборе, при оценке качества слуховых протезов и т. д. определение речевого слуха является наиболее существенной частью функционального исследования. Последнее производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости шепотной речи. После выдоха, пользуясь резервным воздухом, можно выработать более или менее стандартную силу произносимых шепотом слов. Нормальное ухо слышит их на расстоянии 15—20 м.
Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов: те слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м; слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем слышны на расстоянии 20—25 м. В. И. Воячеком разработаны ставшие общеизвестными таблицы слов с басовой и дискантовой характеристиками. Больные с поражением звукопроводящего аппарата особенно плохо слышат «басовые» слова, и, наоборот дискантовые» слова плохо повторяются при тугоухости с поражением звуковоспринимающего аппарата.
Для исключения догадки, которая играет большую роль при исследовании речью, Н. А. Паутов предлагает пользоваться словами, которые отличаются друг от друга только одной фонемой. Например: «мишка», «мошка», «мушка», или: «точка», «бочка», «мочка», «кочка» и т. д.
При правильном повторении этих слов исследователь может быть уверен, что испытуемый слышал соответственную гласную или согласную. Если больной страдает сильной формой тугоухости, то приходится пользоваться разговорной речью обычной силы, которая слышна примерно на расстоянии в 10 раз большем, чем шепотная. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, эта разница увеличивается еще больше, и громкая речь бывает слышна на расстоянии в 20—30 раз большем, чем шепотная речь (объясняется это тем, что в состав последней входит больше звуков с высокой частотной характеристикой). Данные исследования записывают в слуховой паспорт.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 864;