Культура поведения и взаимоотношений
В контексте формирования коллективных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения. Конечно, культура поведения не ограничивается «детским обществом». Она реализуется и во взаимоотношениях со взрослыми, но в общении ребенка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Если ребенок вежлив и приветлив со взрослыми, готов им помогать и сотрудничать с ними, это всегда вызывает у них положительную реакцию. Аналогичное поведение в отношении сверстников может вызвать, как это ни странно, и противоположную реакцию: порой детей удивляет «слишком воспитанный» ребенок, они могут даже смеяться над его хорошими манерами. Значит, воспитание культуры поведения и взаимоотношений должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.
ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Лекция №21-22
Тема: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель: познакомить студента с основами эстетического воспитания, дать понятие о методах и средствах, посредством которых осуществляется эстетическое воспитание, ознакомить с формами организации эстетического воспитания в условиях дошкольно - образовательных учреждений.
План.
1. Цели и задачи эстетического воспитания.
2. Условия и средства эстетического воспитания.
3. Формы организации эстетического воспитания.
1. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Составляющей этого процесса является художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
Задачиэстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группазадач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. В дошкольной педагогике довольно основательно представлена вторая группа задач (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Е.А.Дубровская и др.). Ученые разработали теорию эстетического воспитания и конкретизировали ее для практики.
Первая группа задач в исследованиях и практике изучена в меньшей степени и чаще рассматривается как прикладная по отношению ко второй. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений (А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Р.И.Жуковская, А.М.Виноградова.), иллюстраций к книгам (В.А.Езикеева), восприятия музыкальных произведений (К.В.Тарасова, И.Л.Дзержинская, Е.А.дубровская, Л.Н.Комиссарова и др.) – эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников.
2. Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего эта среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно – богато), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетики быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу приема гостей).
Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дела не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта, - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праздничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одежде. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном халате, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в более старшем, не дошкольном возрасте).
Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.
Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно привлекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цветы!». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.
Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно используете «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические.
…Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку…
Есенинские слова проникают в душу и рождают эстетические чувства.
И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).
Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Ранее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное (искусство). А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д.Флавицкий писал свое произведение не для детей. И ни в одной методической книге не найдете рекомендаций к ее рассматриванию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства – сострадание, сочувствие.
Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно – знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.
В равной мере это относится к любому виду искусства, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще В.Г.Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».
Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л.С.Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в наших программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных, а взаимосвязанных искусств, более соответствует природе маленького ребенка (Н.А.Ветлугина, Е.А.Дубровская).
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитателя. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.
3. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической деятельности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на то, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
Здесь мы укажем общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про котенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с …(два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как…(телефон). Вот замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен предварительный этап – подбора рифмы к словам. (Мама – панама, пышка – книжка и т.п.). Можно использовать и чтение художественного произведения, например главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». З.А.Гриценко рекомендует для закрепления понятия «рифма» и умения ее находить использовать известное стихотворение Д.Хармса.
Очень-очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал
И гостей к себе…(позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…(пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости…(не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…(откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек…(не нашли).
Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.
Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
4. Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок мама, «написать письмо» бабушке, смастерить игрушку для игры и др. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.
Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное – создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т.д.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.
Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей (эта форма работы с детьми может осуществляться и родителями), на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. А чувства, как известно, очень легко разрушаются. Приведем такой пример. Не продумав заранее, как расположить детей у памятника И.Е.Репину, воспитатель размещает их таким образом, что в поле зрения попадает и река. А на ней сделаны красивые фонтаны. И внимание детей переключается на более сильный по эмоциональному воздействию объект. А целесообразнее было бы разместить детей так, чтобы сначала они увидели только памятник, рассмотрели его и послушали рассказ воспитателя. Потом можно было бы предложить экскурсантам повернуться к реке и связать новый объект наблюдения с предыдущим.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, викторина по сказкам К.Чуковского (материал для организации викторин и других развлечений см. в кн.: ГриценкоЗ.А. Пришли мне чтения доброго. – М., 1997; Дубровская Е.А. Раз ступенька, два ступенька – будет…песенка. – М., 1997).
Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например «Поет зима – аукает…». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.
Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля – День защитника Родины, 9 Мая – День Победы), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть и праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реализуются задачи эстетического воспитания.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желание и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.
Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.
В программу для дошкольного учреждения «Истоки» (Базисная программа развития ребенка – дошкольника. – М., 1997) впервые введен раздел «Художественная декоративная деятельность. Детский дизайн». Новое направление педагогической работы предусматривает воспитание эмоционального отношения к природному окружению, к дизайну быта. Формы реализации этой части программы разнообразны. Наиболее типична – совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).
Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.
Лекция №23-24
Трудовое воспитание
Цель: Познакомить студентов со спецификой трудового воспитания в ДОУ
План
- Задачи трудового воспитания.
- Содержание (виды) труда дошкольников.
- Формы организации труда.
- Условия воспитания дошкольников в труде.
- Средства трудового воспитания дошкольников.
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Труд имеет большое значение для любого человека. Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. О чём свидетельствуют пословицы и поговорки, отражающие отношение людей к труду.
Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного возраста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей?
Первое отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.
В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значимым. Однако современный
Ребенок, особенно дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности.
Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины).
Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют с водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и так далее. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладевают трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.
В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это непрофессиональные навыки (как например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умениями удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не следуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание – своего рода открытие ребенком личностных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).
Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит цель.
Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формировать.
Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование – важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результат в целом.
Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы работы, но действует последовательно.
Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.
Рассмотрим теперь сам процесс деятельности.И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего дошкольного возраста увлекает иммено процесс. Но и старших дошкольников увлекает процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность делать все красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.
Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и именует свои особенности.
Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания.
На основе классификации Ю. К, Бабанского, В.И. Логиной, В.Г, Нечаевой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретение трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
Эти задачи решает педагог-практик.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание –это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства. В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю помощи, поддержки, подсказки.
Очень важно хвалить ребенка за каждую даже самую маленькую удачу на таком трудном для него пути освоения трудовых умений. Труд всегда должен быть для малыша радостью, достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе очень скоро ребенок начнет отказываться выполнять те или иные действия. В результате возникает конфликт, в котором, по сути, виноват взрослый.
При обучении самообслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формирование представлений о последовательности действий, желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Следует показывать ребенку правильные приемы, знакомить с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий.
Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. Помогает ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.
Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать свою одежду, аккуратно складывать её.
В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольниковвходит и забота о себе: Подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.
Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.
Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.
Хозяйственно-бытовой труд -это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка.
Содержание этого вида труда являются труд по уборки помещения, мытье посуды, стирка и др. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребенок создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Хозяйственно-бытовой труд детей младших групппо содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, уборки снега на участке, украшении участка и т.д.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций. Важно формировать представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.
Современный бытовой труд облегчает техника. Нужно обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой.
Навыки хозяйственно-бытового труда приобретенные детьми в дошкольном учреждении, приносятся в семью и наоборот.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывается основы экологического образования.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.
Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям.
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный трудпо своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих, способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к празднику, оформлять выставки и т.п.
Применительно к дошкольному возрасту можно говорить о зарожденииумственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же, может быть материализованным, представленным через улучшение качества, а может, выступает и в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой другой вид детского труда. Он осуществляется как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 2273;