Сущность диалектики
Для правильного понимания мира и человека необходимо выделить те принципы, на которых они существуют. Опыт и логика подсказывают, что ни мир, ни человек не находятся в состоянии хаоса, а напротив, во многом упорядочены. Следует поэтому рассмотреть, в чем конкретно проявляется этот порядок, т.е. каковы принципы бытия вообще. Помочь в этом может теория диалектики, которая подчеркивает значимость таких фундаментальных принципов, как всеобщая связь и развитие. Греческое слово «диалектика» было впервые употреблено Сократом и означало искусство ведения спора. В современном понимании диалектика – это учение о всеобщих принципах развития мира и человека.
Необходимым условием существования любой вещи являются ее многообразные связи с другими вещами, поэтому она не должна рассматриваться изолированно от них. Связь–это такое отношение между предметами или явлениями, когда изменение одного из них вызывает изменение другого. Так, животные и растительные организмы находятся во взаимосвязи со внешней средой: определенные изменения среды неизбежно вызывают соответствующие изменения в организмах. Напротив, обособленность (раздельность, изолированность) есть такое отношение между предметами или явлениями, когда изменение одного не затрагивает другого. При этом обособленность всегда относительна, т.е. проявляется лишь в определенной степени, в то время как взаимосвязь абсолютна и является важнейшим основанием существования как отдельной вещи, так и мира в целом: при отсутствии взаимосвязи частей целое рассыпается. Продолжая пример взаимоотношений в природе, можно сказать, что любой организм имеет определенную самостоятельность, некоторую обособленность от внешней среды, но в конечном счете, он с ней взаимосвязан, и отсутствие этой взаимосвязи сделает его жизнь невозможной.
Связи многообразны. Они бывают общими и частными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, явными и скрытыми и т.д. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Связь вещи с другими вещами может быть непосредственной, когда она прямо взаимодействует с ними, и опосредованной, когда взаимодействие осуществляется через другие вещи. Диалектический принцип всеобщей, или универсальной связи предполагает связь всего со всем в пространстве и времени. Понятно, что в большинстве случаев эта связь является опосредованной.
Применительно к изучению конкретного предмета или явления принцип всеобщей связи выражается во всестороннем подходе к нему. В самом деле, было бы неверно рассматривать что-либо в каком-то одном определенном отношении, учитывая лишь одну или весьма ограниченное количество его связей с миром. Поэтому диалектический метод исключает одностороннее, «черно-белое» мышление по принципу «или-или», что придает ему необходимую для достижения истины широту и глубину. В этом смысле диалектика не только допускает, но даже подчеркивает возможность сочетания в конкретном предмете или явлении различных и даже противоположных элементов по принципу «и-и» (и то, и другое).
Другой важнейший принцип диалектики – развитие. Его можно определить как направленное движение, в ходе которого предметы приобретают новые свойства. Простое движение как всякое изменение вообще может быть хаотическим, циклическим, катастрофически разрушительным. Но в подавляющем большинстве случаев изменения накапливаются, создавая определенную направленность. При этом развитие происходит, как правило, от низшего к высшему, от простого к сложному, т.е. является прогрессивным.
Процесс развития осуществляется не по прямой и не по кругу, а по спирали. Другими словами, новое всегда связано со старым (поэтому не прямая), но далеко не все новое есть хорошо забытое старое (поэтому не круг). И то, и другое одностороннее понимание направления развития, если судить диалектически, одинаково верно и неверно, а адекватная реальному процессу всякого развития спираль соединяет в себе элементы и прямой, и круга, исключая их односторонность.
Диалектика – это одновременно теория и метод. Как теория, она объясняет процессы, происходящие во внешней реальности и в человеческом мышлении, а как метод она предлагает универсальный способ познавательной и практической деятельности человека, отражая это в системе соответствующих требований. Различие состоит также в том, что теория более консервативна, стремится сохранить и усовершенствовать себя, метод же по своей природе более подвижен и направлен на приращение знания, включая развитие самой теории.
В диалектике сочетается объективное и субъективное. С одной стороны, она не зависит от знания и воли человека, и в этом отношении диалектика объективна, с другой – она проявляется как диалектическое мышление человека, отражающее внешние взаимосвязи в природе и обществе. Очевидно, что объективная диалектика первична, а субъективная – вторична, хотя по содержанию они совпадают.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 598;