Философия Древнего Китая
Самая ранняя и самобытная китайская философия – даосизм. Ее основные положения были сформулированы в VI в. до н.э. Лао-цзы в небольшом сборнике Дао-дэцзин («книга о Дао и дэ»). В основе даосской философии лежит представление о том, что жизнь природы и людей подчиняется единому первоначалу – Дао, которое составляет глубокую основу всего сущего, «мать неба и земли». Дао неизменно, но является причиной всех изменений. Это не Бог, а скорее закон, путь, сама естественная необходимость.
Дао порождает два начала, инь и ян, которые противоположны и взаимно дополняют друг друга. Ян символизирует мужское начало – активное, духовное, солнечное, огненное, небесное; инь – женское, пассивное, материальное, символ луны, земли и воды. Взаимодействие этих начал является универсальной причиной всех состояний и изменений. Реальные формы, которые порождаются Дао, называются дэ. Все вещи совершают круг развития: начинаются с Дао и возвращаются к нему. Таким образом, в даосизме заложена концепция изменения и развития мира, более подробно разработанная впоследствии в европейской философии.
Для приобщения к Дао как источнику природной энергии необходимо расслабление, естественность, предусмотрительность и гибкость. «Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять, кто делает большие шаги, не может долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, не блестит. Кто сам себя восхваляет, не добудет славы». Даосы провозглашали принцип недеяния. Это означает, разумеется, не сидение сложа руки, а отказ от излишней активности и самоуверенности, которые не соответствуют Дао как высшей естественной необходимости. Даосизм был не столько философской системой, сколько образом жизни китайцев. Его главная цель – указать путь, верную жизненную ориентацию, и в этом сходство даосизма с другими восточными философскими течениями.
Авторство другого направления китайской философии принадлежит младшему современнику Лао-цзы Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Вышедший из социальных низов, этот человек разработал новое учение, соединившее в себе элементы философии, религии и морали и ставшее государственной идеологией Китая.
Главная работа Конфуция – «Беседы и высказывания» – была известна почти всем грамотным жителям страны. Особое значение в ней придавалось соблюдению законов (ли), правил и ритуалов. Нравственное совершенство предполагало, чтобы человек жил в согласии с людьми и самим собой, был человеколюбивым и почтительным, а также соблюдал «золотую середину» в поведении (например, между решительностью и осторожностью. «Благородный муж» противопоставлялся «низкому человеку». Если благородный следует долгу и закону, то низший думает только о себе и своей выгоде.
Основное понятие и принцип конфуцианства – это гуманизм (жэнь). Он подразумевает такие качества, как великодушие, верность, уважение к старшим, культ предков, справедливость. Конфуций сформулировал известное теперь многим «золотое правило» морали: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Очевидно, что это рациональное, почти прагматическое обоснование нравственного поведения, но именно поэтому убедительное даже для «разумных эгоистов».
Альтернативное конфуцианству философское направление – легизм. Его идеологи также стремились к созданию мощного и хорошо управляемого государства, однако предлагали иное философское обоснование и методы его построения. Если конфуцианство выдвигало на первый план нравственные качества людей, то легизм исходил из правовых законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Чтобы успешно управлять людьми, правителю необходимо хорошо разбираться в их психологии. Основной метод воздействия на подчиненных – награды и, особенно, наказания.
Один из основателей легизма – Гуань Чжун (VII в. до н.э.), осуществивший в качестве первого министра ряд реформ, направленных на ослабление наследственной аристократии и укрепление царской власти. «Высшие и низшие, знатные и подлые – все должны следовать закону», – справедливо утверждал Гуань Чжун. Но главный вопрос состоял в том, на каком основании это должно происходить: по моральному побуждению или правовому принуждению? В конечном счете, конфуцианство идеологически победило, однако многие идеи легистов до сих пор оказывают влияние на внутреннюю политику Китая.
Можно утверждать, что если внешняя, формальная сторона жизни китайцев была и во многом остается конфуцианской, то ее внутренняя сторона, сама душа китайского народа – даосской. Важно и то, что именно в даосизме было предложено общефилософское понимание мироустройства, таким образом, он представляет собой наиболее глубокое и универсальное философское учение Древнего Китая.
Античная философия
Философия Древней Греции и во многом преемственная от нее древнеримская философия развивались в течение целого тысячелетия и внесли исключительный вклад в мировую культуру, прежде всего европейскую. Греческая философия – богатейшая сокровищница идей, она удивляет их глубиной и разнообразием, а также основополагающим характером для дальнейшего развития философской мысли. Древние греки считали, что философия рождается из удивления человека перед миром и самим собой, а так как удивляться – в природе человека, то в природе человека и философствовать. Античная философия развивалась в процессе постепенного отделения от мифа, приобретая дух рационализма; в ней получил признание принцип логического доказательства. С другой стороны, античная философия еще не была разделена с науками, которые возникали на ее основе.
Первые греческие философы – представители милетскойшколы (начало VI в. до н.э.). Они пытались найти первооснову мира и постичь его единство. Фалес выделял природную стихию воды, Анаксимен – воздуха, Анаксимандр говорил о первоматерии с абстрактным названием «апейрон» (т.е. беспредельный)[1]. Это было началом западной философской онтологии, т.е. учения о бытии.
Выдающимся философом Древней Греции был Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Он заложил основы и возглавил философскую традицию, названную его именем, которая существовала потом целую эпоху. Очевидно, Пифагор наследовал многие философские и научные идеи Востока: он много путешествовал, бывал в Египте, несколько лет жил в Вавилоне, где изучал астрологию, астрономию и математику. Поселившись на Сицилии, Пифагор создал философскую школу, так называемый пифагорейский союз. Там он вывел свою знаменитую теорему, определил сумму внутренних углов треугольника и другие математические константы. Пифагор считал, что упорядоченным миром правит число, которым можно измерить даже гармонию небесных сфер.
Несколько десятилетий спустя в Греции появились первые философские идеи о развитии мира, которые высказал Гераклит. «В одну и ту же воду нельзя войти дважды, – говорил он. – Все течет, все изменяется». Гераклит выдвинул принцип борьбы противоположностей. Он считал безжизненным любое равновесие и согласие, настаивая на исключительном значении борьбы как источника развития.
В противовес Гераклиту философы элейской школы (Парменид, Зенон и др.) отстаивали идею неподвижности истинного бытия. Они приводили доказательства «неподлинности» движения как изменения вторичного по своей сути материального мира, считая истинным и неподвижным высший мир идей. Таким образом, элейцы впервые и очень жестко определили основы идеалистической философии, не отрицая очевидной изменчивости материального.
Древнегреческий философ Демокрит(V-IV вв. до н.э.) знаменит как основоположник материалистического атомизма. Он заявлял, что мир состоит из мельчайших частиц – неделимых атомов. Примечательно, что эти атомы находятся в пустоте, которая нужна для их колебательного движения. По Демокриту, атомы просты, вечны и неизменны. Они различаются формой и расположением на основе принципа «подобное стремится к подобному». Демокрит выдвинул идею множественности миров. Он выступал за строжайший детерминизм (определенность причин) и говорил, что люди придумали случайность, чтобы оправдать собственную безалаберность.
Одна из наиболее ярких фигур древнегреческой философии – Сократ (469-399 гг. до н.э.). Его отличало особое внимание к человеку, высокое искусство ведения спора и, в отличие от некоторых его современников, стремление к истине. Сократ провозгласил принцип «Познай самого себя». Он умел увлекать людей простыми вопросами, постепенно приводя их к пониманию того, как мало они знают о самих себе по сути. У Сократа было соединение холодного ума и горячего сердца. Независимо от Конфуция и примерно в то же время он сформулировал золотое правило нравственности («не делай другому того, чего не желаешь себе»). Идеи философа беспокоили и смущали многих афинских граждан, по суду которых он принял яд, отказавшись уехать из города, но не отказавшись от своих идей. Поскольку Сократ ничего не записывал, сведения о нем и его диалоги дошли до нас через Платона.
Первый греческий философ, чьи работы сохранились достаточно полно и дали основание для целого философского направления – это Платон(427-347 гг. до н.э.). Он дал результат того философского поиска, который осуществлял Сократ. Продолжая традицию Парменида, Платон признавал реальным и истинным только мир идей, противопоставляя ему мир вещей как мир теней. Вещи постоянно изменяются, т.е. не равны сами себе, а истинным может быть только постоянное. В диалоге «Пир» Платон рассматривает идею прекрасного. Красивая ваза разобьется, красивый цветок увянет, красивая женщина состарится. Но сама красота как идея вечна.
Теория познания у Платона – это теория «припоминания» (анамнезиса). Душа человека должна вспомнить то, что она созерцала в мире идей. Платон критиковал Демокрита и выступил родоначальником идеалистического направления в философии. В этой связи можно говорить о материализме как о «линии Демокрита» и идеализме как «линии Платона».
В IV в. до н.э. зарождается новый тип философии, основателем и классиком которого был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Если раньше философский стиль был поэтико-диалогический, со множеством эпитетов и метафор, то у Аристотеля он принимает форму наукообразного трактата. Если первые греческие философы уделяли основное внимание сущности мира, а Сократ и Платон – сущности человека, то Аристотель занимался изучением сущности как таковой. Философ понимал природу как сочетание четырех стихий (огня, воздуха, земли и воды), а пятая сущность (по-гречески «квинтэссенция») становилась важнейшей философской категорией, означавшей смысловую сердцевину любых предметов и явлений. Аристотель стал первым в мире систематизатором категорий и методологом познания. Он выступил основоположником логикикак науки, сформулировав ее основные понятия, законы и различные виды доказательств.
В течение 20 лет Аристотель обучался в платоновской Академии, затем преподавал в ней. По приглашению царя Филиппа Македонского Аристотель стал учителем молодого Александра, после чего сохранил с ним дружбу до конца жизни. В своем сочинении «Политика» Аристотель выделил три государственные формы – монархию, аристократию и демократию, каждая из которых по-своему хороша, но может вырождаться, соответственно, в тиранию, олигархию и охлократию (власть толпы). Человека он определил как «политическое животное», а саму политику считал искусством возможного.
Главный философский труд Аристотеля – «Метафизика». Это название было дано собранию философских книг Аристотеля одним из его позднейших издателей и означало буквально «то, что после физики». С тех пор под метафизикой понимают основы философии. Научное знание для Аристотеля – не результат веры или субъективного опыта. Оно есть результат логического рассуждения, направленного на открытие причин и начал. При этом философ говорит не просто об установлении законов изменения предметов, а об открытии вечных и неизменных причин, без которых любое знание оказывается жесткой конструкцией на зыбком болоте. Аристотель не был столь жестким идеалистом, как его учитель. Он утверждал, что материя вечна, но вечен и Бог – как «форма всех форм», универсальная причина и цель.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 782;