ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Математические модели, рассмотренные нами, выражают стремление
получить максимальный результат для какой-то одной системы (фирмы, от-
расли, страны). Если эта система состоит из каких-то других элементов (под-
систем), то считается, что их целевые функции совпадают, то есть эти под-
системы работают «все как один». Во многих задачах это не так. Приходится
анализировать ситуации, когда присутствует несколько сторон, преследую-
щих различные интересы (цели). Это и боевые действия, и внешняя эконо-
мическая деятельность государств и многое другое. При переходе к рыноч-
ной экономике и возникновении конкуренции как основного рычага развития
экономики постановка задачи с отождествлением целей является неполной, а
иногда и неправильной. Интересы отдельных фирм сталкиваются на одном
рыночном пространстве и иногда настолько различны, что конкуренция при-
обретает форму борьбы, и поэтому невозможно оценить результат прини-
маемого решения единообразно. Такого рода ситуации называются кон-
фликтными и могут быть описаны моделями, которые называются играми.
Модели конфликтных ситуаций, где присутствуют несколько сторон, пре-
следующих различные интересы, называются игровыми моделями. Игровая
модель представляет собой особый вид модели для принятия оптимальных
решений. Теория, описывающая конфликтные ситуации с количественной
стороны, называется теорией игр.
Основные понятия теории игр
Игра – математическая модель ситуации, некоторая упрощённая схема,
где зафиксированы все участвующие стороны, правила развития данной си-
туации, определённые выигрыши после каждого хода, правила окончания
игры. Из этого следует, что основными в игровой модели являются следую-
щие элементы:
• в игре могут быть две или более стороны, называемые игроками, кото-
рые преследуют различные интересы;
• в игре фиксируют правила игры: возможные действия игроков, ситуа-
ция выигрыша и его величина, правила остановки игры;
• игры бывают парные, когда есть только две стороны, и множествен-
ные, когда участие в игре принимают три и более сторон;
• игры бывают коалиционные, когда часть игроков соединяют свои ин-
тересы и действуют как один игрок.
Мы рассмотрим только парные игры как наиболее важные для моделиро-
вания реальных явлений. Результаты анализа таких моделей позволяют сфор-
мулировать принципы и подходы к выработке оптимальных решений в усло-
виях конкуренции.
Отформ
Отступ: С
Выступ:
маркиров
Уровень:
по: 14,2
после: 5
0 пт, Поз
5,65 пт +__ ваются антагонистическими, или с противоположными интересами, если иг-
рок A выигрывает ровно столько, сколько проигрывает B. В сумме выигрыш
равен 0, поэтому такую игру называют игрой с нулевой суммой. Но сущест-
вуют также парные игры и с ненулевой суммой (неантагонистические).
Ходы в игре могут быть личные и случайные. Личный ход зависит от
сознательного решения стороны, а случайный ход - результат случайного
механизма, который иногда применяется специально, а иногда случайно во-
влекается в игру. В ходе проведения игры каждый игрок имеет какие-то аль-
тернативы поведения, которые называют стратегиями игроков. В общем слу-
чае стратегия игрока – это совокупность правил, определяющих выбор вари-
антов действий при каждом личном ходе игрока в зависимости от сложив-
шейся ситуации. Применение в каждой игре стратегии однозначно определя-
ет исход игры. Если количество стратегий конечно - игра конечная, в про-
тивном случае - бесконечная игра. В теории игр считается, что игра повторя-
ется многократно и игроков интересует средний выигрыш. Задачей теории
игр является обоснование оптимальных стратегий обоих игроков.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1438;