П-10 Появление стиля «Био-тек» и его влияние на творческие концепции современной архитектуры
Био-тек - современное архитектурное движение, выразительная черта конструкций которого основывается на копировании природных форм. Между тем, прямое заимствование форм природы не всегда приносит позитивные результаты, так как в зданиях появляются не функциональные пространства. За последние 40 лет использование формообразования живой природы в мировой архитектурной практике получило название архитектурно-бионического процесса и стало противоположным направлением стилю хай-тек.
Концепция направления предполагает не только косвенное, но и прямое использование живых форм в виде элементов ландшафтного дизайна или озеленения отдельных участков здания.
Рис. 10.1. Небоскреб Сэнт-Мери Экс
Поскольку это движение находится на этапе становления, его исследовательская часть явно преобладает над практической. Основной недостаток архитектурной бионики - противостояние консервативной прямоугольной планировки и конструкции схем зданий биоморфным криволинейным формам. Поэтому одна из главных задач био-тека - достойное эстетическое и экономически целесообразное решение этого противоречия.
Основные положения архитектурной бионики начали создаваться еще в Советском Союзе. Особого внимания заслуживают работы архитекторов В.В. Зефельда и Ю.С. Лебедева. Так, мастера показали оправданное использование законов и форм живой природы в технике и архитектуре.
Согласно принципу направления, в мире все взаимообусловлено, нет непроходимых барьеров между неживой и живой природой, а с помощью существующих процессов можно объединить весь мир в единое целое. Главным положением является биологическое родство человека и живой природы, поэтому использование естественных форм в окружающем пространстве самым положительным образом влияет на жизнедеятельность людей.
Рис. 10.2. Город искусств и наук в Валенсии. Общий вид
Вспышка заинтересованности к органической архитектуре в начале XXI века взаимосвязана с формированием эстетики био-тека, которая, в отличие от органической архитектуры, принимает допустимость и значимость прямых внешних аналогов архитектурных форм с формами живой природы.
Ярким представителем этого архитектурного стиля является испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Город искусств и наук в Валенсии, разработанный им, в настоящее время состоит из пяти основных зданий. Это сам научный музей, галерея с парком, кинотеатр с планетарием и океанографичесий парк. Этот комплекс - очень показательный пример бто-тека. Также к этому стилю можно отнести Небоскреб Сэнт-Мери Экс архитектора Н. Фостера в Лондоне.
П-11 Модная творческая концепция «Китч», как развитие стиля «Эклектика»
Китч — это своего рода нигилизм в архитектуре, сочетание несочетаемого. Стиль, отрицающий все предыдущие достижения и ставящий под сомнение будущие. Он рождается из-за чрезмерного богатства или пресыщенности, любви к эпатажу или, наоборот, от вопиющей, бросающей вызов бедности.
Китч (нем. Kitsch), кич - термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.
В 20 веке предпринимались неоднократные попытки узаконить китч как самостоятельный вид искусства- некоторым известным деятелям (например, Энди Уорхолу) удалось транслировать эстетику китча в «большое искусство». Есть мнение, что постмодернизм тоже уходит своими корнями в китч.
Рис. 11.1. Отель в Нидерландах
Архитектура отеля вызывает противоречивые мнения, одни считают его показным искусством, другие бельмом на глазу. Но большинство уверено в том, что это действительно качественное клише и совершенство китча. Этот новый отель в Нидерландах вызвал много разговор, используя традиционные формы региональных домов и коттеджей в сюрреалистической манере, он отлично вписался в границы относительно огромного городского центра. Отель «Golden» (дизайн Molenaar & Van Winden, Architecten + WAM Architecten, декорирование Roel Backaert) на 160 номеров состоит из 11 этажей, возвышаясь над большей частью его окрестностей и просматриваясь на многие километры вокруг. Сам дом построен из монолитного каркаса с применением бетонных фасадных панелей, которые скрыты, в связи с общей концепцией эстетической стратегии.
«Piano House» – музыкальный дом, построенный в Китае по студенческому проекту. Этот удивительный дом под названием «Piano House» построен в Хуайнане (провинция Аньхой, Китай) по проекту студентов архитектурного факультета Хефейского технологического университета (Hefey University of Technology), разработанному совместно с дизайнерами компании Huainan Fangkai Decoration Project Co. «Piano House» состоит из двух частей, изображающих два инструмента - прозрачная скрипка, опирающаяся на полупрозрачное фортепиано. Уникальное здание построено для любителей музыки, однако к музыке отношения не имеет. В скрипке расположен эскалатор, а в пианино - выставочный комплекс, в котором вниманию посетителей представлены планы улиц и районов города.
Объект создан с подачи местных органов власти. Необычное здание стремится привлечь внимание жителей Китая и многочисленных туристов к новому развивающемуся району, в котором является наиболее знаковым объектом. Благодаря сплошному остеклению фасадов (прозрачное и тонированное стекло), помещения комплекса получают максимально возможное количество естественного освещения. А в ночное время суток, тело объекта скрывается в темноте, оставляя видимыми лишь неоновые контуры силуэтов гигантских «инструментов». Рис. 11.2. «Piano House»
Несмотря на популярность, здание часто является объектом критики, как некий постмодернистский китч и типичный студенческий проект, в котором эпатажа гораздо больше, нежели искусства и функциональности.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 904;