Современные тенденции развития городского освещения
По проведенным исследованиям установлены некоторые общие закономерности и современные тенденций развития городского освещения, а также объективные параметры, обеспечивающие то или иное качество световой среды:
· световая среда в городах в целом за последние 30 лет, как уже упоминалось, желтеет из-за доминирования излучения натриевых ламп в установках функционального уличного и. отчасти, архитектурного освещения, что приводит к ее зрительной гомогенности и монотонности и другим нежелательным эффектам (например, есть данные об отрицательном действии на настроение человека монохроматического света натриевых ламп низкого давления, провоцирующего преступления);
· в ряде городов в странах Запада приняты регламентные меры, обеспечивающие зрительное отличие транспортных зон с желтым светом от пешеходных, освещаемых преимущественно белым светом. Цветовые различия вместе с различиями в уровнях освещенности и приемах освещения разных по функции пространств обеспочивают определенное светоцветовое зонирование среды;
· уровни освещенности в пешеходных зонах варьируются в широких пределах, в ряде случаев в пространствах торговых улиц, общественных и рекреационных центров европейских городов они достигают сотен люкс, т.е. на порядок выше, чем в аналогичных ситуациях в наших городах и в отечественных нормах. В то же время яркости фасадов освещаемых объектов в Москве сегодня сравнимы с зарубежными аналогами и, в целом, ориентируются на международные стандарты:
· установлено определенное соответствие между величиной вертикальной или цилиндрической освещенности и ощущением достаточности света для определенной зрительной работы в пешеходных пространствах города: при отсутствии слепящих источников освещенность в 1 лк на лице человека позволяет узнать его на расстоянии до 5 м, 3—5 лк — на расстоянии до 10 м, 10 лк — до 15 м, при 35 -45 лк создается впечатление насыщенности пространства светом. Для обеспечения достаточного визуального комфорта и информации о ближайшем окружении, зрительного контакта между пешеходами и ощущения безопасности (в том числе в плане борьбы с преступностью на улицах) рекомендуется создавать в соответствующих ситуациях цилиндрическую (или полуцилиндрическую) освещенность не менее 15 лк;
· повышается уровень эмоционального воздействия вечерней среды, поскольку в установках архитектурного освещения, количество которых в последние годы динамично растег. все шире используется цветной свел , а доля желтого света натриевых ламп, господствующих два десятилетия в городах многих стран, сокращается в пользу белого холодных и теплых оттенков;
· растет разнообразие приемов и средств освещения во всех группах установок — новые источники света, изделия и системы формируют особые декоративные качества среды, придающие индивидуальность и благоприятную психологическую «окраску» городу и его фрагментам;
· постоянно совершенствуется и разнообразится но стилистике дизайн элементов осветительных установок, повышается их эффективность и комфортность действия;
· распространяется использование многопрограммного освещения в статическом и динамическом режимах, усиливающего впечатление
· виртуальности и «одушевленности» окружающего мира.
Проведенные статистические исследования методом светомоделирования на макетах с целью определения параметров световой композиции путем измерения фотометрических характеристик позволили установить ряд закономерностей:
· светонасыщенность городского пространства (см. макет центральной исторической улицы г. Владимира) имеет целесообразные нижние и верхние пределы: при минимально допустимом, оптимальном и максимально приемлемом уровнях освещенности она выражается средними соотношениями цилиндрической освещенности 1:1,5:3 при освещенностях на зрачке наблюдателя 0,4— 0,6—1 лк, при этом средняя яркость фасадов рядовой застройки выражается теми же соотношениями, а яркость фасалов акцентируемых светом объектов — соотношением 1:3:5 (рис. 3.3):
· глубина пространства архитектурного ансамбля (на макетах застройки с композициями «фронтального» и «глубинного» типа А и Б, соответственно) иллюзорно сокращается при увеличении яркости фасадов зданий но мере их удаления от первоилановых, при этом усиливается напряженность и выразительность световой композиции из-за противоречивости кажущихся и действительных размеров светопространства (прием, характерный для сценического кулисного освещения, который В.Г. Макаревич назвал «яр- костной инверсией»). Обратный порядок распределения яркостей фасалов, т.е. их снижения по мере удаления зданий, напоминающий эффект воздушной перспективы днем при светлой застройке. вызывает впечатление углубления пространства, отступления заднег о плана и ослабления зрительного эффекта, как бы сходящего на «нет». Установлены соотношения яркостей фасадов зданий первого и последнего (пятого) планов на макетах со строчной («фронтальная» композиция А) и периметральной («глубинная» композиция Б) застройкой: А — 1: 2,4 и 10: 1; Б — 1:2.7 и 3: 1. соответственно при кажущемся сокращении и увеличении глубины пространства (си. рис.. 39):
· световое зонирование территории в пределах ансамбля на тех же макетах А и Б отмечено нюансными соотношениями яркостей земли в пешеходных зонах общения, движения и отдыха (2:1,4:1)!
· тип объемно-пространственной композиции ансамбля («фронтальная» и «глубинная»)влияет на выбор средних уровней яркости объектов и земли, которые во втором случае в 1,5 раза выше;
· функциональная и градостроительная иерархия освещаемых объектов, а также их ведущая композиционная роль но отношению к освещенной земле, выражаются определенными величинами и соотношениями средних яркостей фасадов жилых домов и общественных зданий (соотношение 1:4,2), рядовой застройки и доминант (1: 15), застройки и земли (3,2 :1);
· эффекты зрительной статики, динамики и объемности архитектурных форм достигаются определенными градиентами яркости и соотношениями яркостей смежных фасадов или поверхностей.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1153;