Конфликтологические идеи Средневековья
В христианской традиции истоки и причины противоречий, конфликтов, войн между людьми связываются с грехопадением человека, его земной природой и происками дьявола. В то же время отношение отцов церкви, таких, как Августин Блаженный, Фома Аквинский и др. к насилию и войнам было весьма амбивалентным: с одной стороны – войны осуждались, а с другой – борьба с еретиками и врагами веры рассматривалась как необходимость. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что анализ любого феномена или явления социальной жизни Средневековья нельзя проводить без учета доминантных (преобладающих) мировоззренческих установок того периода. Как известно, более чем тысячелетняя история Средневековья пропитана христианским духом. В связи с этим все сферы общественной жизни находятся как бы в подчинении у церковных догматов. Таким образом, любое явление социальной жизни, в том числе и конфликт, следует рассматривать через призму христианского мировосприятия. Надо отметить, что проблема добра и зла в христианстве получает специфическую трактовку. Христианство, стремясь оправдать наличие зла в мире, утверждает, что зло не имеет онтологического статуса, то есть не существует в том смысле, в каком существует реальный (сотворенный богом) мир. Богом в христианстве называют совершенное, неопределенное, творящее начало, которое отождествляется с любовью и добром. Зло есть только кажущееся бытие, которое само себя признает за реальность. Даже у сатаны божественная природа (Люцифер – «светлый ангел», «ангел утренней звезды» – самый близкий к богу, его правая рука, но которого обуял грех гордыни). Получается, что зло есть только желание зла, его существование субъективно, это – злая воля, мнимое существование. Это объясняет тот факт, что христианство отрицает борьбу добра и зла, так как добру не с чем бороться, поскольку зла – нет. Это зло может считать, что борется с добром, а по сути, добро выше по определению. А.Ф. Лосев, известный советский мыслитель, историк и знаток античности и Средневековья, называл сатану «обезьяной бога». Вышеизложенные положения объясняют своеобразную амбивалентность (двойственность) восприятия конфликтов и борьбы средневековыми теологами и философами.
Тем не менее, во времeнa Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. По этому поводу Эразм Роттердамский (1469–1536) замечал: «Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу». Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея». Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.
Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в эти универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога. Однако ни античные, ни христианские философы Средневековья не вскрывают социальное содержание конфликтных взаимодействий индивидов в общественном развитии, являющееся основным ядром конфликтологической мысли современности.
2.3. Новое время: формирование
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 770;