П-7 Стиль «Хай-тек» и его влияние на творческие концепции современной архитектуры
Хай-тек – стиль архитектуры и дизайна конца 20 века, отражающий увлеченность общества научно-техническим прогрессом и нарочито демонстрирующий его достижения.
Стиль хай-тек сформировался в начале 1970-х годов как архитектурный стиль. К числу первых и наиболее значительных подобных объектов принадлежит Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже. После большого международного конкурса в 1972 г. авторами его стали итальянский архитектор Ренцо Пиано (род. 1937) и англичанин Ричард Роджерс (род. 1933), строительство завершено в 1977 г. Программа предполагала организацию пространства, совмещающего музей современного искусства, публичную библиотеку и аудиовизуальный центр с помещением для больших сменяющихся выставок. Целью было создать широко доступный культурный центр постоянно сменяющих одно другое культурных событий.
Рис. 7.1. Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду
В качестве формообразующих архитекторы выделили два аспекта: гибкое использование пространства, основанное на нерасчлененности функциональных площадей, и высокотехничные средства осуществления. Стальные конструкции трубчатого каркаса вынесены за пределы наружного ограждения наподобие строительных лесов. Выведены наружу и сети инженерного обеспечения. Главным элементом шестиэтажного фасада, обращенного к площади, стал косой зигзаг движущихся лестниц, заключенных в стеклянный цилиндр, который пересекает фасадную плоскость по диагонали. Вертикальные трубы инженерных коммуникаций ярко покрашены в соответствии с их назначением.
Хай-тек успешно развивался в 80-е и 90-е годы, активно влияя на развитие архитектуры и промышленного дизайна. Выдающимися архитекторами этого стиля являются Н. Фостер, Ренцо Пиано и другие.
Здание Гонконгского и Шанхайского банка, построенное Фостером в Гонконге (1979-1985), стало манифестом, заявляющим не только о его творческой позиции, но и о принципиально новой концепции высотного здания, противостоящей постмодернистским упаковкам небоскребов, структурный стереотип которых восходит к 1930-м. Анатомия небоскреба пересмотрена Фостером. Обычная схема — множество этажей, нанизанных на центральное ядро с лифтовыми стволами, — отвергнута в пользу открытого плана с выносом инженерных устройств в сторону торцов, в шахты, расположенные вне опор несущей конструкции. Ее пилоны, подобные вертикально поставленным фермам, широко раздвинуты. Их соединяют пояса горизонтальных треугольных ферм, к которым подвешены 47 этажей, разделенных на пять сокращающихся кверху зон. Сверкающий алюминий облицовки выведенного наружу мощного металлического «скелета» четко рисуется на фоне темного светопоглощающего стекла ограждения интерьера.
Конструктивная система позволила успешно организовать и дополнительную функцию здания, которое образует часть стены небоскребов, обращенной к морской набережной, и служит воротами от переправы, связывающей Гонконг с Коулуном, к самому городу. Мощные потоки людей протекают между широко раздвинутыми пилонами. Посетителей и служащих поднимает внутрь банка эскалатор. Нижнюю зону интерьера на всю пятидесятиметровую высоту пронизывает центральный атриум. Эскалатор идет сюда снаружи, сквозь подвесной – «хрустальный софит», которым отделен кондиционированный воздушный объем от галереи под зданием. Этот стеклянный пол-потолок дополняет сюрреалистический характер атриума. Отраженный им свет проникает через прозрачные мембраны в верхние зоны почти до верхних этажей.
Рис. 7.2. Здание Шанхайского банка в Гонконге
В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986).
В Италии хай-тек приживался с трудом, не находя опоры в ее культурных традициях. Но вначале 1980-х в Риме, среди обширного незастроенного пространства на периферии города, архитекторы Дж. Лафуэнте и Г. Ребеккини соорудили офис фирмы «Эссо». Прообразом его структуры послужили стальные мосты XIX в. с опорной конструкцией, веером расходящейся от опор — забавные монстры палеотехники.
Рис. 7.3. Здание компании Ллойдз, 1986 г.
Рис. 7.4. Офис фирмы «Эссо»
В германоязычных странах хай-тек ранее всего заявил о себе громадным и гипертрофированно крупномасштабным зданием Конгрессцентра в Западном Берлине, который в 1973-1979 гг. создали Ральф Шюлер (род. 1930) и Урсулина Шюлер-Витте (род. 1933). «Машина коммуникаций» включает в свой обьем 80 конференц-залов и аудиторий различной величины, в том числе большие амфитеатральные залы на 5 и 4 тыс. мест, расположенные по сторонам общей сценической коробки. Тяжеловесная масса втиснута в узкий островок между автомагистралями. Мощный, выведенный наружу каркас, сечения которого увеличены алюминиевой облицовкой, ритмически повторяющиеся закругленные ризалиты лестниц рождают ассоциации с чудовищным архаичным механизмом, монстром палеотехники. Здесь механоморфный идеал, реализованный приемами почти бутафорскими, обрастает не очень внятными, но скорее угрюмо-мрачными, чем ироничными метафорами. Интерьеры интересны лишь совершенством оборудования и точностью форм. Хай-тек в Германии не получил широкого развития.
Рис. 7.5. Здание Конгрессцентра в Берлине
В 1980-х гг. хай-тек быстрее всего развивался в США. Среди крупнейших американских коммерческих объектов в стиле хай-тек — построенный фирмой «ХОК» (архит. Г. Обата) торговый центр «Геллери» в Далласе (1983) с пассажем длиной почти 400 м, который обрамляют три уровня торговых галерей. Крылья пассажа замыкают объемы крупных универмагов, середина акцентирована двумя высотными зданиями гостиниц. Но те же экономические и социальные факторы, которые привели к коммерциализации постмодернизма, направляли хай-тек к поверхностным эффектам, к подражению продуктам дизайна. Потребительство поощряло ассоциативную образность к стилизации.
Рис. 7.6. Торговый центр «Геллери» в Далласе
Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность. Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).
Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).
Основные черты:
- использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений;
- использование прямых линий и форм;
-широкое применение стекла, пластика, металла;
-использование функциональных элементов, таких как лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания;
-децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения;
-широкое использование серебристо-металлического цвета;
-высокий прагматизм в планировании пространства;
-частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
П-8 Разновидности стиля «Хай-тек» и их характерные особенности в направлениях «Слик-тек» и «Техно-тек»
Хай-тек - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века «высоких технологий» ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.
В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.
Идейными и эстетическими предпосылками хай-тека справедливо считают работы арх. Я. Чернихова. Приоритет Я. Чернихова отражён и в наиболее обширной монографии американского историка архитектуры Д. Колина, посвященной хай-теку и переведённой на большинство европейских языков.
Своеобразную ветвь хай-тека составляет «слик-тек» - стиль глянцевого (преимущественно стеклянного) блеска фасадных поверхностей. Тема «стеклянного дома», начиная с «Хрустального дворца» Д. Пекстона почти 150 лет продолжает волновать воображение архитекторов. С начала ХХ в. она остается и в 20-е гг. нереализованной мечтой функционалистов - братьев Весниных, В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, отражаясь лишь, в их проектах. В 30-е гг. есть отдельные случаи реализации мечты, но только с одной стеклянной плоскостью главного фасада (здания Центросоюза в Москве и общежития Армии спасения в Париже Ле Корбюзье).
Наконец, в 50-е гг. благодаря в основном творчеству американского периода Мис ван дер Роэ (особенно Сигрэм-билдинг) начинается триумфальное шествие «стеклянной архитектуры» интернационального стиля по всему миру. Однако, сравнительно быстрый крах интернационального стиля привёл к массовому отказу от стеклянных стен. Этому способствовало и широкое распространение стиля постмодернизма с его культом стенового массива, архитектуры камня и повсеместная политика экономии энергоресурсов в строительстве. Всё это больно ударило по промышленности стеклянных изделий, грозя ей массовым разорением. Надо отдать дань уважения её специалистам, которые за годы промышленного застоя разработали широкий ассортимент разнообразных по форме, цвету и физико-техническим свойствам светопрозрачных материалов, существенно расширивших палитру возможных новых архитектурных решений. Были разработаны и новые системы крепления стеклянных листов и панелей к несущему остову здания, размещённому с внутренней стороны ограждений. Благодаря этому фасадная поверхность могла быть освобождена от мелко члененной фахверковой сетки металлического витража, что позволило архитектору оперировать крупными, зрительно не членёнными светопрозрачными поверхностями. Особенно привлекала возможность выполнения криволпнейных-цилиндрических и сферических светопрозрачных конструкций.
Благодаря этим изобретениям и формированию третьей волны модернизма с начала 70-х. гг. «слик-тек» начинает брать реванш. Его первые проявления - здания элементарной прямоугольной формы со стеклянными (например, здание компании Уиллис-Фейбер в Ипсуич, арх. Н. Фостер, 1974 г.) стенами.
По мнению авторов эти здания - прямые наследники Д. Пекстона и Мис ван дер Роэ. Однако, от формулы архитектуры последнего – «кожа и кости» в произведениях «слик-тека» осталась только «кожа» - сплошная стеклянная поверхность, так как каркас ушёл внутрь сооружения. Особенностью «слик-тека» 70-х гг. стало преимущественное применение светоотражающего «зеркального» стекла. Оно дало эффект «дематериализации» здания: его зеркальные фасады отражали меняющийся внешний мир, но размывали, маскировали истинные размеры зданий.
Новые криволинейные светопрозрачные конструкции позволили, наконец, реализовать давнюю мечту архитекторов - создать здания-шары. Их строят в разных городах и странах. В частности в Париже в 80-е 90-е гг. построены здания-шары в комплексе Дефанс и парке Ла Виллет.
Однако нейтральность гладкой блестящей стеклянной поверхности создает определённые композиционные ограничения. Поэтому неслучайно с 80-х гг. архитекторы прибегают к разнообразным вариантам сочетания в композиции светопрозрачных элементов с непрозрачными. Такие сочетания придают необходимый индивидуальный характер зданиям, в основе которых часто лежит достаточно тривиальная объёмная форма. Таковы три следующих примера очень известных современных зданий, в основе композиции которых лежит форма стеклянного цилиндра: торговое здание на пл. Св. Стефана в Вене, комплекс «ам Уфер» - министерства внутренних дел ФРГ в Берлине, Опера-Бастиль в Париже.
В первом - стеклянные цилиндры торговых залов вырастают из ступенчатого основания, сформированного железобетонными кессонными панелями «на комнату». Во втором - подковообразное и плане здание выходит на набережную р. Шпрее двумя высотными стеклянными цилиндрами, опоясанными на отметке двух третей от основания трехэтажной «обвязкой» с кирпичной облицовкой, которая увязывает новые формы с фактурой исторической старой кирпичной части здания. Наконец, в третьем - на синевато-зелёный основной стеклянный цилиндрический объём театрального здания по наклонной секущей навешены уступами белые непрозрачные панели с каменной облицовкой;
«Оранажерейная» тема полностью стеклянного здания стала в последние годы по преимуществу основной в «коммерческой» архитектуре преуспевающих фирм и банков многих стран.
Техно - строгий, и даже холодный, стиль, для которого характерны четкие геометричные линии. Архитектура этого стиля основана на строгой геометрии пространства и предметов. Коммуникации, которые обычно стараются скрыть, являются продолжением декора. Трубы и провода окрашивают в яркие цвета, а иногда закрывают стеклянными перегородками. Используется прием наружных конструкций, вынесенных за пределы зданий, металлический каркас, покрашенный в яркий цвет, напоминает контуры технических сооружений - высоковольтных линий, подъемных кранов, корабельной оснастки. «Техно архитектура» зданий становится парящей и прозрачной. Стены сооружений, изгибающиеся по сложной кривой, смонтированы из листов отражающего стекла, многоэтажные здания днем как бы «растворяются» в воздухе, а вечером изнутри светятся ячейками офисов и квартир.
Примером развития этого направления хай-тека может служить построенное в 1986 г. Н. Фостером здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай-Гонконг в Гонконге. Конструктивная система здания ствольно-мостовая. Восемь ствольных опор расположены по торцам здания. Каждая из этих опор состоит из четырех колонн круглого трубчатого сечения, объединенных поэтажно жесткими перемычками в полый пространственный стержень - ствол. По высоте здания стволы через семь, шесть, пять и четыре этажа объединены однопролётными двух консольными фермами высотой в два этажа. Фермы выполнены из труб. В направлении, перпендикулярном фермам, ствольные опоры объединены жестким ростверком из диагональных связей. Пролёт ферм - 38,4 м. В середине пролёта ферм расположены стальные подвески, несущие конструкции междуэтажных перекрытий. Такая ствольно-мостовая конструктивная система позволила обеспечить полную свободу планировки всех рабочих этажей банка в пролёте свыше 38 м. Между четырьмя парами стволов созданы соответственно три пространственных слоя, свободных от опор.
Авторы использовали это обстоятельство и в композиции внешнего объёма здания, соответственно его расчленив. Визуально здание представляет собой композицию их трёх «пластин» высотой в 28, 35 и 41 этаж, но одинаковых по толщине (16,2 м.). Преимуществом архитектурной композиции Гонконг-банка при всей сложности конструктивного решения является чёткая структурность образа, контрастирующая с «замутнённостью» композиции Центра им. Помпиду и страховой компании Ллойда. При значительном преувеличении сечений несущих конструкций Гонконг-банка они выполнены с исключительным совершенством и элегантностью, что позволяет им играть ведущую роль в решении фасадов и интерьеров здания, а грандиозность и «техничность» конструктивных элементов здания дали возможность английскому критику К. Фремптону сравнить здание банка с установкой для запуска космических ракет на мысе Канаверал.
Эта ассоциация не случайна, так как Н. Фостер признаёт, что при разработке проекта обращался к «источникам, находящимся за пределами традиционной строительной индустрии. Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолёт «Конкорд», практикой военных учреждений, занимающихся созданием мостов, способных выдержать нагрузки от танков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1837;