Средневековая схоластика
Средневековая философия развивалась по пути постепенной рационализации. Если для ранней патристика разум и построенная на нем философия являются всего лишь средством достижения и обоснования веры, то для схоластики (от слов «школа», «учение») авторитет и вера служат скорее началом и средством, а философия и разум – концом и целью. Как было рассмотрено выше, эта линия наметилась уже у Августина. Если отцы церкви подтверждали философией авторитет Писания, то схоласты использовали философию для подтверждения собственных позиций.
Наибольший расцвет схоластики приходится на XII-XIII вв. К этому времени объем философии настолько расширился, что «служанка теологии» угрожала вытеснить свою госпожу из ее собственного дома. Характерная черта схоластики – использование подробных логических доказательств.
Один из первых представителей схоластики – Ансельм Кентерберийский (1033-1109) – развивал так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, выводящее его из самого понятия о Боге как всесовершенной сущности, включающей в себя бытийственность: нельзя быть совершенным, не будучи вообще. В традиции августинианства Ансельм обуславливал знание верой.
В схоластике сформировались два противоборствующих направления: реализм и номинализм. Суть их разногласий состояла в различном понимании универсалий (общих понятий). Реалисты считали их реально существующими прообразами вещей, продолжая тем самым платоническую традицию. Номиналисты утверждали, напротив, что действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии – это всего лишь имена вещей, «колебания голоса». Нетрудно заметить, что номиналисты склонялись к материалистическому пониманию мира, которое они в доступной им форме пытались провести в средневековой теологии, исходящей из идеи божественного творения.
Наиболее яркий представитель средневековой схоластики, по своей значимости и влиянию стоящий в одном ряду с Августином – итальянский философ-теолог Фома Аквинский (1225-1274), или Томас Аквинат. Основные усилия Фомы были направлены на рационализацию христианской теологии с помощью творческого переосмысления философии Аристотеля. В отличие от абстрактного умозрения Ансельма, Фома выводит бытие Бога из бытия самих вещей, полагая, что творение свидетельствует о Творце. Его принцип – «понимаю, чтобы верить». Наиболее известное сочинение Фомы Аквинского – «Теологическая сумма», систематизирующая христианское вероучение на основании логики и здравого смысла. Ее разделы построены по схеме диспута: формулируется противный тезис, приводятся доводы в его пользу, затем вводится центральный аргумент («но против этого…») и далее выдвигаются контрдоводы.
Спор об универсалиях Фома разрешает в духе умеренного реализма. Они существуют, по его мнению, трояко: «до вещей» в божественном разуме – как их идеи, вечные прообразы; «в вещах» – как их сущности и формы; «после вещей» в человеческом разуме – как понятия, результат абстракции. Аналогично «срединное» решение Фома Аквинский находит для понимания сущности человеческой души. Будучи изначальной и нематериальной, она получает свое завершающее оформление только в человеческом теле, которое имеет, таким образом, важное значение и не является простой материальной оболочкой. Тем самым Фома противостоит идеям Оригена и Августина, согласно которым человеческая душа исключительно духовна и имеет «ангельскую» природу. С другой стороны, отвергается бытовавшее в то время представление о единой безличной душе во всех существах.
Распространение в христианской Европе аристотелевской философии происходило также благодаря последователям арабского философа XII в. Аверроэса (Ибн Рущда). Они поддерживали концепцию двойственной истины, в соответствии которой на противоречия веры и разума не стоит обращать внимания, поскольку они выражают разные истины, теологическую и философскую. Средневековый аверроизм был попыткой отстоять независимость человеческого разума ценой его разделения на две половины: необходимо было примириться с тем, что возможны две не согласующиеся друг с другом истины. Фома Аквинский считал распространение этой концепции совершенно недопустимым извращением здравого смысла и унижением истины, которая едина и в поиске которой рациональная логика и мистическая интуиция должны быть согласованы. Высшая истина, утверждал он, может быть сверхразумна, но не противоразумна.
Несмотря на то, что философия Фомы (томизм) была утверждена Ватиканом в качестве официальной доктрины, номинализм и поддержанная им теория двойственной истины продолжали развиваться. В поздней схоластике XIV-XV вв. получили распространение идеи английского философа Уильяма Оккама (1285-1349). Он считал, что реально существуют лишь единичные вещи и их свойства, а если общие понятия не поддаются опытной проверке, они должны быть удалены из науки. Знаменитый принцип Оккама гласит, что «сущности не следует умножать без необходимости».
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1869;