П-12 Возрождение стиля «Ар-деко» в современной архитектуре
Ар-деко -течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма.
Отличительные черты: строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например:
- примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки;
- древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех;
- «Русские сезоны» в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста;
- граненые, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма;
- колористическая палитра фовизма;
- строгие формы неоклассицизма;
- эпоха Джаза (Jazz Age);
- растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты;
- кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля;
- технологические достижения «Века машин» — такие как радио и небоскребы.
Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что эта роскошь - психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг.
Взрывы популярности ар-деко спустя полвека (после мебельного аукциона в Париже в ноябре 1972 года, когда цены на предметы этого стиля неожиданно взлетели вверх) и с 1990-х годов, скорее всего, обусловлены усталостью человека от индустриальной неволи, сухих линий минимализма, оставляющих мало пространства для воображения, в то время как ар-деко наиболее ярко демонстрирует соединение искусства, роскоши и технологии.
Стиль ар-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.
Примером обращения к стилю ар-деко может служить проект нового жилого дома на Карповке в г. Санкт-Петербург архитектора М. Мамошина. Новый жилой дом на Карповке, спроектированный архитектурно-проектным центром Мамошина, декларировался как реминисценция на дом на Карповке Евгения Левинсона и Ивана Фомина, которое было построено в 1932 году, когда в советскую архитектуру пришли декоративные тенденции стиля ар-деко из Америки и Европы. Знаменитый дом на Карповке сделан в очень выдержанном и стильном ключе, на стыке ар-деко и конструктивизма. Здесь нет явственных приемов декорирования фасада, но сама архитектура наполнена массой интересных композиционных сочетаний: проемы окон, колонны и стена, наконец, сама объемно-пространственная композиция.
Новое здание Мамошина явно отсылает нас к архитектуре ар-деко. Собственно, он сам декларирует это в пояснительной записке к проекту. Дом Левинсона служит для него отправной точкой, не образцом для повторения, а именно ключом, открывающим эстетику этого стиля и рассказывающим о нем архитектору, проектирующему в XXI веке.
Рис. 12.2. Общий вид «Нового дома
на Карповке»
Рис. 12.1. Фрагмент здания с башней
Сопоставление двух жилых домов, Левинсона-Фомина и Мамошина, осложняется еще и тем, что здесь видны разные подходы к архитектуре: у архитекторов 30-х годов присутствует романтизм, у Мамошина достаточно жесткий функционализм. Сказываются различные предпочтения архитекторов разных эпох, архитектурный контекст и атмосфера, а также разделяющие их семь десятков лет.
Фасад дома на Карповке, по сути, построен по классическим законам -пропорционирования частей. Все части соподчинены друг другу - стилобатная, колоннадная второго яруса и основная, объединившая четыре этажа. Лестницы, охватывающие дугу, объединяют боковые части с центральной. Необходимо сказать, что фасад у Левинсона и Фомина - это масса замысловатых композиционных приемов, отсутствием чего страдают фасады Мамошина - здесь превалирует однообразие.
Рис. 12.3. Завершение башни Рис. 12.4. Оформление входа.
С позиции уже построенного жилого дома Михаила Мамошина можно говорить о перекличках самых общих форм двух домов, например, дугообразном изгибе основного объема, призматических боковых форм. Все остальное у Мамошина, от крупной пластики архитектуры фасадных плоскостей до деталей и декорирования, базируется, скорее, на классических образцах памятников ар-деко американского происхождения. Например - ярусность, которую использовали в 20-30-е годы и как орнамент, и как элемент пластики. Здесь можно говорить не только о форме небоскребов, но и об оформлении, например, наличников в форме лестницы и так далее. Что касается образного решения всего здания Мамошина, то здесь можно найти параллель с Манхэттенским небоскребом, спроектированным в 1930–1931 годах на 42 улице Раймондом М. Худом. Структурность этого 35-этажного офисного здания базируется на широких светлых горизонтальных поясах, которым отвечают более тонкие простенки, создающие в противовес горизонталям вертикальный ритм, где даже неизвестно, что доминирует – вертикаль или горизонталь. У Михаила Мамошина фасады тоже представляют собой сетку горизонтальных и вертикальных тяг. Но из-за чередования светлых и более темных поясов, которые расположены достаточно хаотично, сетчатость не так сильно читается. Сетчатость фасада Мамошина находится в русле современного псевдо ар-деко. Хотя доминирование вертикальных членений и признается классическим признаком этого стиля, его все же нельзя считать обязательным в каждом сооружении. Где-то это было главной темой, а где-то были использованы только отдельные элементы.
Декоративный прием игры темных и белых плиток, которые хаотично обозначают вертикальные и горизонтальные полосы сетки фасада, также можно отыскать в многочисленных примерах: в железнодорожной станции в Цинциннати 1929–1933 годов Рональда Вонка и П. Филиппа Грета, в известном здании компании RCA, стилизованном в неоготическом стиле, где сама кладка кирпича сделана так, что в массе более светлого песочного кирпича вкраплены более темные рыже-красные элементы.
Круглые формы, такие как башня, несколько выпадают из всей тектоники здания. Башня отличается преобладающими вертикальными членениями и завершающей крышкой-панелью, нарочито прямолинейной и простой, в связи с чем она выглядит несколько грубовато. Ни дугообразная форма корпуса, ни башенное завершение цилиндрических очертаний не создают впечатления пластичности и мягкости, чему призваны служить криволинейные поверхности. Все формы жесткие, угловатые и рациональные. Эту сухость несколько скрадывают точечные вкрапления темных плиток, кокетливо разбросанных по сетке фасада.
Рис. 12.5. Козырек над входом
В композицию включены распространенные сегодня элементы модернизма: это козырьки-перголы над третьим и над последним этажами, стеклянные ограждения, а также металлические козырьки над входами подъездов.
В доме Михаила Мамошина ощущается желание погрузиться в стиль ар -деко, который таит в себе огромный творческий заряд и вдохновение. Но здесь кроется опасность для современного архитектора – сделать старомодно, а поэтому выбран все-таки более рафинированный стиль – с использованием стекла, современной облицовки, где за обликом здания невозможно определить его функциональную направленность – такое сооружение вполне может быть и офисным, и жилым. Поэтому необходимо признать, что здесь больше взято от функционализма и конструктивизма. Детали завершений-карнизов, парапетов имеют не замысловатые очертания, а простые геометрические формы. Жесткие прямолинейные формы - вот ар-деко сегодняшнего дня. В отличие от архитектуры Ар-деко 20–30-х годов, где явно можно проследить более яркие, декоративные ноты – для общественных, зрелищных, жилых, торговых построек, и сдержанные и стильные - для банковских и деловых. Поэтому можно констатировать, что в архитектуре нового жилого дома на Карповке присутствует стилизация под 20–30-е годы в духе ар-деко американского образца, с завуалированными цитатами, взятыми у лучших архитектурных сооружений с использованием прямолинейных жестких форм и очертаний.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1079;