Классическая немецкая философия

Классический период развития немецкой философии включает в себя учения выдающихся германских мыслителей второй половины XVIII – первой половины XIX вв. В отличие от французской философии того же времени, немецкая философия не стремилась быть популярной. Напротив, она имела академический характер и была весьма трудна для восприятия. Сочинения Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля были написаны сухим языком со множеством специальных понятий, большей частью нововведенных. Сам Гегель говорил: «О нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мыслителях». Классическая немецкая философия развивалась на подъеме традиций Просвещения. В конце XVIII в. прогремела Великая Французская революция, классическую же немецкую философию можно считать своего рода философской революцией, главным итогом которой была разработка диалектического метода.

Родоначальником и одним из наиболее ярких представителей немецкой философии классического периода был Иммануил Кант(1724-1804). Он родился и прожил безвыездно в г. Кенигсберге, уйдя из жизни в почтенном возрасте в должности ректора местного университета. До 46 лет Кант занимался математикой и естественными науками. Он выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из пылевидной туманности (впоследствии эта гипотеза была рассчитана и математически подтверждена Лапласом). Предметом философии, по Канту, должно быть, прежде всего, исследование познавательных способностей человека.

Философ утверждал, что вне нас и независимо от нас существуют «вещи в себе», которые не познаваемы в отличие от явлений – их внешних свойств. Познание всегда накладывается на некоторые предварительные основания, не позволяющие отражать внешний мир в его чистом виде: вещи в действительности не совсем таковы, как считает познающий их человек (подробнее об этом см. в теме «Познание и его возможности»).

Жанром Канта были «Критики». Теории познания была посвящена «Критика чистого разума», этике – «Критика практического разума», эстетике – «Критика способности суждения». Кантовская философия морали опирается на понятие долга, выраженное в форме категорического императива (повеления): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла во все времена иметь силу принципа всеобщего законодательства». Эта мысль уточняет «золотое правило морали».

Кант впервые указал на различие между рассудком и разумом. Рассудок обобщает с помощью понятий и категорий чувственные данные, а разум обеспечивает безусловные идеи и понимание смысла. Философ указал рассудку его пределы и отверг притязания науки на познание вещей самих по себе, тем более – человека. Сам Кант говорил так: «Я ограничил область знания, чтобы дать место вере».

К творческому наследию Канта активно обращались многие философы второй половины ХIХ в. При этом неокантианцы критиковали своего великого предшественника за то, что он делает уступку материализму (признавая существование «вещи в себе»), а материалисты – за идеализм.

Иоганн Фихте (1762-1814) вошел в философию с помощью Канта, который помог ему опубликовать философскую работу и получить известность. Вскоре Фихте представил на суд публики свое «Наукоучение». Философ исходил из важности принципа свободы, которую он обуславливал человеческим сознанием. Фихте отказался от кантовской «вещи в себе» и перешел на позиции идеалистического волюнтаризма. Он настаивал на целесообразности активного применения свободы, которая не должна зависеть от объективных обстоятельств. Фихте поставил объект еще в более жесткую зависимость от субъекта, чем это делал Кант. Этическая концепция Фихте заключалась в том, чтобы стать свободным благодаря своей активности и уважать свободу других.

Началом философии было объявлено мыслящее Я, из которого выводится все остальное. Для Фихте Я именно абсолютно, т.е. безусловно и ничем не определено. Фихтеанский «критицизм» был противопоставлен догматизму, которым этот философ называл признание реальности за пределами мыслящего Я. Характерные цитаты из сочинений Фихте: «Мысли себя и подмечай, как ты это делаешь», «вникни в самого себя, отврати свой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя». Приведенные положения характеризуют Фихте как ярко выраженного субъективиста, однако более подробное рассмотрение взглядов философа показывает его эволюцию в сторону классического идеализма и во многом объясняет идейный пафос его первых сочинений критикой материализма. Это было движение от Канта к Гегелю и Шеллингу.

Фридрих Шеллинг (1775-1854) заменил Фихте на посту профессора философии Йенского университета и стал там ведущей фигурой уже в 24 года. Вскоре он издал свою «Систему трансцендентального идеализма», где четко сформулировал положение о тождестве субъективного и объективного. От фихтеанского Я Шеллинг идет к природе, а от нее – к стоящему над ней абсолютному духу, в котором это тождество является абсолютным. Философ понимал природу как проявление активности абсолютного духа. В этом ключе он рассматривал современные ему естественнонаучные открытия, подчеркивая связь электрических, магнитных, химических и органических явлений. Еще до Гегеля Шеллинг говорил о единстве противоположностей, называя его «полярностью». Одна из центральных, но не раскрытых тем «философии тождества» – почему Абсолют творит отличный от себя несовершенный мир (возможно потому, что тождество субъективного и объективного не абсолютно, а едино с различием).

В более поздние годы Шеллинг переходит на позиции религиозной «философии откровения» и трактует Абсолют как личного Бога, а его сочинения превращаются в философский пересказ Библии. Если в молодости Шеллинг блистал, то в XIX в. его слава и творческая сила пошли на убыль. Своего сокурсника и товарища затмил Гегель, заменивший его иррационализм своей строгой логикой.

Георг Гегель (1770-1831) – философская фигура, по значимости равная Канту. В своей первой философской работе Гегель выступил с критикой фихтеанского субъективизма и поддержал поворот Шеллинга к трансцендентному идеализму, четко объяснив их различие. Одной из центральных категорий гегелевской философии является абсолютная идея, которая последовательно раскрывается как свое «инобытие» сначала в природе, а затем – в человеческом обществе, где возникает способность ее познания. Гегель предложил логически обоснованную концепцию развития, в которой все положения были взаимосвязаны и вытекали одно их другого.

Фундаментальный труд Гегеля – «Наука логики» (1808-1816). В нем философ подробно изложил свою диалектическую теорию и метод. (Сущность диалектики и структура этой работы будут рассмотрены в следующей теме). Не будет преувеличением утверждать, что Гегель логически завершил совокупные усилия всей предшествующей ему немецкой философии классического периода по созданию диалектического метода. Он ушел из жизни, признанный как официальный идеолог Прусского государства, в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа – гегельянство.

Дальнейшее развитие истории философии найдет свое отражение при рассмотрении конкретных философских вопросов.

 

ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 645;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.