П-6 Влияние постмодернизма на творческие концепции современной архитектуры
В 1970-е годы в архитектуре Запада возникла устойчивая оппозиция «современной архитектуре», или модернизму (лидерами которого были В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Р. Нейтра, А. Аалто, Ф. Райт и др.). Это явление в архитектуре получило название постмодернизм, т.е. пришедшее на смену модернизму.
Постмодернизм противоречив и требует всестороннего изучения. Это явление вызвало интерес у архитекторов, которые искали пути повышения разнообразия и эмоционально-образной выразительности архитектурных решений.
Причины возникновения постмодернизма разнообразны. Прежде всего, в этот период в странах Запада наблюдалось углубление социальных противоречий. Строительная деятельность переместилась в сферу индивидуального, частного жилища. Снижение строительной активности привело к росту конкурентной борьбы между проектными и строительными фирмами. Наблюдалось также обострение борьбы за экологию, что оказывало влияние на архитектурное мышление. В теоретических работах и критических статьях конца 1960-х годов признавался кризис, а затем и конец эпохи функционализма, ее техническим достижениям приписывался антигуманный характер.
В частности, многие критики считают, что творчество американского архитектора Л. Кана является истоком постмодернизма, так как он провозгласил следующие принципы, которые стали популярны в западной архитектуре:
- восприятие здания как фрагмента среды;
- создание архитектурной формы на основе цитат из истории архитектуры;
- возрождение орнаментики как украшения.
Теория постмодернизма возникла из практики, т.е. после реализации построек, названных постмодернистскими. Они отличались неоднородностью и пестротой, поэтому постмодернизм не получил однозначного определения. Сторонники постмодернизма обращаются ко всему историческому наследию, не отдавая предпочтения какому-либо стилю, но не углубляются в изучение его принципов и основ. История становится своего рода сундуком, откуда извлекаются формальные средства. Постмодернизм реабилитирует эклектизм как метода архитектурного творчества.
Постмодернизм не только изменил стилистическую направленность, но и подходы к формообразованию. Любыми средствами постмодернизм стремился к броской индивидуальности и отказу от массового строительства и стандартизации. Дома в стиле ретро оказались более востребованы потребителем. Появились примеры беспринципного эклектизма. Обращение к «забытой» истории происходило на уровне как ассоциативных заимствований, так и прямого цитирования исторических прототипов и отдельных элементов.
В 1970— 1980-е годы, когда в странах Запада усилилась тяга к стабильности общества, заявила о себе новая разновидность неоклассицизма — постмодернистский классицизм. Он нашел свое яркое проявление, прежде всего, в творчестве каталонского архитектора Р. Бофилла. На этот раз это был не условный классицизм, как это было в 1960-е годы, а «исторически достоверный классицизм».
В эти годы Р. Бофилл создал ряд известных классицистических жилых ансамблей, среди них дворец Абраксас в Марн-ля-Балле (под Парижем), «Антигона» в Монпелье и др. У этого архитектора существует исчерпывающая номенклатура классических форм (амфитеатр, триумфальная арка, дворец, аркада, обелиск, атрибуты ордера — колонны, пилястры, профилированные карнизы и т.д.). Коллектив мастерской Р. Бофилла не связывает себя какими-либо нормативами, в проектах Р. Бофилла присутствуют самые различные влияния.
Тенденции к парадоксальности трактовки форм и деталей ярко проявились в творчестве американского архитектора М. Грейвза. Он обращается к использованию изображений классических символов.
В японской архитектуре постмодернизм не нашел широкого отражения, но оставил свой след в отдельных произведениях. Так, примером сочетания классицистических форм с местной традицией может служить деловое здание (офис) Сун-Тумори близ Осаки, Япония, по проекту архитектора Т. Ва-танабе (1979—1980 гг.).
Важный вклад в теорию постмодернизма в архитектуре внес критик Ч. Дженкс. В своей книге «Язык архитектуры постмодернизма» Ч. Дженкс выявил шесть направлений постмодернизма:
Историзм — обобщенное название ретроспективных стилистических направлений в архитектуре, которые используют в своем художественном языке знаки, отсылающие к исторической памяти. Его формы могут быть многозначны. В постмодернизме они включают в себя элементы театрализации жизни и игры.
Это направление характерно тем, что появляются «здания-копии. Так, в здании Музея им. Поля Гетти в Малибу, США (арх. Р.Лэнгдон, Э.Уилсон, 1975— 1977 гг.), точно, до мелочей, воспроизводятся как планировка, так и формы античной виллы, перенесенные в современность.
Частичный историзм, или полуисторизм, — другое направление в архитектуре постмодернизма, которое не ставит своей целью точное воспроизводство того или иного исторического образца. Здесь используются либо отдельные цитаты из прошлого, либо свободные вариации на тему исторических стилей.
Это направление зародилось в США в начале 1960-х годов в работах Ф. Джонсона, М. Ямасаки, Л. Крие. Примером может служить дом на побережье во Флориде, США, по проекту архитектора Л. рие (1970 г.), который демонстрирует историческую модель, обращаясь к античной классике для воспроизведения более или менее достоверного образа.
Новый традиционный стиль, или традиционализм, — следующее направление постмодернизма, которое основывается на внестилевой и внепрофессиональной местной традиции. Он серьезен по сравнению с историзмом, допускающим многозначность и ироничность.
Примером может служить Общественный центр в Хиллингтоне, Великобритания (арх. Р. Метью, С.Джонсон- Маршалл и Э.Дербишир и др., 1974— 1977 гг.), вызывающий ассоциации со спонтанно развивающейся средневековой застройкой.
Контекстуализм — направлени, обозначающее визуальное соотнесение (стилистическое, цветовое и масштабное) проектируемого объекта с окружающими постройками и средой в целом. Особенностью контек- стуализма является его вариантность в зависимости от адаптации к тому или иному контексту.
Примером может служить жилой комплекс в Лондоне на Сэнт-Марис- роуд (арх. Д. Диксон, 1979 г.), который стал органической частью городской ткани. Блокированные дома с характерными щипцовыми крышами дали лишь намек на архитектуру прошлого.
Метафора. Метафора имеет место в качестве средства выразительности, заимствуя идеи с помощью образов из круга природы, техники, иной архитектуры. Усиливает впечатление от архитектуры.
Истоки этого направления идут от неоэкспрессионизма и символизма. Примерами его можно назвать жилой дом Дези, штат Индиана, США (арх. С. Тайгерман, 1977 г.); жилой «Дом-лицо» в Киото, Япония (1970—1974 гг.), по проекту архитектора К. Ямашита (дом напоминает человеческое лицо), проект дома фермера в виде молочного бидона по проекту Ф. Гэри и др.
Направление, ориентированное на создание нового усложненного пространства за счет его структурирования для достижения большей выразительности. Оно также активно противостоит лапидарным геометрическим объемам раннего модернизма.
Так, жилой дом в Лейквилле, штат Коннектикут, США, по проекту архитектора П. Эйзенмана (1969—1971 гг.) — один из многих частных домов, где автор разрабатывал систему взаимопересекающихся пространств, рассматривая здание как структуру отношений.
Постмодернизм в короткие сроки стал важным идейно-творческим направлением, которое оказало, а в ряде случаев и продолжает оказывать влияние на профессиональное сознание архитекторов Запада.
Постмодернизм практически сошел со сцены ведущих стран Запада к началу 1990-х годов. В России он заявил о себе лишь в 1990-е годы. Из шести его направлений, выявленных Ч. Дженксом, наиболее ярко проявились такие, как историзм, полуисторизм и контекстуализм. Российские архитекторы восприняли его как очередной поворот к историзму и эклектике. Метод стилизаций позволял органично вписывать новые сооружения в историческую среду российских городов. В отличие от западного постмодернизма российские зодчие без иронии относились к историческим заимствованиям, удачно соединяя в ряде лучших произведений традиции и новаторство.
Одним из ярких произведений постмодернизма в Москве стал ансамбль зданий Российского культурного центра на Краснохолмской стрелке (арх. Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов и др.), в основном законченный строительством в 2003 г.
К концу 1990-х годов постмодернистские настроения в России стали уступать место неомодернистским поискам.
Рис. 6.1. Примеры построек
Рис. 6.2. Примеры построек
Рис. 6.3. Примеры построек
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 2418;