П-15 Стиль «Шале» - швейцарский домик в горах
Словом «шале» изначально называли небольшой сельский дом в Альпах, отличающийся особой архитектурой. «Chalet» понимался буквально как «хижина пастуха». Считается, что архитектура шале зародилась на юго-востоке Франции на границе со Швейцарией и Италией (по другим данным появились «шале» впервые в Швейцарии). Однако сами французы понимают шале как «швейцарский домик».
Конструкция «шале» как и его внутреннее пространство стала очень популярной. Домики в горах становились больших размеров, но основные конструктивные особенности шале сохранялись. Остались практически неизменными и традиционные черты интерьера шале.
Одной из главных причин роста популярности архитектуры шале в последние годы является, судя по всему, массовое увлечение людей горнолыжным спортом и отдыхом на горнолыжных курортах. «Шале» стал ассоциироваться с путешествием и престижным туризмом.
«Шале» строят и в Канаде, в США, и в Германии, России. Причем «шале» строят даже там, где гор и близко нет. Например, в Подмосковье есть целые поселки из домов в альпийском стиле.
Дом строили из местных природных материалов: камня и дерева (бруса хвойных пород - сосны или лиственницы), в качестве побелки для оштукатуренных стен использовали известь.
Высокий цокольный этаж всегда возводился из камня. Это объяснялось необходимостью надежно защищать дом от холода, влаги, снега и, что самое важное, строить фундаменты и стены цокольного этажа на любом горном склоне. Все последующие этажи, как правило, первый и мансардный, собирали из массивного бруса хвойных пород (сосна, лиственница). Дерево со временем под воздействием внешней среды: ветра, снега, дождей, солнца, холода - становилось естественным путем совсем темным, просмоленным.
Фасады, обращенные в сторону непогоды, могли быть обшиты дополнительно деревом: щепой или дранкой, - и выглядели грустно из-за однообразия естественного темного цвета дерева и отсутствия дополнительных украшательств.
Самой красивой стороной дома являлся восточный фасад. Щипец крыши с коньком всегда ориентировали на восход солнца. Самый красивый фасад смотрел на долину. Стены, смотрящие на солнечную сторону, штукатурили, красили белой известью, украшали яркими росписями, декорировали выступами, балконами, резьбой. Декоративные украшения, как правило, были лишены всякой вычурности. Мотивы росписи имели религиозные сюжеты.
Архитектурная геометрия незамысловатая: строили вручную. Крыши покатые и сильно нависающие над вертикалью стен. Такая конструкция крыши неслучайна: она защищала фундамент, стены дома и придомную территорию от намокания и снега. Зимой снег удерживался на крыше, равномерно покрывая его. Создавалась снежная шуба, препятствующая выходу тепла из дома. Покрывали крыши дранкой или гонтом (тонкие деревянные пластины). Сверху приваливали такую кровлю камнями, чтобы не унесло в непогоду, не такую уж редкую в горах.
Последний этаж обязательно мансардный, со скошенным потолком.
Террасы, выходящие далеко за периметр дома и как бы зависающие над долиной, не редкое явление. Образующие горизонталь относительно горного склона, они давали возможность увеличить полезную площадь застройки.
Балконы под низко нависающими крышами могли быть совсем простыми в отделке, нарочито грубыми или напротив украшены задорно резьбой.
В шале много окон, и размер их немаленький, что, в общем-то, характерно для французской архитектуры.
Центральное доминирующее место в главном холле или гостиной принадлежит камину.
В отделке используются только натуральные материалы. Грубо оштукатуренные и побеленные стены украшаются деревянными панелями или просто досками. Дерево, в основном сосна и лиственница, проходит специальную подготовку, что придает ему вид старого и грубо обработанного, затем тонируется и покрывается воском. Камень местного горного происхождения используется в оформлении каминов, полов и стен цокольных этажей. Полы и стены первых и мансардных этажей, как правило, деревянные. Никакого яркого высокого освещения, второго света. Все уютно, ближе к полу, к огню. Цвета густые, сочные, но не яркие, чуть приглушенные. Основные цвета, цвета Земли, хорошо сочетаются с деревом, камнем, ковкой, цветом натурального небеленого льна и шерсти.
Мебель в типичном шале простая, по-деревенски грубоватая, с неполированными поверхностями.
На сегодняшний день география шале расширилась до самых смелых масштабов. «Шале» можно встретить на любом континенте и практически в любой стране. Этот стиль стал любим многими из сильных мира сего. Большой деревянный дворец в стиле «шале», предназначавшийся для почетных гостей султана Абдулхамида, находится в Турции. Широкое распространение шале получил на горнолыжных курортах США, на гористых побережьях Италии и Испании. Но самые «правильные» «шале», своеобразные законодатели моды, находятся в сердце Европы - во Франции, Швейцарии и Австрии. Наиболее знаменитые курорты в этих странах: Куршевель, Мерибель, Валь-Торанс, Валь-д’Изер, Тинь, Шамони (Франция); Санкт-Мориц, Церматт, Давос, Кран-Монтана, Саас-Фе, (Швейцария); Лех, Майерхофен, Зельден, Кицбюэль (Австрия).
Рис. 15.1. Австрийский дом в стиле «Шале»
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1325;