ПАДЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
Империалистическая война породила глубокий кризис экономического строя и государственности России, облегчила свержение народными массами прогнившего царского самодержавия.
Анализируя причины быстрой и «на первый поверхностный взгляд радикальной» победы Февральской революции в России, В. И. Ленин объяснял это тем, что «в силу чрезвычайно оригинальной исторической ситуации слились вместе, и замечательно «дружно» слились, совершенно различные потоки, совершенно разнородные классовые интересы, совершенно противоположные политические и социальные стремления. Именно: заговор англо-французских империалистов, толкавших Милюкова и Гучкова с К0 к захвату власти в интересах продолжения империалистской войны... Это с одной стороны. А с другой стороны, глубокое пролетарское и массовое народное (все беднейшее население городов и деревень) движение революционного характера за хлеб, за мир, за настоящую свободу» [241].
Стачечное движение, охватившее всю страну с начала 1917 г. под лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!», переросло в Петрограде во всеобщую политическую стачку 25 февраля; 26—27 февраля на сторону народа переходят войска.
Находясь в Ставке (г. Могилев), Николай II получил известие о событиях в столице 25 февраля по телеграфу от командующего войсками Петроградского военного округа генерала С. Хабалова, председателя Думы М. Родзянко и председателя Совета Министров князя Н. Д. Голицына. В тот же день он телеграфировал Хабалову: «Повелеваю вам прекратить с завтрашнего дня всякие беспорядки на улицах столицы, недопустимые в то время, когда отечество ведет тяже-
[313]
лую войну с Германией. Николай»[242]. Родзянко в ночь на 27 февраля был послан указ (датированный 25 февраля) о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля[243]. Утром 28 февраля царский поезд направился в Петроград.
В эти последние для царского самодержавия дни правительство Николая II отличалось «беспомощностью,... дикой растерянностью,... полной потерей головы»[244]. Весь правительственный аппарат оказался парализованным. Министры собрались на последнее заседание Совета Министров 27 февраля и послали телеграмму царю с просьбой принять коллективную отставку, но, не получив ответа, они разошлись.
На улицах шли аресты полицейских и жандармов, разгром полицейских участков, охранки, жандармского управления, окружного суда, тюрем.
С 28 февраля начались аресты царских министров и главноуправляющих; многие из них, в том числе и Н. Д. Голицын, были арестованы на квартирах. Совет Министров как высшее правительственное учреждение перестал существовать.
Вечером 27 февраля в Петрограде в Таврическом дворце собралось заседание Совета рабочих депутатов, избранного рабочими города. Одновременно иДума собралась на «неофициальное» заседание.
Посланный по распоряжению царя с карательными войсками на Петроград генерал Н. И. Иванов не добрался до столицы — войска перешли на сторону народа. Не доехал до столицы и царь — царский поезд был задержан в Пскове известием, что в Петрограде и Москве победила революция.
В конце февраля — начале марта по всей стране возникают Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В силу определенных конкретно-исторических условий (преобладания крестьянства в стране, политической неопытности масс, недостаточной сознательности питерского пролетариата в годы войны, отсутствия в Петрограде и других крупнейших центрах России достаточного количества большевистских кадров и т. д.) руководство в Советах оказалось в руках соглашателей — меньшевиков и эсеров. Соглашательский состав руководства Советов привел к образованию 2 марта Временного правительства. В России установилось двоевластие: с одной стороны, Советы — органы диктатуры пролетариата и крестьянства, а с другой — Временное правительство — орган диктатуры империалистической буржуазии. Соглашательское руководство Советов вело их на поводу внутренней и внешней политики империалистического Временного правительства.
Победой народных масс воспользовалась более опытная в делах государственного руководства буржуазия, руководящие деятели кото-
[314]
рой заняли ответственные посты сначала во Временном комитете Государственной думы, а затем во Временном правительстве.
В условиях двоевластия Временное правительство стало, по выражению В. И. Ленина, «главным правительством», а соглашательские советы были поставлены в положение «добавочного правительства». История двоевластия представляла собой переходный момент в развитии революции. В. И. Ленин предсказывал временный и недолговечный характер этого «переплетения» двух диктатур[245].
Получив царский указ от 25 февраля о роспуске Думы, утром 27 февраля члены Думы подчинились этому указу, но вечером решили собраться в этот же день на неофициальное заседание. На этом заседании был создан «Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами» из 12 членов Думы; фактически этот комитет должен был ввести революцию в «законное» русло. Председателем Комитета был избран председатель Думы октябрист М. В. Родзянко, а в состав членов его вошло бюро «прогрессивного блока» (Милюков, Некрасов, Шидловский, Дмитрюков, Шульгин и др.), меньшевик Чхеидзе и трудовик Керенский.
Поставив своей задачей не допустить перехода власти к народу, Временный комитет пытался овладеть властью в столице. Он обратился к жителям Петрограда с призывом «щадить государственные и общественные учреждения и приспособления»[246]. Революционным комендантом Петрограда был назначен полковник Б. Н. Энгельгардт. Временый комитет захватил руководство созданной при Петроградском совете военной комиссией. Эта комиссия подчинила себе все войска петроградского гарнизона. 28 февраля Комитет назначил из членов Думы особых комиссаров в Сенат, министерства, градоначальство, а на пост командующего войсками Петроградского военного округа генерала Л. Г. Корнилова.
Всем главнокомандующим фронтами и командующим флотами Временный комитет послал телеграммы о переходе к нему правительственной власти «в виду устранения всего состава бывшего Совета Министров»[247]. По поручению Временного комитета Городская дума создала в центральных районах Петрограда буржуазную милицию. Отряды рабочей милиции были локализированы на окраинах столицы. Комитет направил в Ставку А. И. Гучкова и В. В. Шульгина для переговоров с царем об отречении его от престола в пользу сына Алексея при регентстве великого князя Михаила Александровича.
Одновременно Комитет вступил в переговоры с меньшевистско-эсеровскими руководителями Исполкома Петроградского совета о создании нового правительства.
В ночь на 2 марта в результате переговоров соглашательского
[315]
руководства Петроградского Совета рабочих депутатов и Временного комитета Государственной думы было сформировано Временное правительство.
2 марта царь Николай II подписал манифест, в котором он признавал «за благо отречься от престола государства российского и сложить с себя власть» в пользу брата Михаила, которому рекомендовал править государством «в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах,, кои будут ими установлены»[248]. После совещания с членами Временного правительства напуганный революцией князь Михаил отрекся от престола в пользу Временного правительства[249].
Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 905;