Кинесические особенности невербального общения.
Учёными разработана классификация невербальных средств общения (см. рис. 3).
Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимику, жесты, пантомимику (позу, осанку, поклоны, походку). Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Позой называется положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Выделяются:
- «закрытые» позы (когда человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики;
- «открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Рис.3. Невербальные средства общения [33]
Существует позы раздумья, позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад.
Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на группы:
4. Жесты – иллюстраторы. Это жесты-сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктогафы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы – движения телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
5. Жесты – регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направления взгляда, целенаправленные движения руками.
6. Жесты - эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях – «здравствуйте», а воздетые над головой – «до свидания».
7. Жесты-адапторы. Это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Ими бывают: почёсывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлёпывания партнёра; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (ручка, карандаш, пуговицы и т.д.).
8. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определённые эмоции.
9. Микрожесты: движения глаз, покраснение щёк, увеличенное количество морганий в минуту, подёргивания губ и прочее.
Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему человеку необходимо научиться ложные, притворные жесты. Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движения руками и корпуса); подавляют сильные (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей, и лишь потом вступают мышцы лица.
Жесты могут подразделяться на следующие виды:
- жесты оценки – почёсывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и другие;
- жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
- жесты нервозности и неуверенности – переплетённые пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и другие;
- жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
- жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
- жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклонённый назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
- жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
- жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
- жесты неискренности – «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утончённая форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и другие.
Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.
Мимика – это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации о том, что переживает человек. Исследования показали, при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.
Психологи установили, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций [34].
Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передают эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т.д.
Например, взгляд может быть:
- деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства;
- светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника.
На рисунке 4 показаны наиболее типичные выражения лица, выражающие разные чувства и состояния души. Но необходимо помнить, что настроение человека нельзя определит только по отдельным признакам (например, размер зрачка и положение глаз могут иметь много различных значений)[35]
Походка человека – это стиль передвижения, в котором можно прочитать эмоциональное состояние человека. Самая «тяжёлая» походка наблюдается при гневе, самая лёгкая – при радости, самая большая длина шага – при гордости; вялая, угнетенная походка – при страдании.
Рис 4. Выражения лица, отражающие разные чувства и состояние души
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 2555;