МЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
С начала марта 1917 г. двоевластие сложилось и на местах. Несмотря на стремление буржуазии сохранить старый правительственный аппарат, на местах пришлось производить гораздо большую реорганизацию, чем в центре. Целый ряд учреждений пришлось ликвидировать уже в первые недели революции. Так, были упразднены должности генерал-губернатора, губернаторов, градоначальников, полицеймейстеров, исправников, становых приставов, урядников, земских начальников с соответствующими канцеляриями и делопроизводствами, уничтожены такие учреждения, как губернское правление, полицейские управления, комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. В февральские дни служащие жандармских управлений и охранок, опасаясь разоблачений, нередко сами громили и поджигали эти учреждения. Однако все эти изменения в местном аппарате были, разумеется, неполными. Целые звенья местного правительственного аппарата (особенно судебного, финансового, государственного контроля, военного, просвещения и пр.) продолжали существовать и после падения царизма.
Упраздненные должности и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губернскими, городскими уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом (канцеляриями). Специальным циркулярным распоряжением правительства от 5 марта «временно» обязанности этих комиссаров возлагались на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов, которые были избраны еще по рекомендации царского правительства из наиболее реакционных, нередко черносотенных деятелей.
Первоначально права этих комиссаров были Неопределенными. Созданное в марте 1917 г. при Министерстве внутренних дел Особое совещание по местным реформам только к сентябрю разработало проект положения о комиссарах, согласно которому компетенция комиссаров напоминала компетенцию губернаторов и исправников.
В первые дни Февральской революции городская и сельская буржуазия, буржуазная интеллигенция, либерально настроенные чиновники и помещики в противовес Советам стали создавать выборные временные «комитеты общественных организаций». В состав этих органов входили гласные земских и городских органов самоуправления, представители различных буржуазных и мелкобуржуазных общественныхорганизаций, некоторые либерально настроенные чиновники старых правительственных учреждений и т. п. Эти комитеты объявляли себя органами власти на местах: сменяли губернаторов,, полицеймейстеров, исправников и других должностных лиц царского режима, создавали органы буржуазной милиции, рекомендовали или даже избирали областных, губернских, уездных и волостных комиссаров.
[332]
Характерной особенностью местного управления являлось расширение объема полномочий и компетенции земских и городских органов самоуправления. Территория ведения земств и городских органов самоуправления была значительно расширена. Земства были созданы даже на таких окраинах, как Сибирь, Семиреченская, Акмолинская губернии, а также в Архангельской и Астраханской губерниях.
Законом 21 мая избирательная система для уездных земских учреждений значительно демократизируется: вводятся всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании. Для губернских земств сохранялась старая система выборов. Значительно расширяется компетенция земств в хозяйственном управлении. Тем же законом утверждались волостные, земские учреждения: волостные земские собрания и управы. В связи с этим упразднялись волостные крестьянские органы и соответствующие им должности (волостной сход, правление, суд, волостной старшина), а также и волостные продовольственные комитеты. Административные, финансовые и хозяйственные функции упраздненных учреждений наследовали волостные земства. Волостное земское собрание выбиралось на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании на три года и состояло из 20—50 гласных на каждую волость; собиралось оно на двухнедельные сессии. Исполнительным органом волостного земства была волостная земская управа. Опасаясь самостоятельных действий крестьянства в волостных земствах, правительство предписало уездным комиссарам «наблюдать» за их деятельностью. Через сельские избирательные комиссии уездный комиссар добивался того, что в волостное земство попадали кулаки и представители местной Эсеровской сельской интеллигенции. Таким образом, многие черты бывшей сословной крестьянской организации с опекой вышестоящих властей были сохранены и после падения царизма.
Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз.
Аналогичные изменения произошли и в органах городского самоуправления. Законом 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные органы самоуправления: районные думы и управы. Деятельность этих учреждений в городах объединялась советом дум.
Постановление Временного правительства 17 апреля законодательно учреждало организацию возникшей еще в дни революции буржуазной милиции. Ее содержание и управление возлагалось на органы городского и земского самоуправления. Города подразделились на районы, а районы — на милицейские участки; уезды также делились на участки. Земские и городские органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. При начальниках милиции учреждались особые канцелярии с помещениями для арестованных. В столицах и крупных городах создавались общегородские Управления начальника милиции.
[333]
На органы милиции возлагались задачи «охраны безопасности и порядка», оповещение населения о правительственных мероприятиях,, исполнение распоряжений комиссаров правительства, решения судов, учет населения и прочие функции, наследованные от старой полиции. При милиции стали создаваться и органы уголовного розыска. Старшие милиционеры и милиционеры вербовались из представителей господствующих классов. Характеризуя создание этой милиции Временным правительством, В. И. Ленин писал: «Гражданскую милицию» стараются свести на старое, то есть на небольшие, оторванные от народа, стоящие возможно ближе к буржуазии, отряды вооруженных людей под командой лиц из буржуазии»[274]. Созданная Временным правительством буржуазная милиция не имела ничего общего с народной милицией.
С падением самодержавия в России были провозглашены буржуазные свободы и политическая амнистия, проведены некоторые мероприятия по демократизации аппарата суда. Однако все изменения в области судоустройства и судопроизводства пришедшая к власти буржуазия основывала на последовательном проведении в жизнь буржуазных судебных уставов 1864 г.
В аппарате Министерства юстиции была создана комиссия «для восстановления основных начал судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном строе», «по пересмотру и введению в действие Уголовного уложения 1903 г.».
В России и после Февральской революции продолжала сохраняться ранее существовавшая система местных судов: судебные палаты, окружные суды, мировые судьи и их съезды.
В отношении смены судей, назначенных царским правительством, Временное правительство отличалось большой терпимостью. 5 мая в Министерстве юстиции на совещании председателей и прокуроров судебных палат и обер-прокуроров Сената, а также представителей советов присяжных поверенных был поставлен вопрос о смене некоторых старых судей. Совещание с негодованием отвергло это предложение, считая его «посягательством» на принцип несменяемости судей. Для занятия судебных должностей в судах с назначаемым составом требовалось высшее юридическое образование и длительный стаж практической работы в судебном ведомстве, а для мировых суДей — среднее образование и стаж чиновничьей службы. Все это делало недоступным занятие судебных должностей трудящимися и оставляло аппарат суда в руках царских чиновников. Функции судебных палат несколько сузились — был упразднен суд с сословными представителями. В окружных судах более широко стал применяться суд с присяжными заседателями; он вводится даже там, где ранее отсутствовал (на окраинах). Юрисдикция окружных судов значительно расширилась. Окружные суда превратились также и в органы регистрации новых союзов, обществ и товариществ.
[334]
21 июля 1917 г. при окружных судах были созданы регистрационные отделения, которые сохраняли полезные и безвредные для Временного правительства новые организации и запрещали нежелательные и вредные.
Наибольшие изменения коснулись мирового суда. Постановлением Временного правительства от 4 мая 1917 г. закон 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии. В целях ограждения наиболее последовательно буржуазного института судебной системы от народа по-прежнему для выборов в мировые судьи требовались образовательный и служебный цензы (среднее образование, три года службы чиновником). Закон повысил гражданскую (до 1000 руб. иска) и уголовную юрисдикцию мировых судов. В уголовных делах мировой суд имел право давать выговоры, делать замечания, внушения, налагать денежные взыскания до 300 руб., производить арест на срок до трех месяцев, заключать в тюрьму до полутора лет. Тот же закон установил, что наиболее важные уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям, рассматривались в каждом участке особым мировым присутствием, состоявшим из участкового и добавочного мировых судей и двух членов.
Закон 30 мая вводил суд по административным делам. По этому закону в каждый уезд назначался административный судья, имевший свое делопроизводство. В губернских и областных городах, при окружных судах были созданы особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судей стал первый департамент.
Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами Временного правительства и общественными учреждениями (городского и земского самоуправления, местных органов Земгора, военно-промышленными комитетами и т. п.). Законом 7 сентября ведению судов по административным делам были подчинены земельные и продовольственные комитеты.
Законом от 21 апреля 1917 г. одновременно с Главным земельным комитетом учреждались (а фактически нередко закреплялись возникшие ранее) губернские, уездные и волостные земельные комитеты. На Главный и местные комитеты возлагались задачи «подготовки земельной реформы и для неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием». Местные земельные комитеты занимались сбором необходимых для земельной реформы сведений, составлением предварительных заключений и соображений по этим вопросам, приведением в исполнение постановлений центральных органов Министерства земледелия. Все эти мероприятия были рассчитаны на отвлечение крестьян от немедленного «самочинного» разрешения аграрного вопроса. Эти же цели преследовала и такая функция земельных комитетов, как «разрешение вопросов, споров и недоразумений» между крестьянами и помещиками.
Для выполнения этих задач устанавливался и соответствующий
[335]
состав земельных комитетов. В состав губернских и уездных земельных комитетов входили члены, избранные соответствующими земскими собраниями (губернскими или уездными) и городскими думами, представители экономических отделов (агрономического и статистического) соответствующих земских управ, уездного мирового съезда, уездных (в губернском комитете) или волостных (в уездном комитете) земельных комитетов, «сведущие» лица и представители Министерства финансов. Кроме того, в состав губернских земельных комитетов входили и другие чиновники — представитель Министерства земледелия и член окружного суда. Волостной земельный комитет состоял из пяти членов, избранных волостным земством. В губернских и уездных земельных комитетах было сильно влияние эсеров. Характеризуя центральный и местный аппарат земельных комитетов, В. И. Ленин писал о том, что по закону 21 апреля эти комитеты «составлены так, что уездный комитет менее демократичен, чем волостной, губернский менее демократичен, чем уездный, главный комитет менее демократичен, чем губернский!». И далее В. И. Ленин подчеркивал, что «волостной земельный комитет весь выборный населением волости»[275], чего нет в других комитетах.
В первые дни революции стихийно возникли губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты, которые были закреплены законом 2 апреля в составе Министерства земледелия. С учреждением Министерства продовольствия в мае эти комитеты признаются его органами на местах. Волостные продовольственные комитеты упраздняются с утверждением волостных земств законом 21 мая.
На первом этапе деятельности продовольственных комитетов меньшевистское и эсеровское руководство их пыталось демагогическими обещаниями борьбы со спекуляцией, монополией хлебной торговли внести успокоение в голодающие массы трудящихся. С сентября 1917 г. продовольственные комитеты проводят откровенно реакционную антинародную политику поощрения спекуляции, срыва политики твердых цен, организации голода в стране.
На местах вплоть до октября 1917 г. просуществовали фабрично-заводские инспекторы, которые выполняли второстепенные и пассивные функции сбора информации. Более активную роль играли другие органы Министерства труда, так называемые комиссары труда, учрежденные законом 11 июня. Каждый комиссар возглавлял округ труда, включавший несколько губерний. В ведении комиссара каждого округа находились не только фабрично-заводские инспекторы, но pi ряд учреждений: примирительные камеры, третейские суды, биржи труда. Учрежденные законом 5 августа примирительные камеры создавались на предприятиях по отдельным отраслям промышленности или районам из представителей рабочих и заводской или фабричной администрации. Дела камеры разрешались большин-
[336]
ством голосов. Если камера не достигала примирения, то она предлагала сторонам передать спор на разрешение третейского суда. Третейский суд состоял из нескольких членов поровну от рабочих и предпринимателей и председателя, избираемого членами этого суда из посторонних лиц. Областные и городские (для городов с населением более 50 тыс. чел.) биржи труда учреждались по закону 19 августа «в целях упорядочения спроса и предложения труда». Председатели бирж избирались органами городского самоуправления.
Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 1123;