Рассмотрим культурно-историческую концепцию развития психики человека Л. С. Выготского.

Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный».

С позиции «идеального» подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке зрения цель жизни каж­дого человека — «осуществить замысел божий» (христианский подход), выразить часть «объективного духа» (Гегель) и т. п. Душа человека, его психика божественны, неизмеримы и непознаваемы.

С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных.

Л. С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он пока­зал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных.

Эти функции, на­званные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно на­зываемый сознанием.

Они формируются в ходе социальных взаи­модействий. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека (произвольная память, произ­вольное внимание, логическое мышление и др.), или сознание, имеют социальную природу.

В концепции Выготского можно выделить три составные ча­сти.

Первая часть — человек и природа. Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов.

Первый — тезис о том, что при переходе от животного к человеческому произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На про­тяжении всего существования животного мира среда воздейство­вала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабли­ваться к себе. С появлением человека наблюдается противопо­ложный процесс: человек воздействует на природу и видоизме­няет ее.

Второй тезис объясняет существование механизмов из­менения природы со стороны человека. Этот механизм заключа­ется в создании орудий труда, развитии материального произ­водства.

Вторая часть концепции Выготского — человек и его соб­ственная психика. Она содержит также два положения.

Первое положение заключается в том, что овладение природой не про­шло бесследно для человека, он научился овладевать собствен­ной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал спо­собность человека заставить себя запомнить некоторый матери­ал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но ору­дий специальных — психологических. Эти психологические ору­дия он называл знаками.

Знаки, по Выготскому, — искусственные средства, с помо­щью которых первобытный человек смог овладеть своим поведе­нием, памятью и другими психическими процессами.

Знаки были предметны — узелок на память или зарубка на дереве тоже вы­ступают как знак или средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным ви­дом деятельности. Узелок на память или зарубка на дереве мо­гут быть содержательно связанными с различными видами тру­довых операций. Но, запомнив подобный знак-символ, человек соединил его с необходимостью выполнить какую-то конкрет­ную операцию.

Следовательно, подобные знаки выступали в ка­честве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако для того чтобы выполнить эту тру­довую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы явля­лись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.

Третья часть концепции Выготского — генетические аспек­ты.

Эта часть концепции определяет, откуда берутся средства-знаки. Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его уча­стниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса.

Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращен­ные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д. Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками.

Причем универсальной и наиболее типич­ной системой знаков является речь.

 

Следовательно, высшие психические функции человека от­личаются от психических функций животных по своим свой­ствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредо­ваны, социальны.

Кроме того, следует отметить, что хотя концепция Выготс­кого имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, она сыграла огромную роль в становлении научной психологичес­кой мысли.

В современной науке еще нет однозначного ответа на вопрос о происхождении психики, хотя объяснить ее происхождение пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т. д.

 








Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 4290;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.