Предыстория становления конфликтологии
Как уже отмечалось в предыдущем разделе данного пособия, конфликтология – относительно молодая наука, и в завершенном виде она появляется лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности. Конфликт – явление, с которым человечество сталкивалось и сталкивается постоянно. Естественно, это находило отражение в общественной мысли – как научной, так и донаучной.
В первой половине 20-го века отношение к проблематике конфликта в социологической теории существенно меняется. Эти изменения, как считает Л. Козер, во многом были обусловлены изменением академического статуса социологии. С распространением прикладных исследований, осуществляемых по заказу государственных или частных структур, смещаются акценты в изучении конфликтов, главным становится выявление условий, способствующих их предотвращению, гармонизации отношений в рамках конкретных организаций, социальных институтов, общества в целом. Поэтому постепенно начинает доминировать представление о том, что конфликт – это дисфункция, препятствующая «нормальному» развитию системы. Особенно отчетливо эта позиция воплотилась в функционализме американского социолога Толкотта Парсонса (1902–1979).
Первые попытки рационального осмысления проблем, связанных с анализом соотношения противоречий и борьбы как особой формы социального взаимодействия индивидов относятся ко времени возникновения первых философских учений. Философия является первым рационально-теоретическим мировоззрением, которое стремится осмыслить весь мир, все бытие в его целостности. Именно поэтому в рамках философии как науки о всеобщем начинает складываться прообраз последующей конфликтологической проблематики.
Древние философы считали, что сам по себе конфликт нейтрален, то есть не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже богов. Конечно, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть. Однако надо отметить, что высшей ценностью мыслители древности все-таки признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, – учил древний китайский философ Лао-цзы (579–499 гг. до н. э.), – главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие».[2] По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535–475 гг. до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия: «Война– отец всех вещей, а мир – их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти».[3]
Таким образом, мы можем видеть, что уже древние философы начинают осознавать тот факт, что конфликты и борьба являются неизбежным спутником, неотъемлемым свойством, атрибутом любого социального взаимодействия. Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.
Однако более рационализированным выглядит объяснение истоков социальных конфликтов у Платона. Он исходит из того, что основанием социальных конфликтов или, как говорит он, «раздоров» выступает собственность: «И разве не оттого происходит это (война и раздоры – Д. К.) в государстве, что невпопад раздаются возгласы: «Это – мое!» или «это – не мое!»? И то же самое насчет чужого».[4] Отсюда проистекает и своеобразный коммунизм Платона, который для предотвращения социальных конфликтов предлагает модель идеального государства, в котором отсутствует собственность и даже вводится общность жен и детей. У Платона также можно найти и идеи, предваряющие теорию общественного договора. Люди, уставшие от борьбы, конфликтов и несправедливости, пишет он, «нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор»[5].
Аристотель в своей «Политике» продолжает некоторые идеи Платона, так, он полагает, что одной из причин конфликтов является неравенство людей: «…Люди вступают в распри не только вследствие имущественного неравенства, но и вследствие неравенства в получаемых почестях. Распри же в обоих этих случаях бывают противоположного рода: толпа затевает распри из-за имущественного неравенства, а люди образованные – из-за почестей в том случае, если последние будут для всех одинаковыми».
Причины социальных конфликтов, «источники возмущений» Аристотель видит в следующем:
1) социальное неравенство и борьба за статусные ресурсы («почести»);
2) личностные качества людей – «причиной распрей бывают также наглость, страх, превосходство, презрение, чрезмерное возвышение; с другой стороны
происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характеров»;
3) несовершенное общественное устройство.
Поэтому главным средством предотвращения конфликтов, по мнению Аристотеля является установление справедливого общественного устройства. И другие древние философы высказывали утопические надежды на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н. э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов, вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И, несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушала несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 635;