Виды умозаключений по аналогии

 

В аналогиях речь идет о перенесении признаков. Известно, что признаки бывают двух видов: признаки-свойства и признаки-отношения. По видам переносимого признака различаются два вида умозаключений по аналогии: 1) аналогиэ свойств и 2) аналогия отношений.

 

Аналогия свойств

 

Аналогия свойств - это умозаключение по аналогии, в котором роль переносимого признака играет признак-свойство.

 

Пример. Клайв Льюис был британцем, христианином, литературоведом, профессором Оксфордского университета, автором ученых трактатов. Джон Толкиен также был британцем, христианином, литературоведом, профессором Оксфордского университета, автором ученых трактатов. Клайв Льюис писал замечательные сказки. Следовательно, вероятно, что Джон Толкиен таиже писал замечательные сказки.

В этом примере устанавливается, что два предмета - Клайв Льюис и Джон Толкиен - обладают общими признаками "быть британцем", "быть христианином", "быть литературоведом", "быть профессором Оксфордского университета" и "быть автором научных трактатов". Вместе с тем устанавливается, что первый предмет Клайв Льюис - писал замечательные сказки. На основании сходства этих двух предметов заключается, что, вероятно, Джон Толкиен также писал замечательные сказки.

 

Пример. В философии существует знаменитая проблема чужого сознания, которую еще Джордж Беркли предлагал разрешить при помощи умозаключения по аналогии. Мы не можем непосредственно установить наличие сознания у другого человека, а вынуждены судить только по внешним признакам - его действиям и речи. Наше рассуждение в таком случае имеет следующий вид. Из внутреннего опыта нам известно, что наше собственное сознание связано с 1) обладанием членораздельной речью, 2) адекватной реакцией на речь других людей, 3) адекватной реакцией на действия других людей. Если мы наблюдаем, что другой человек 1) обладает членораздельной речью, 2) адекватно реагирует на нашу речь, 3) адекватно реагирует на наши действия, то на этом основании мы заключаем, что он обладает сознанием.

 

Приведенные примеры показывают, что в структуру аналогии свойств входят, по крайней мере, два предмета а и b -образец и субъект аналогии, а также сложный признак Р1 ... Рn (в первом примере n = 5, а во втором - n = 3) - основание аналогии, и признак Q (в первом примере "писать замечательные сказки", а во втором - "обладать сознанием") - переносимый признак.

Принимая во внимание эти обозначения, мы можем сказать, что умозаключение по аналогии свойств имеет следующую структуру:

 

Р1(а) Р2(а) ... Рn(а).

Р1(b) Р2(b) ... Рn(b).

Q(а)

Следовательно, Q(b).

 

Или, в менее формальных обозначениях:

 

Предмет а мбладает признаками Р1, ..., Рn.

Предмет b обладает признаками Р1, ..., Рn.

Предмет а обладает признаком Q.

Следовательно, предмет b, вероятно, обладает признаком Q.

 

Аналогия отношений

 

Аналогия отношений - это умозаключение по аналогии, в котором переносимым признаком является признак-отношение.

 

Пример. Августин Блаженный в "Исповеди" (книга V) приводит следующее рассуждение: "... Красноречивые высказывания не должны казаться истинными потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языиа слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскуственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое - это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту, и другую пищу".

В этой аналогии истинность и ложность речи, ее мудрость или глупость, уподобляются пище, вредной или полезной, а сама речь и составляющие ее слова - посуде для этой пищи. На этом основании делается вщвод, что как полезность или вредность пищи не зависит от того, в какой посуде эта пища подана, так и истинность и ложность речи не зависит от того, в каких словах, эта речь выражена. Последнее суждение представляет собой заключение аналогии.

Структура этого рассуждения такова:

1. Имеются системы объектов: посуда (а) и пища (b), с одной стороны, и слова (с) и содержание (истинность или ложность) слов (d), с другой стороны.

2. Слова (с) уподобляются посуде (а), а содержание речи (d) - пище (b).

3. Утверждается, что между пищей (b) и посудой (a) имеется отношение независимости R.

4. На этом основании делается заключение: между словами (с) и содержанием речи (d) также имеется отношение независимости R.

 

Таким образом, поучается следующая схема умозаключения по аналогии отношений для двухместных отношений.

Пусть имеются предметы а, b, с, d, а знак " " обозначает отношение "быть подобным".

 

1. а с, b d.

2. R(a, b).

3. Следовательно, вероятно, хто R(с,d).

 

Менее формально эту схему можно записать так:

 

Пусть предмет а подобен предмету с, а предмет b подобен предмету d.

Между предметами а и b имеется отношение R.

Следовательно, вероятно, что между предметами с и d также имеется отношение R.

 

Для отношений с большим числом мест схема будет похожей с тем только отличием, что в ней будет встречаться большее число уподоблений, равное числу мест в отношении R.

В аналогии отношений терминами отношения выступают не отдельные предметы, а системы объектов, о которых мы подробнее говорили в § 1 главы 3.

 

Пример. Артур Шопенгауэр в своей знаменитой книге "Мир как воля и представление" приводит следующую аналогию: "Как из непосредственного солнечного света в заимствованное отражение луны, переходим мы от наглядного, непосредственного ... представления ... к абстрактным дискурсивным понятиям разума, которые получают все свое содержание только от наглядного познания и по отношению к нему".

В тексте, предшествующем слову "которые" Шопенгауэр уподобляет чувственные представления солнечному свету, а абстрактные понятия - свету луны (об этом говорит слово "как"), и фиксирует отношение заимствования между солнечным светом и светом луны. После слова "которые" идет заключение аналогии отношения, в которой это отношение заимствования содержания утверждается также между чувственными представлениями и абстрактными понятиями.

 

Аналогия отношения часто используется как основа метафоры в искусстве. Это связано с относительной независимостью этой аналогии от конкретной природы тех предметов, отношения которых рассматриваются. Слова и посуда, солнечный свет и наглядное представление - предметы, принадлежащие к радикально различным родам. Тем не менее в аналогии отношений уподобляются друг другу.

Это значительно повышает образность нашего мышления, но и значительно снижает вероятность истинности заключений, полученных по такой аналогии.

В связи с этим аналогии часто делят на фигуральные и буквальные. До сих пор мы рассматривали буквальные аналогии.

 

Фигуральная аналогия - это умозакйючение, основывающееся на сходстве отношений между предметами из качественно отличных областей действительности, связь которых имеет только символическое значение.

 

Пример. Фигуральной аналогией является известное описание демократии: "Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь - и уж больше ни с чем не перепутаешь".

 

Пример. В одной из трагедий Габриеля д'Аннунцио братья говорят о сестре: "Она выросла в нашей семье, как роза среди железа". Отношения в этой аналогии выявленщ очень четко, но, конечно, аналогия служит здесь не способом обоснования, но в лучшем случае - способом понимания судьбы героини.

 

Различные аналогии могут сильно отличаться друг от друга по своему доказательному эффекту: от строгих аналогий в математике, которые представлены, например, пропорциями, до фигуральных аналогий, которые никакой доказательной силой не обладают.

 








Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 2690;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.