Принципы построения светового образа объектов
При «конструировании» светового образа любого объекта возможны два принципиально разных способа: первый — ассоциативное подобие дневному образу как архетипу, а второй — создание нового, специфически ночного «альтернативного» образа («контробраза»), для которого природный архетип не существует (рисунок 1.7).
Рисуно 1.7 – Принципиальные основы создания светового образа объектов
Первый способ традиционен, а для многих архитекторов, светотехников и прочих «потребителей» образной информации стереотипен настолько, что принимается как единственно возможный и правильный с целью «показать красоту объекта, но не создавать ее» вечером. При современных возможностях осветительной техники и тенденциях светового дизайна он, разумеется, приемлем, но органичен, в основном, только для существующих памятников архитектуры, произведений инженерного и монументального искусства, дневной художественный образ которых сложился в общественном сознании и его нецелесообразно радикально изменять. Например, достаточно создать на фасаде светлого здания распределение яркостей, подобное дневному — светлые стены с сохранением их цветности), темные окна и читаемые тени от пластических элементов с направлением света сверху, как оно легко узнается и впечатляет идентично дневному облику в солнечный день, поскольку сохранены основные зрительно воспринимаемые признаки, особенности, качества архитектурной формы. Это наиболее легко осуществляется применением приема заливающего прожекторного освещения белым «солнечным» светом (рисунок 1.8). Однако речь идет об отдельных, как бы «вырванных» из контекста пространственного окружения объектах и не о буквальном, а лишь об относительном, ассоциативном подобии создаваемого таким образом вечернего их облика дневному, поскольку буквального воспроизведения распределения яркостей, яркостных и цветовых контрастов и светотени на поверхностях архитектурного, значительного по габаритам объема в условиях темного окружения и множества различных излучающих источников искусственного света получить практически невозможно.
Рисунок 1.8 – Световой образ и «контробраз» храма: А – церковь Рождества в Путниках (светодизайн - В.В. Воронов), 1996 год. Световой образ ассоциируется с предзакатным солнечным освещением; Б - Миланский кафедральный собор, 1997 год. Активное нолихромное освещение не имеет аналогов в природных условиях (контробраз)
Второй способ всецело основывается на выразительных возможностях современных средств освещения и на вышеуказанных особенностях зрительного восприятия в условиях ночного города. Он естественен для пространственных, ансамблевых архитектурных композиций с темным небом и окружением и предпочтителен для большинства современных объемно-пластических форм, на характер которых при их создании должен влиять выбор системы освещения. Как говорят, «к ночной жизни архитектурное произведение должно специально готовиться», и об этом должен позаботиться автор этого произведения (рисунок 1.8)
Облик любого обитаемого здания с наступлением темноты претерпевает изменения, подобные изменениям на фотопленке: дневной «позитив» становится ночным «негативом». Утрачиваются или искажаются полностью или частично все признаки и качества архитектурной формы. Процесс ее оптического воссоздания освещением образно можно уподобить написанию древней иконы, как об этом свидетельствует П. Флоренский: «Иконописец идет от темного к светлому, от тьмы к свету... То, что наиболее существенно определяет форму, — то просветляется наиболее, менее значащее — и просветлено менее». Это — тект оничный тип освещения.
Для решения любых образно-художественных задач освещения могут применяться, во-первых, все традиционные средства художественной выразительности, использованные архитектором при создании архитектурной формы в расчете на дневное восприятие и избирательно выявляемые искусственным освещением. — метр и ритм, нюанс и контраст, симметрия и асимметрия, соотношения и пропорции частей и целого, единство и соподчи- ненность форм, мопо- и полихромия, масштабность и тектонические средства архитектуры — в особенности при «конструировании» светового образа по способу ассоциативного подобия образу дневному. Однако они должны быть переведены на язык светотехнических величин, что является специальной и еще далеко не до конца решенной задачей. Это выявление осуществляется главным образом системами архитектурного освещения, непосредственно «обслуживающими» архитектурные объекты и ансамбли.
Во-вторых, могут эффективно использоваться сугубо специфические средства — создаваемые светом иллюзорные светоформы, позволяющие осуществлять:
· в градостроительных композициях — масштабные регулярные или иррегулярные, совпадающие или несовпадающие с планировочной первоосновой световые модуляции пространства на ряд более мелких, «перетекающих», а также относительно дискретных светопространств или визуальное объединение разрозненных пространств в единое крупное светопространство разными приемами и уровнями освещения. Эти модуляции, в основном, реализуются установками функционального освещения, выполняющими роль про- странствоформирующих;
· цветовые модуляции светопространств разноспектральным светом, усиливающим их визуальную дифференциацию с целью зонирования и (или) придания им различной эмоциональной «окраски» и масштаба. Они производятся, как и в предыдущем случае, системами функционального освещения, но в определенных ситуациях для этих целей могут использоваться и установки архитектурного и светоинформационного освещения:
· зрительную трансформацию глубины, ширины, высоты пространства, а также размеров, формы, цвета, пластики архитектурных объектов и ландшафтных элементов. Основным «инструментом» этой трансформации служат установки архитектурного освещения, изменяющие существующие днем, т.е. привычные, знакомые ярко- стные и цветовые соотношения фасадов объектов, и отчасти — установки функционального освещения территории и «вписанные» в световой ансамбль светоинформационные и светорекламные установки:
· в объемных композициях — изменение впечатления массивности, статичности архитектурных и природных форм вплоть до их визуальной дематериализации, достигаемое с помощью установок архитектурного освещения, создающих необычное, отличное от дневного распределение света и цвета на их поверхностях;
· зрительную театрализацию и драматизацию городской среды за счет повышенной контрастности и декоративности светоцветовой композиции, достижимых при различных сочетаниях систем архитектурного и функционального освещения;
· программируемую светоцветовую кинетику, позволяющую «оживить» объекты и «одушевить» общую атмосферу среды. Кинетика сегодня характерна прежде всего для светоинформационных установок, но се все чаще используют в установках архитектурного освещения, она возможна и в будущем будет все более естественной и эффективной и в системах функционального освещения пешеходных зон;
· повышенный эмоционально-психологнческий эффект за счет синтетического взаимодействия статичного и динамичного светоцвета, проекционных изображений, стереозвука, аэродинамических эффектов и т.п. Этот комплекс выразительных средств эпизодически используется на временных установках в городской среде (гигантские свето-цвето-звуковые шоу Ж.-М. Жар- ра в Париже, Москве. Хьюстоне, Лионе; Лондоне, Х. Ямагато в Бильбао, Париже, Санкт-Петербурге; Г. Хофа в Пекине, Афинах, Берлине, Москве и др. по случаю знаменательных событий) и в стационарных зрелищных установках типа спектаклей «Звук и Свет» во многих странах па знаменитых памятниках зодчества.
Разработка проектов наружного архитектурного освещения объектов — жанр «светообъемного» проектирования. В этой области предусматривается последовательное решение ряда задач — от общих к частным:
· выявление объемной формы объекта, ее трехмерности, целостности, монолитности или, наоборот, расчлененности, дробности и, как частный случай, ее двухмсрности. Осуществляется, в основном, распределением света различной интенсивности и (или) цветности на смежных фасадах или поверхностях, при этом выбираются (с учетом возможностей осветительной установки) определенные яркостные и цветовые соотношения фасадов — контрастные, средние или нюансные (см. п. 3.3);
· сохранение или иллюзорное изменение общей массы объекта, «весовых» характеристик его частей, придание ему большей тяжести или легкости, устойчивости или неустойчивости, статики или динамики, брутальности или нематериальности. Обеспечивается градиентным нарастанием или снижением яркости фасада снизу вверх или от периферии к центру с помощью объединяющего заливающего или более пятнистого локального, одноцветного или полихромного освещения. Точные количественные характеристики распределения яркостей и, тем более, распределения различной цветности освещения для визуальной трансформации массы объектов наукой еще не установлены;
· «прорисовка» силуэта по требованиям градостроительной ситуации. Эффективными приемами создания светового силуэта с положительным яркостным контрастом служат заливающее освещение венчающих элементов объекта, контурный световой рисунок, самосвечение (если силуэтный элемент из свегопрозрачного материала, высвеченного изнутри) или их сочетания. В качестве характерных, активных по своему воздействию элементов могут служить установки световой информации и рекламы на крышах зданий. Существуют приемы формирования ночного силуэта на основе отрицательного яркостного контраста для объектов относительно небольших размеров — скульптур, деревьев, ажурных оград, венчающих балюстрад, куполов и т.п. — при помощи контражурного освещения, если есть условия более ярко засветить фон;
· выявление тектонической системы объекта – стеновой, ордерной, стоечно-балочной, каркасной, арочно-сводчато-купольной или другой, в том числе, современной пространственной системы. Тектоника архитектурных форм — главное (наряду с организацией архитектурного пространства), специфическое для зодчества средство его художественной выразительности. Выделяют два основных типа архитектурной формы: «архитектурная форма, совпадающая с конструктивно-необходимыми габаритами, обеспечивающая эффективное использование материала», и «архитектурная форма, в которой свойства конструкции выявлены опосредованно». Другие случаи относятся к нетектоничным, стилизованным, декоративным системам. Аналогично этому образно-световое решение архитектурного объекта может быть «тектоничным» или «атектоничным». Это два теоретических «полюса», два художественных типа освещения, между которыми располагается обширный диапазон промежуточных вариантов, используемых в реальной практике. «Тектоничное» освещение выделяет повышенной яркостью, а нередко и особой цветностью и светотеневым рисунком, основные конструктивные элементы объекта как композиционно совершенную, гармоничную систему (рисунок 1.9). По кинетике оно обычно относительно статично и может ориентироваться на кинетику природного света. В этом качестве оно наиболее естественно при построении светового образа по способу ассоциативного подобия дневному. Понятие «световая тектоника» метафорично может применяться и по отношению к планировочным объектам, например, к световому плану города, на котором четко отражены основные архитектурно- градостроительные особенности — его иерархизированные «каркас» и «ткань». «Атектоничное» освещение создает светоцветовой рисунок, мало связанный с конструктивно-пластическим решением фасадов (рисунок 1.9). и нередко использует активные динамические режимы, несвойственные природному освещению (за исключением грозовых молний и всполохов северного сияния), поэтому оно более употребительно при создании «альтернативных» световых «контробразов», а также при освещении ландшафтных объектов, которые не имеют тектоники в привычном смысле этого термина:
Рисунок 1.9 –Тектоника светового образа: А - центральный театр Российской армии (светодизайн - Н.И. Щепетков). 1996 год. Тектоника ордера выделена предельно четко, массы здания зрительно облегчаются кверху за счет повышения яркости венчающих объемов; Б — «Белые палаты XVII века» на Пречистенке, 2003 год. Тектоника монолитной стены разрушена яркими пятнами света и контрастной светотенью, центральный арочный проем тонет в темноте
· трактовка пластического решения фасада — его единства или расчлененности, рельефности или плоскостной гомогенности, пропорционально-ритмического строя по вертикали и горизонтали, его (а)симметрии, зрительного облегчения или утяжеления масс снизу вверх и т.п. Это связано, в частности, с выбором тектонического или декоративного типа освещения, с построением светового образа по принципу ассоциативного подобия или «альтернативного контробраза». Локальное, особенно разноспектральное освещение создает пятнистый световой рисунок, способный зрительно разрушить целостность фасада, заливающий свет объединяет его. Ярусное и частое расположение приборов локальной подсветки подчеркивает горизонтальные членения, редкая их расстановка может дать на фасаде световые пятна-вертикали, визуально девальвирующие текгонику стеновых поясов, скользящий свет выявляет фактуру стен и дефекты наружной отделки, обратное, по сравнению с дневным, направление теней (снизу вверх) формирует «рамповый» эффект. Различная группировка световых пятен на фасаде может усилить впечатление его симметрии или уничтожить ее, прогрессивное увеличение или убывание освещенности (градиент яркости) на поверхности создает иллюзию се криволинейности или изменения «весовых» характеристик массы вплоть до зрительной ее деформации или дематериализации при многоцветном освещении и высоких яркостях;
· творческая интерпретация колористического решения фасадов объекта. Выбор цветности освещения хроматических объектов, в первую очередь памятников архитектуры и исторической застройки, осуществляется, как правило, по принципу относительно достоверной цветопередачи их фасадов с учетом свстоцвстовых характеристик окружения и требований единства светового ансамбля. Это возможно при использовании источников преимущественно белого света в установках архитектурного освещения определенных групп объектов, формирующих тот или иной ансамбль. Для других объектов, в особенности для монохромных современных сооружений и элементов ландшафта, предпочтителен поиск оригинальных декоративных решений освещения, в том числе с применением цветного света. Здесь особенно важно иметь концептуальные ансамблевые светоцветовые разработки в масштабе градостроительных фрагментов. Метод буквального воспроизведения полихромии застройки, т.е. освещения цветных фасадов соответствующими оттенками белого и хроматического света, в творческом плане обычно малопродуктивен или, по художественным, техническим и эксплуатационным соображениям, невозможен;
· виртуальное «оживление» объекта. Достигается применением многорежимного, динамического и цветодиначического освещения, усиливающего при необходимости его акцентирующую роль в застройке, в том числе в ритмах функциональной, сезонной, социальной «жизни» объекта, погодных изменений и т.п. Динамическое освещение рекомендуется применять для больших архитектурных и природных объектов, которые не обозреваются с одного взгляда и могут быть разделены на дискретные элементы, или для архитектурных комплексов, образованных разностильной застройкой разных эпох. Специальное (динамическое, моно- или полихромнос) освещение каждого стиля может подчеркнуть его оригинальность, а освещение в целом будет более информативным.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 2269;