Особенности философии XX века
XX столетие – это особое историческое время, это век социальных катастроф, великих взлетов человечества и таких же его грехопадений. Неслучайно в философии отчетливо выявились два крупных полюса.
Первый полюс образовала рациональная философия, которая выразила определенные позитивные тенденции и крупные достижения в деятельности современного человечества. Это философское направление представляет собой культ научно-технического разума, его энергичную защиту. Философский рационализм – выражение духа исторического оптимизма, вера в неодолимость общественного прогресса.
Рационализм XX века представлен в частности, творчеством Макса Вебера (1864-1920 гг.). В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он развивал идею рациональности, образцом чего является научное знание. Рациональность – это развитие и внедрение научного знания в жизнь общественного организма, что обеспечит по убеждению ученого высокую эффективность хозяйственной и всякой иной деятельности современного человека.
На волне успехов научно-технической революции появились теории «индустриального общества» (Д. Белл, А. Тоффлер, Е. Масуда и др.). В них проводилась мысль о том, что при содействии НТР будут благополучно разрешены наиболее острые социальные проблемы, и общество перейдет в «постиндустриальное» состояние. В нем широкое применение найдут качественно новые технологии, а особую роль станет играть технократия, – слой специалистов и организаторов производства. «Научно-технический разум» принесет людям желанное счастье и благополучие, социальную справедливость и уверенность в будущем.
Второй полюс – иррациональная философия, или неклассическая. Именно она отчетливо показала противоречивость и неоднозначность человеческого прогресса, заставила по-новому взглянуть на человека и его место в обществе и мире. Это направление выдвинуло плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями. Что же дало основание называть данную философию «неклассической», что включается в это понятие?
Философский рационализм пытается разгадать загадку бытия в терминах деятельного отношения субъекта к объекту. Предполагается, что мыслящий индивид, устраняя момент собственной субъективности, приблизиться к пониманию мира «как он есть». Классическая философия дает человеку как заданное его «сущность», возможности которой в принципе беспредельны и зависят от упражнения способностей сознания и его нравственного самосовершенствования.
Начиная с К. Маркса, философия несколько иначе решает проблему человеческого бытия. На вопрос, почему человек такой, а не иной, почему, скажем, предмет видится таким, а не иным, она отвечает: потому что между человеком и миром есть целая система общественных связей. Человек не может видеть предмет «сам по себе», он способен освоить лишь формы деятельности с этим предметом. Самого себя человек также видит сквозь призму конкретно-исторических социальных связей. Возможности человеческого совершенствования зависят не столько от него самого, сколько от общественных условий. Только когда общество будет нуждаться в гармоническом, всесторонне развитом человеке, тогда сущность человека совпадет с его эмпирическим существованием.
Вместе с тем, уже в философии Шопенгауэра и Ницше появляется тема радикального отличия человеческого бытия от законов и связей остального мира. Само бытие человека раскалывается на две сферы, отнюдь не находящиеся в гармоничном единстве: собственно бытие человека, обладающего особым даром самоопределения, и сфера социальности, общества, имеющего свои законы, причинно-следственные связи. Оказывается, что сознание, ориентированное вовне на решение каких-то инструментальных задач, проходит мимо самого главного – человеческой жизни и ее смысла. Социальность, являющаяся результатом такой установки сознания, лишает человека широких жизненных ориентаций и в итоге подчиняет власти обусловленной обстоятельствами ситуации. В конечном счете, это ведет к утрате человеком собственной подлинности.
Если дело обстоит таким образом, вполне естественной задачей для философии теперь является помощь человеку выстоять в чужом мире, сохранить собственную суверенность, укрепить «собственно человеческую истину», отличающуюся от анонимных истин враждебного ему общества. В связи с этим «неклассическая философия» критически оценивает и даже ставит под сомнение исторический прогресс, а также утверждает недоступность человеческому разуму абсолютной истины. Вселенная устроена неразумно, в ней отсутствует порядок и целесообразность. Она непознаваема, не может быть осмыслена человеком.
Также чертой нового мышления является выделение иррациональных, бессознательных, интуитивных, стихийных сил в сознании и жизни человека. Происходит натурализация сущности и существования человека. Ее корни можно обнаружить в учениях Чарльза Дарвина и Огюста Конта, называвших человека высшим видом животного. Сущность человека, согласно натуралистическому воззрению, не в том, что он обладает разумом, а в том, что он принадлежит природе. Все, что философы привычно называют мышлением, чувствами, желаниями, можно оценивать как символическое выражение инстинктивных импульсов. Человек всего лишь высокоразвитое животное. Иррациональная философия отвергает представление о человеке как разумном, добром, любящем существе. «Человек – это айсберг», для которого определяющими выступают инстинкты и страсти. Человек подобен зверю, а его жизнь в обществе подчинена действию механизмов естественного отбора (выживает сильнейший).
Вместе с тем натуралистическая концепция не принимает тезис о неизбежной деградации человека, наблюдаемой якобы на протяжении многотысячелетней истории. По мнению представителей философии жизни, человек – это существо, утратившее ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и идеалов. Он довольствуется набором сплошного суррогата (язык, техника и т.д.) вместо того, чтобы развертывать свои истинные природные силы. Первым философским направлением, откликнувшимся на реальные противоречия западной культуры конца XIX в. стала философияжизни, поставившая проблему существования иррациональных, досознательных оснований бытия мира и человека. Представители философии жизни – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Поворот к неклассическому типу мышления также прослеживается в творчестве С. Кьеркегора и К. Маркса. Осветим основные положения их учений.
2. В преддверии философии XX в.:
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 788;