УДЕЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ ДО 1237 Г.
В середине XI в. в Древнерусском государстве усиливаются центробежные тенденции. В результате их развития в начале XII в. русские земли вступают в период так называемой удельной (феодальной) раздробленности. Понятие удельной раздробленности означает, что на месте раннее существовавшего относительно единого государства возникает система княжеств-уделов, каждое из которых стремится жить полусамостоятельной или самостоятельной социально-экономической и политической жизнью, не подчиняясь какой-либо иной, стоящей над ними власти.
Удельная раздробленность на Руси делится на три периода: 1) вторая половина XI в. – начало XII в. – складывание и оформление предпосылок удельной раздробленности; 2) середина XII в. – начало XIV в. – преобладание удельной раздробленности; 3) середина XIV в. – вторая половина XV в. – преодоление удельной раздробленности.
В основе удельной раздробленности лежал целый комплекс социально-экономических и политических причин. Важнейшую роль среди них играло прежде всего дальнейшее развитие в русских земляхпроизводительных сил. В период Киевской Руси наиболее экономически развитой областью славянских земель был в основном лишь Киев и его окрестности. Благодаря этому киевские князья имели возможность экономически подчинять своей власти окраины государства, которые в свою очередь были заинтересованы в налаживании тесных политических связей с центром страны. Однако уже к середине XI в. в результате хозяйственного подъема, происходившего во всех без исключения русских землях, экономическое развитие большинства из них выравнивается. Хотя Киев по-прежнему оставался наиболее развитым районом страны, многие области теперь мало в чем уступали ему. Окрепнув, они уже не хотели признавать над собой власть киевских князей. Вхождение в состав единого государства уже не отвечало их интересам. Нуждаясь в средствах для удовлетворения своих многочисленных потребностей, киевские князья выкачивали ресурсы с подвластных территорий путем взимания дани и различных поборов и тем самым тормозили их развитие. В этих условиях, большинство земель начинают стремиться к независимости, что неизбежно вело к распаду Древнерусского государства.
Вместе с тем, необходимо отметить, что удельная раздробленность не привела к падению международного престижа Руси; более того, в XII — первой половине XIII в. Русь оставалась одним из самых могущественных государств Европы. Следует иметь в виду, что формально единство государства сохранялось на протяжении всего этого времени, и великий киевский князь продолжал считаться «первым среди равных», главой рода Рюриковичей и Русского государства.
Во второй половине XI — первой половине XIII вв. продолжалось бурное развитие экономической жизни Руси, охватившее в равной степени все ее регионы. Если в предшествующий период количество городов на Руси исчислялось десятками, то к середине XIII века их было несколько сотен. Многие из них являлись крупными экономическими центрами. Среди наиболее важных таких центров — не только известные ранее в этом качестве Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, Полоцк, но и Галич, Ростов, Суздаль, Владимир, Псков и другие центры русских земель. Прокладываются новые торговые пути, объем торговых связей с соседними странами значительно возрастает. В связи с этим растет и социальный вес русского купечества, стремящегося принимать наряду с боярством активное участие в делах городских общин. На этот же период приходится расцвет древнерусского ремесла. Помимо развития ремесленных навыков, следует отметить повышение художественных качеств многих ремесленных изделий, превращающихся в настоящие произведения искусства.
Важное место в политических судьбах Руси занимала борьба бояр с княжеской властью. Князья опирались в этой борьбе на поддержку младшей дружины, лично зависимой от себя администрации, части «лучших людей». Эти слои к XIII в. сильно сближаются, а затем сливаются в единую, приближенную к княжеской власти социальную группу — дворянство.
До середины XII в. великокняжеская власть в Киеве была еще довольно сильна, что позволяло ей нередко небезуспешно сопротивляться центробежным тенденциям. Вполне обособиться от Киева на этом этапе удалось лишь Полоцку, с 1136 г. — Новгороду, и лишь к концу периода — Галичу.
Состоявшийся в Любече в 1097 г. съезд русских князей принял решение: «Каждый да держит отчину свою». Тем самым признавалось право князей на сохранение своих наследственных владений.
Владимир II Мономах (1113 — 1125), внук Ярослава Мудрого, был призван в Киев городской верхушкой из-за своего высокого авторитета, заслуженного победами над половцами. Этим удалось успокоить восставших против произвола ростовщиков горожан, а позже был принят «Устав Владимира», существенно ограничивавший возможности обращения в полное рабство (обельное холопство) за долги. Владимир II — последний из великих правителей Киевской Руси. Ему удалось существенно укрепить внешние позиции государства. Новые победы над кочевниками заставили их отступить от границ Руси и раздвинули сферу влияния Киевского государства до Волги и Кавказских гор. Внутри государства Владимир взял под свой контроль все княжества, кроме окончательно обособившегося Полоцка.
Мстислав I Великий (1125 — 1132), сын Мономаха, сохранил его завоевания и продолжил его политику. В 1128 г. ему удалось завоевать Полоцкую землю. Местные князья были высланы в Византию. Прославили Мстислава и победы в Степи. Однако после его смерти центробежные тенденции на Руси полностью одержали верх. С 1139 г. Киев стал «яблоком раздора» для различных удельных князей.
Во второй половине XIII в. центробежные тенденции на Руси окончательно одерживают верх над объединительными. На этом этапе уже все сильнейшие правители Руси носят титулы великих князей, и киевский князь окончательно становится первым лишь среди нескольких равных. При этом престиж киевского престола приводит к превращению его в яблоко раздора между другими князьями. За Киев соперничают князья смоленские и черниговские. Очень редко на престол претендуют князья владимиро-суздальские. В первой половине XIII в. Киев постепенно все более становится связан с Галицко-Волынской землей. Вообще же, каждое великое княжество развивается вполне самостоятельно.
На территории Южной Руси (современной Украины, частично Южной России) существуют в то время (помимо Киевского) Черниговское, Галицкое и Волынское великие княжества. В начале XIII в. происходит объединение галицких и волынских земель в Галицко-Волынское великое княжество.
На Северо-Западе Руси сложились Полоцкое и Смоленское великие княжества. Именно Полоцкая земля приняла на себя первый удар крестоносной агрессии, когда в начале XIII в. немецкие рыцари под предлогом обращения в христианство начали завоевание союзных Руси прибалтийских земель. Выходцы из смоленского княжеского рода сыграли немалую роль в жизни других русских земель. Важное географическое положение Смоленской земли на пути «из Варяг в Греки» способствовало росту ее значения.
Основателем Владимиро-Суздальского великого княжества по праву считаетсяАндрей Боголюбский (1156 — 1174), сын Юрия Долгорукого. Он закрепил независимость Северо-востока. Один из главных участников похода 1169 г. на Киев, он не стал претендовать на киевский престол, сосредоточившись на делах своей земли. Андрей погиб в результате боярского заговора, но его политику по укреплению княжеской власти на Северо-востоке Руси продолжил брат — Всеволод Большое Гнездо (1177 — 1212). В его правление столицей княжества окончательно стал Владимир на Клязьме. Владимиро-Суздальская Русь приобрела самостоятельный государственно-политический вес, проводила независимую внешнюю политику. Однако в то время во многих русских княжествах уже проявлялись недостатки удельной системы — бесконечное дробление больших земель на уделы между сыновьями князей, вооруженное соперничество между ними. Все это сказалось на судьбе многочисленного потомства Всеволода. Владимирская Русь погрузилась в пучину междоусобных войн. После смерти Всеволода Большое Гнездо покоренные им князья Муромо-Рязанской земли стали проявлять самостоятельность, и возникло самостоятельное Рязанское великое княжество.
Особым явлением в истории Древней Руси стала Новгородская боярская «республика». Ее история началась в 1136 г. восстанием новгородцев против своего князя Всеволода Мстиславича. Князь, обвиненный в пренебрежении интересами новгородцев, был взят под арест, а затем выслан из города. С этого времени новгородцы, четко определив пределы княжеской власти (князь признавался только военным вождем и судебным арбитром по чрезвычайным делам), стали сами выбирать и призывать себе князей из различных ветвей дома Рюриковичей. Особенно возросли самостоятельность и значение Новгорода после 1169 г. С 1156 г. выборной стала и власть новгородского архиепископа.
Высшей властью в Новгороде формально обладало вече, превратившееся фактически в собрание боярской олигархии и отчасти торгово-ремесленной верхушки. Исполнительную власть возглавлял выбиравшийся сперва пожизненно или на неопределенный срок, затем на фиксированный (но часто изменявшийся срок) посадник из числа знатных бояр. Первым в ряду этих «премьер-министров» Новгорода считается Остромир, правивший еще в середине XI в. С тех пор власть посадников сильно возросла, после 1136 г. они приняли многие княжеские функции. Наряду с посадником верховную власть осуществлял архиепископ, являвшийся высшим арбитром во внутригородских спорах и представителем Новгорода во внешних сношениях
Новгородская система власти была не всегда прочной и часто приводила к конфликтам (между князем и боярами, между олигархией и массами городской общины, например, восстание 1219 г.). Тем не менее она оказалась устойчива и просуществовала почти без изменений до начала XIV в.
Могущество Новгорода основывалось на его экономическом значении. Новгород постепенно стал главным торговым центром Руси. Оставаясь важнейшим пунктом на пути «из Варяг в Греки», он поддерживал экономические контакты со всей Западной Европой.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 2762;