П-9 Значение направлений «минимализм» и «максимализм» в творческом процессе архитектурного проектирования

Минимализм - тенденция в современной архитектуре, дизайне XX – XXI веков. Эстетическая тактика организации многочисленных необходимых компонентов здания, чтобы создать впечатление крайней простоты и четкой функциональности. По сути, является тенденцией и направлением, а не самостоятельным стилем.

Структура минимализма использует относительно простой элегантный дизайн. Красота структуры определяется и выявляется игрой с освещением, использованием основных геометрических форм как контуров и направляющих. Для минимализма характерна простота форм и компонентов, природные текстуры и натуральные цветовые сочетания.

Минимализм сформировался в США в первой половине 60-х гг., а термин «минимализм» получил широкое распространение для определения идеологии демократического искусства. Впервые термин был введен в обиход Д. Бурлюком (David Burlyuk) во введении (содержании) каталога для выставки живописных картин Джона Грэма (John Graham's) в Галерее «Dudensing» в Нью-Йорке в 1929 году.

Тенденции минимализма нашли свое выражение в работах архитекторов Т. Андо и К. Сильвестрина.

Предпосылки минимализма можно увидеть в конструктивизме 1920-х годов. Большое влияние на возникновение и формирование минимализма оказала художественная группа «Стиль» (нидерл. De Stijl) — общество художников, образованное в Лейдене в 1917 г. Согласно программе группы De Stijl (Стиль) художественное произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент - разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности». При применении этих принципов в архитектуре и дизайне выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землей. Идеи группы «Стиль» оказали огромное влияние на архитектуру ХХ столетия, и прежде всего через Баухаус. Особенно проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельзона, Бруно Таута.

Однако основное влияние на возникновение этого стиля оказали японская архитектура и дизайн, чьи тенденции проникли в Западный мир после второй мировой войны. Пресыщенность декоративными элементами, новые технологии, новый взгляд на мир и новые философские и религиозные течения требовали отображения в архитектуре и дизайне.

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ принял девизом своего творчества «Меньше - значит больше», тем самым описав основной принцип минимализма. Его идеи подхватил конструктор Бакминстер Фуллер, чьим кредо стало «делать больше с меньшими затратами».

 

Рис. 9.1. Павильон Германии (арх. Мис ван дер Роэ Барселона). Внешний вид

Архитектуре и дизайну Минимализма присущи простота и лаконичность форм и структур. Геометричность фигур – использование кругов, прямоугольников, прямых линий, иногда с мягким изгибом, но не спиралей. Минимальное количество цветов, сами цвета природной гаммы, часто светлые. Высокая функциональность.

Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886 – 1969 гг.) – немецкий, американский архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке. Основоположник минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса».

 

 

Рис. 9.2. Фонд Ланген в комплексе Музейного острова Хомбройх (арх. Тадао Андо

Германия 2002 -2004)

 

Знаменитые архитекторы направления минимализм:

Тадао Андо (1941 г.) японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, последователь Алвара Аалто.

Алвар Хуго Хенрик Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto, 1898 —1976 гг.) финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современного дизайна.

Йошио Танигучи (1937 г.) – японский архитектор широко известный за проект редизайна Музея Современного Искусства в Нью Йорке (MoMA)

Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, огромных офисных небоскребах, торговых центрах, так и в музеях, культурных и общественных центрах. Отдельно стоит отметить чрезвычайно интересные с точки зрения архитектурного дизайна частные дома и виллы в стиле минимализм.

Наиболее показательным для рассмотрения стилистических особенностей минимализма в архитектуре является творчество японского архитектора Тадао Андо (Tadao Ando). Архитектор является профессором-консультантом Школы архитектуры Йельского университета, основателем «Архитектурной ассоциации Тадао Андо», лауреатом Притцкеровской премии 1995 года. Самым характерным в работах Т. Андо является то, что пространство, которое он создает, визуально не отрицает жестких конструкций, оно наполнено живой и утверждающей себя пустотой. Объемы его архитектурных объектов доводятся до простейших форм. Постоянное совершенствование утонченности решений архитектурных форм можно наблюдать в его ранних работах и заканчивая дизайном комплекса «Сад искусств».

Архитектурная практика Т. Андо, несомненно, несёт в себе два основных эстетических начала: японский традиционализм и эстетику модернизма, которые, в свою очередь, формируют художественно-образные особенности минимализм. По утверждению Т.Андо, в проектировании он следует трем основным принципам: первый – использование естественных материалов: бетона, дерева и стекла, без окрашивания или декорирования их другими материалами (штукатуркой, пленкой и т.д.); вторым принципом является использование четкого пространственного каркаса, помогающего гармонизировать размещение необходимых ограждений; третий принцип – привнесение в искусственную среду естественной природы.

В объектах архитектуры Т. Андо всегда используются элементы, которые нарушают повторяющийся ритм: это или изогнутая плавным полукругом стена, или узкая щель в потолке, дающая неожиданную тень на вертикальной поверхности, или «вырастающие» прямо из стен не огражденные ступени.

Его смелая демонстрация естественных материалов, возврат к традиционным приемам проектирования, стремление показать, что современное жилище можно создать в любых условиях, заслуживают самого серьезного внимания и вдумчивого осмысления для формирования эстетических парадигм минимализма.

Идеи максимализма проявились в архитектуре СССР.Механизмы партийно-государственного идеологического руководства, уже работавшие с другими видами художественной культуры, в начале 1930-х гг. развернули подготовку переориентации архитектуры на новую утопическую модель.

Открывшаяся нереальность ранее провозглашенных социальных программ, связанных с жилищным строительством, списана на делавших не то и не так архитекторов-практиков. Многое разумно и правильно отмечено по существу дела в связи с максимализмом экспериментов в сфере жилья и градостроительных концепций.

Для выработки конкретных очертаний «второй утопии» советской архитектуры важное значение имел конкурс на Дворец Советов в Москве - эпохального, но так и не реализованного замысла, где задачи повышенной образности и идеологической значимости архитектуры были подчеркнуто акцентированы, нарочито выдвинуты на передний план. В конечном итоге авторская группа в составе Б. Иофана, В. Щуко, В. Гельфрейха, стремясь воплотить в монументальных формах идею величия и торжественности, предложила грандиозную многоярусную 300-метровую вертикаль своеобразного здания-постамента, увенчанного стометровой статуей В. И. Ленина. Несмотря на всю функциональную и образную противоречивость решения, авторам удалось создать динамичную и в то же время уравновешенную центрическую композицию, построенную в строгой системе пропорций, пластически насыщенную и почти скульптурно разработанную. Эта огромная вертикаль с остро характерной архитектурой на протяжении многих лет принималась во внимание в качестве ведущей высотной доминанты Москвы.

 








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1775;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.