КИЕВСКАЯ РУСЬ В ЭПОХУ НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА

 

Правление Владимира I(978 – 1015), а затем его сына Ярослава Мудрого (1018 – 1054) положили начало эпохе расцвета Киевской Руси. Основное внимание Владимир уделял укреплению государства и его территориального единства. Понимая, что одних политических мер для этого недостаточно, он попытался объединить восточнославянские племена на религиозной основе. Религией славян было язычество. Его основу составляло обожествление различных сил природы – солнца, молнии, грома, ветра, дождя, рек; вера в злых и добрых духов и т.д. Славяне поклонялись множеству богов. Своих отдельных богов имели племена, роды, семьи. Важной частью языческой религии были жертвоприношения, в том числе человеческие.

Выделяются две религиозные реформы Владимира. Первая из них (языческая) была проведена около 980 г. Цель реформы заключалась в том, чтобы выделить на государственном уровне высший круг языческих божеств и закрепить их почитание по всей Руси. В Киеве перед дворцом Владимира были установлены идолы(скульптурные изображения) шести крупнейших языческих богов: Дажьбога – бога света, тепла и плодородия; Стрибога – повелителя ветров; Хорса – бога солнца; Мокоши – женского божества плодородия и домашнего хозяйства; Семаргла – бога почвы и плодородия. Возглавлял пантеон Перун – бог войны и оружия, покровитель князей и дружинников. Отдельно в другом районе Киеве был установлен идол еще одного бога Велеса (Волоса) – покровителя скота и целительства, почитавшегося среди простого населения. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако реформа не оправдала надежд Владимира. Языческий пантеон с его многобожием мало годился для создания организованной религии. Не удалось Владимиру превратить Киев и в идеологический центр Руси. Большинство вошедших в языческий пантеон богов были южного происхождения, их почитание не было распространено среди всего населения страны. Местные племенные культы продолжали сохраняться, а, следовательно, славянские племена так и остались разобщенными. Не отвечало язычество, остававшееся по своей сути религией первобытнообщинного строя, и изменившимся условиям развития древнерусского общества, в котором уже далеко зашли процессы классообразования. Язычество тормозило общественно-политическое и культурное развитие страны, препятствовало укреплению международного положения Руси, ставило ее в изоляцию от соседних, прежде всего, христианских держав, которые воспринимали ее как варварское государство.

В этих условиях Владимир пришел к выводу о необходимости принятия в качестве государственного культа иной, полностью монотеистической (единобожной) религии. В 988 – 989 гг. киевским князем была проведена вторая религиозная реформа. Согласно древнерусским летописцам, принятию новой религии предшествовал сложный процесс выбора киевским князем новой веры. Владимиру во время переговоров с послами волжских булгар и хазар в 986 г. было предложено принять ислам или иудаизм, но эти варианты религиозной реформы были им отвергнуты. Принятие ислама и иудаизма в качестве государственных религий не давало Руси никаких преимуществ. Мусульманские государства, за исключением Волжской Булгарии, занимавшей бассейн средней Волги, были относительно далеко расположены от массива русских земель и не могли оказать Киеву в его борьбе за укрепление своего влияния в Восточной Европе существенной военной и дипломатической поддержки. В условиях продолжавшейся в течение многих столетий борьбы христиан и арабов на Востоке, исламизация Руси неизбежно приводила к ее конфронтации с Византией, являвшейся одним из оплотов христианского мира, грозила полным разрывом экономических и культурных связей между ними. Принятие же Русью иудаизма еще меньше отвечало ее интересам, так как к концу X в. эта религия не господствовала ни в одном государстве, кроме Хазарского каганата, который был разгромлен Святославом.

Более знакомым для славян было христианство. К концу X в. в нем выделялись две ветви: западное и византийское. Прибывшие в Киев послы римского папы с предложением принять католическую веру были отвергнуты Владимиром. Среди причин, повлекших за собой отказ, не последнюю роль играли сложные отношения церкви и государства на Западе. Глава католической церкви – папа Римский считал себя выше любого из правителей и отстаивал приоритет духовной власти над светской. Римская курия активно вмешивалась во внутренние дела европейских государств, стремилась поставить их под свой полный контроль. В этих условиях принятие католицизма влекло за собой признание Русью своей зависимости от Рима, грозило ей утратой своей политической и религиозной самостоятельности.

Не менее существенную роль в отказе от католичества играл языковой фактор. В католической церкви богослужение велось исключительно на латыни. Абсолютное большинство восточнославянского населения не знало и не понимало этот язык и потому в массе своей оставалось равнодушным к проповедям католических священников. Русская католическая община была сравнительно невелика и не могла оказать Владимиру существенной поддержки в распространении новой религии на Руси.

В конечном итоге выбор Владимира пал на принятие другого варианта христианства – восточного (византийского) православия. Во многом этот выбор определялся не только государственными интересами Киевской Руси, но и ее давними историческими связями с Византией. На протяжении многих столетий Византия являлась важнейшим экономическим и культурным партнером Руси; отношения с ней составляли главное направление внешней политики Древнерусского государства.

В отличие от центров западного христианства – Рима и Германии, Византия была гораздо ближе расположена к русским землям. Это облегчало проникновению с ее территории христианства к восточным славянам. Значительную роль при этом играло то, что православная церковь, в отличие от католической, разрешала богослужение на родном языке, понятном для местного населения. Поэтому к началу реформ Владимира восточные славяне в целом уже неплохо были знакомы с особенностями православного культа. Православными христианами были киевский князь Аскольд и княгиня Ольга. К концу X в. в Киеве уже существовала многочисленная и влиятельная русская православная община, было построено несколько православных храмов.

Значительную роль в выборе новой религии играли также соображения международного престижа. В отличие от центров западноевропейского христианства, только недавно вышедших из эпохи «варварства», Византия являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Принятие из ее рук христианства считалось не только почетным, но и возвышало Русь над всеми прочими соседними государствами.

Несмотря на объективные предпосылки принятия христианства, серьезным препятствием к осуществлению Владимиром этого шага длительное время оставались сложные отношения Руси с Византийской империей. В благоприятную для Владимира сторону внешнеполитические условия изменились только к концу 980-х гг. В это время в Византии вспыхнул антиправительственный мятеж, и правившие в Константинополе императоры братья-соправители Василий и Константин обратились к Владимиру с просьбой о военной помощи, обещая взамен отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну. На основании заключенного с империей союзного договора Владимир отправил на помощь византийцам вспомогательный военный корпус, который подавил восстание. Однако после победы Византия отказалась выполнять взятые на себя договорные обязательства. В ответ Владимир в 987 или 988 г. объявил Константинополю войну и захватил город Херсонес – центр византийских владений в Крыму. Этой победой князь вынудил императоров Византии выдать за него сестру Анну, после чего, как супруг христианки, принял крещение. Принятие христианства в таких условиях позволило Руси выступить в отношениях с Византией в качестве равноправного партнера, подчеркнуть свою независимость от нее.

После возвращения Владимира домой в 988 или 989 г. состоялось крещение Руси. По приказу киевского князя по всей стране было начато разрушение языческих святилищ и крещение населения в водах рек. Христианство было объявлено государственной религией Киевской Руси. В том же году состоялось крещение киевлян и, очевидно, жителей нескольких других древнерусских городов. Однако новая религия не могла распространиться сразу по всему государству. Процесс христианизации был длительным и растянулся как минимум на несколько столетий. На основной территории Древнерусского государства христианство утвердилось в качестве господствующей религии окончательно только в конце XII – начале XIII в., в отдельных районах язычество сохранялось вплоть до XIV – XV вв.

Распространение христианства носило преимущественно мирный характер. Крупное антихристианское восстание, по некоторым данным, произошло сразу после введения христианства на севере страны в Новгороде, но было быстро подавлено властями. В ХI в. ряд восстаний под руководством языческих волхвов произошли на северо-востоке Руси (в 1024 г. в Ростовском крае, в 1071 г. на Белоозере и в Новгороде). Однако, в целом, эти восстания носили локальный характер, активного сопротивления распространению христианства население не оказывало. Не зная и не понимая всех особенностей новой веры, население зачастую подстраивало христианские ценности под уже существующие и привычные для себя языческие традиции. В итоге происходило срастание традиционных языческих и новых православных верований, возникало так называемое «двоеверие». Например, в семьях знати длительное время сохранялся обычай давать новорожденному одновременно два имени: христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога, и в то же время, его защитят языческие божества. Следы двоеверия прослеживались в особенностях погребального обряда (одновременное использование христианского обычая погребения покойника в земле и характерного для язычества сожжения на костре, традиция устраивать поминки по умершему), нанесении христианской символики на языческие амулеты и др. Отдельные пережитки двоеверия сохраняются и поныне – вера в духов природы (лешие, водяные и др.), человеческого жилья (домовые), возможность наведения порчи на человека, всевозможные гадания и т.д.

Одновременно с распространением христианства происходило создание русской православной церкви. Высшее русское духовенство по происхождению были греками и присылались первоначально из Византии. Однако уже при Владимире были основаны школы по подготовке священнослужителей из русских. Во главе церкви стоял киевский митрополит, подчинявшийся константинопольскому патриарху. В важнейших городах были основаны епископии, во главе их стояли епископы, подчинявшиеся митрополиту. Политическая и религиозная зависимость русской церкви от византийской была невелика. Назначаемые из Константинополя епископы и митрополит одновременно зависели от киевского князя. К середине XI в. Русская церковь в значительной степени обрела черты национальной, то есть независимой.

Одним из наиболее важных вопросов организации церкви в первые десятилетия после крещения Руси был вопрос о ее материальном обеспечении. Распространение христианства, строительство на новокрещенных землях церквей, подготовка священнослужителей требовали огромных материальных средств, которых у церкви не было. Заботу о ее материальном обеспечении первоначально брало на себя государство. По приказу Владимира на нужды церкви была выделена 1/10 часть всех княжеских доходов – так называемая «десятина». Позднее десятина стала одним из государственных налогов Руси, который официально собирался с населения в пользу церкви. В XI – XII вв. наряду с этим получила распространение практика наделения князьями церкви земельными владениями, доходы от которых также шли в ее пользу.

Принятие Русью христианства в качестве государственной религии имело огромное историческое значение. Оно ускорило изживание местных языческих культов и племенных различий в отдельных областях Руси, что объективно вело к дальнейшей этнической консолидации славянских племен, формированию единой древнерусской народности. Укрепилось внутреннее единство Древнерусского государства. С принятием монотеистической религии, усилилась власть киевских князей. Крещение Руси дало мощный толчок развитию культуры, в первую очередь письменной. Широкое распространение получает письменность, книжное просвещение. Усилился культурный обмен Руси с другими странами. Из Византии и славянских христианских государств, прежде всего Болгарии, на Русь хлынул поток богословской и светской литературы, через которую стало возможным ее приобщение к достижениям мировой культуры.

Значительное влияние принятие христианства оказало на развитие древнерусской архитектуры. В 987 – 988 гг. в Киеве была построена первая в истории Руси монументальная постройка – Десятинная церковь, ставшая настоящим шедевром древнерусского каменного зодчества. Стало распространяться каменное строительство. Возникли новые виды ремесленного производства – иконопись, изготовление фресок. Огромное влияние принятие христианства оказало на социальные отношения и быт древнерусского населения. Осуждение церковью рабства способствовало постепенному его изживанию из сферы социально-экономических отношений. Происходило смягчение нравов. Распространенные при язычестве человеческие жертвоприношения осуждались христианством. Значительные изменения произошли также в сфере брачно-семейных отношений. На смену распространенному среди славян многоженству как форме брака в XI в. под влиянием новой религии пришел моногамный брак.

Весьма велики были и международные последствия христианизации Руси. С принятием христианства Русь вошла в семью христианских народов Европы, перестала выглядеть в их глазах «варварской» страной. Укрепился ее международный престиж. Появились возможности к налаживанию не только тесных экономических и политических отношений с другими государствами, но и к установлению династических связей киевских князей с правящими домами Европы, что не могло не сказаться благотворно на ее внешнеполитическом положении. Приняв христианство из Византии, Русь вскоре сама стала миссионерским, цивилизующим центром для соседних с ней языческих племен. Принятие зависимыми от Руси племенами христианства полностью уравнивало их в правах с основным населением государства, способствовало сближению обычаев и культур. Целый ряд финских и других племен, плативших дань киевским князьям, в результате превратились из данников в непосредственные составляющие Древнерусского государства.

В конце X в. с целью еще большего укрепления единства Древнерусского государства Владимиром была проведена также политическая реформа. Ее результатом стала окончательная ликвидация автономий славянских племен и правивших в них княжеских династий, не связанных с Рюриковичами. Вместо местных князей управление отдельными территориями Владимир раздал своим 12 сыновьям, которые стали править в них в качестве наместников великого князя. Тем самым в ходе проведенной реформы политическая власть в стране целиком и полностью сосредоточилась в руках князей правящей династии Рюриковичей, установивших свою монополию на ее владение на протяжении последующих нескольких веков русской истории.

Во внешней политике Владимир отказался от линии своего отца Святослава, направленной на организацию далеких завоевательных походов, и стремился к установлению мирных добрососедских отношений с соседними странами.

В 1015 г. Владимир умер. После его смерти между его наследниками разгорелась кровавая и длительная междоусобица. В ходе этой усобицы погибла половина сыновей киевского князя. Решающая борьба за Киев развернулась между киевским князем Святополком, прозванным в народе за убийство нескольких своих братьев «Окаянным», и новгородским князем Ярославом Мудрым. В 1019 г. Святополк был разгромлен Ярославом и бежал на Запад, где вскоре погиб.

В Киеве утвердился Ярослав Мудрый. Ему понадобилось еще некоторое время, чтобы сломить других соперников или замириться с ними. Лишь в 1036 г. Ярослав стал единовластным правителем Руси.

Обстоятельства, приведшие Ярослава к власти, в очередной раз показали, сколь непрочно было единство Древнерусского государства. Поэтому по примеру своих предшественников новый киевский князь отводил главное внимание во внутренней политике укреплению государства. В княжение Ярослава впервые в русской истории был принят свод письменных законов – «Русская Правда». Она заменила бытовавшие до этого на Руси нормы обычного права и установила на всей территории страны единые для населения законы. Наряду с кровной местью, позволявшей семье убитого мстить убийце и его роду, «Русская Правда» разрешала ее замену денежным штрафом (вирой). После смерти Ярослава в 1072 г. «Русская Правда» была дополнена юридическими установлениями его сыновей (так называемая «Правда Ярославичей»), а в 1113 г. – «Уставом Владимира Всеволодовича», созданным при внуке Ярослава Мудрого Владимире Мономахе. Нормы «Русской Правды» с некоторыми дополнениями и изменениями действовали на Руси вплоть до конца XV в.

Время правления Ярослава – пора наивысшего культурного, политического и экономического могущества Киевской Руси. В это время продолжается экономический подъем, значительных успехов достигло развитие ремесел. Растет торговля, не только внешняя, но и внутренняя. Наряду с продолжавшим сохранять свое важное значение торговым путем «из варяг в греки» расширяются торговые связи Руси с другими регионами, в том числе странами Западной Европы.

В княжение Ярослава подлинный расцвет переживает культура. В это время продолжается укрепление и распространение христианства. Небывалый размах приобретает каменное строительство, прежде всего храмов. В 1037 г. на месте победы Ярослава над печенегами в Киеве был построен величественный Софийский собор, который по праву может считаться не только шедевром древнерусского каменного зодчества, но и мировой архитектуры. В 1037 – 1051 гг. подобные киевскому Софийские соборы были построены также в Новгороде и Полоцке. Расширяется и перестраивается столица Руси – Киев. К уже имеющимся городским кварталам (так называемый «город Владимира») добавляется новая крепость – «город Ярослава». В это же время в городе возводятся Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупневших городов Европы, который на равных соперничал с мировой столицей тогдашнего мира – Константинополем.

В годы своего княжения значительное внимание Ярослав Мудрый уделял дальнейшему распространению на Руси письменности и книжной культуры. При нем было осуществлен перевод ряда греческих книг на славянский язык, появились несколько оригинальных произведений, написанных самими древнерусскими писателями. В Новгороде и ряде других древнерусских городах были основаны школы, в которых велось обучение учеников из разных сословий чтению и письму. В Киеве был основан Киево-Печерский монастырь, в котором было положено начало древнерусскому летописанию – изложению письменной истории Древнерусского государства.

В X – XI вв. окончательно формируется политический облик Древнерусского государства. По своему характеру Русь этого времени представляла собой государство переходного типа, в котором черты зарождавшихся феодальных отношений сочетались с остатками прежних первобытнообщинных отношений. К основным чертам политической системы Руси относились: 1) слабость государственного аппарата; 2) отсутствие центральных органов управления; 3) значительная роль в управлении государством княжеской дружины; 4) частичное сохранение в политической системе страны органов власти и управления родоплеменного строя («старцы градские», вече); 5) принцип династического старшинства при наследовании княжеской власти и др.

Структура управления при раннефеодальной монархии выглядела следующим образом. Во главе государства стоял великий киевский князь. Однако, он не был самодержцем в буквальном смысле слова и правил, опираясь на дружину. Дружина была главной военной опорой князя. Она делилась на старшую (мужи) и младшую (отроки, гридни, детские). Старшая дружина, состоявшая из наиболее родовитых представителей знати, а также выдвинувшихся дружинников, являлась ближайшим окружением князя. Входившие в нее дружинники назывались боярами.Со старшей дружиной князь советовался о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Со временем из старших дружинников при князе был создан особый совет – Боярская дума. Боярская дума помогала князю в управлении государством, с ней он обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Дружина почти целиком подменяла собой государственный аппарат. Дружинники выполняли крупные и мелкие поручения князя. Из их рядов назначались наместники в наиболее крупные города, комплектовалась княжеская администрация. Им поручался сбор дани на отдельных территориях. В военное время дружина формировала костяк вооруженных сил государства.

Важнейшей заботой князя было обеспечение дружины материальными средствами. Основным источником доходов князя и дружины был сбор дани и добыча от военных походов. Наиболее отличившимся дружинникам князь раздавал в управление отдельные территории государства, на которых они получали право собирать дань с населения в свою пользу. Такая система сбора дани княжескими наместниками называлась кормление. Со временем князья отказались от этой практики и стали наделять дружинников за службу землей, которая передавалась им как в полную собственность, так и в неполную, на определенных условиях.

Управление отдельными областями Древнерусского государства осуществляли наместникивеликого киевского князя. Обычно они назначались из сыновей великого князя или его родственников. Первые носили титул удельных князей,вторые– посадников.Наместники выполняли административные и судебные функции, занимались сбором налогов. Им разрешалось иметь собственные военные дружины. Свои дружины имели также некоторые бояре. Управление в городах осуществляли так называемые «старцы градские»–представители зажиточной городской верхушки, в сельской местности – волостели, назначавшиеся наместниками. Посадники и волостели располагали на местах штатом собственной мелкой администрации (тиунами – сборщиками налогов; мечниками – судебными исполнителями; вирниками – сборщиками штрафов). Значительную роль в управлении государством после принятия христианства стала играть православная церковь. Стоявшие во главе церкви митрополит и епископы входили в ближайшее окружение киевского князя, оказывая немалое влияние на проводимую им внешнюю и внутреннюю политику.

В целом, государственный и административный аппарат был слабо развит и нес в себе черты архаичности. Наряду с органами власти, сформировавшимися в процессе образования у славян государственности, в Киевской Руси продолжали действовать органы власти и управления, сложившиеся еще в период родоплеменного строя.

В XI в. в Киевской Руси постепенно начинают вызревать предпосылки к возникновению феодальных отношений. Термин «феодализм» происходит от позднелатинского понятия «феод», обозначавшего лен – земельное владение с зависимыми людьми, жалуемое за наследственную службу феодалу (то есть владельцу феода). Регионом классического феодализма была Западная Европа, где феодальные отношения впервые стали возникать еще в позднеантичную эпоху, а в IX – XI вв. получили повсеместное распространение. В основе феодализма лежал способ производства, при котором земля целиком и полностью принадлежала феодалу, а работавшие на этой земле общинники-крестьяне находились по отношению к нему в различной степени зависимости. Они серьезно ограничивались в личной свободе, подлежали господскому суду и прикреплялись к господской земле. В то же время крестьяне имели собственное хозяйство, располагали личным имуществом и сельскохозяйственным инвентарем.

Обычно феодал делил имевшуюся у него землю на две части. Одну часть он оставлял в своем непосредственном владении (так называемую барскую запашку), другую раздавал в виде небольших наделов своим крестьянам. Последние вели на них самостоятельное хозяйство, но обязаны были выплачивать феодалу натуральную ренту (оброк, как правило, часть урожая) или отрабатывать несколько дней в неделю на барской запашке (такая рента называлась барщина). Оставшиеся после уплаты ренты продукты крестьянин мог использовать по своему усмотрению. Тем самым у него сохранялась заинтересованность в результатах своего труда. Поэтому феодализм, в целом, был более прогрессивным явлением, чем рабовладение, при котором все произведенные рабом материальные ценности целиком и полностью принадлежали его владельцу, и у раба не было никакого стимула к тому, чтобы работать лучше.

Формирование феодального строя на Руси так же, как и в других странах, шло в основном по пути возникновения феодальной собственности на землю и складывания основных классов феодального общества – феодалов и крестьян. На раннем этапе феодализма феодальный класс как таковой в Киевской Руси отсутствовал. Поэтому главную роль в формировании крупной земельной собственности на этом этапе играло государство. В основе складывающейся государственной собственности на землю в Киевской Руси лежал процесс так называемого окняжения – установление верховной собственности киевских князей на весь фонд общинных земель, сопровождавшийся превращением живших там свободных крестьян в зависимых от великокняжеской власти, обязанных выплачивать в ее пользу подати. С целью более эффективного управления отдельными территориями, князья раздавали «окняженные» земли в виде пожалований и в награду за службу зависимым от них боярам и дружинникам, которые, владея ими в течение длительного времени, превращали их в свои наследственные владения – вотчины. Тем самым на основе отчуждения государственной собственности происходило формирование уже частного феодального землевладения. Однако его удельный вес в раннефеодальный период был сравнительно невелик. Большинство вотчин располагались только в центральном наиболее густонаселенном районе Руси – Среднем Поднепровье, где феодальные отношения были более развиты, чем на периферии. Однако и здесь, как и на всей территории страны, основную массу населения составляли прежде всего свободные крестьяне-общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой князю дани и других государственных податей. Вследствие этого феодальные отношения пока еще не занимали господствующего положения в социально-экономической и политической жизни Руси. Наряду с феодальными отношениями в Киевской Руси продолжали существовать первобытнообщинный и рабовладельческий уклады. Последние два по мере развития древнерусского общества постепенно поглощались и вытеснялись феодализмом.

В X – XI вв. формируется социальная структура древнерусского общества. Верхний слой древнерусского общества составлял господствующий класс во главе с князьями. В него входили представители великокняжеского дома, родоплеменная знать, бояре, княжеские дружинники, верхи духовенства. Низший слой правящей прослойки составляли «лучшие люди» – выделившиеся из сельских и городских общин зажиточные семьи.

На ступень ниже господствующего класса стояли так называемые «люди» – свободные крестьяне и ремесленники. Они составляли большинство населения Киевской Руси. Свободные общинники имели свое хозяйство, платили подати государству и имели право на защиту с его стороны. Из них формировалось народное ополчение, которое составляло в период военных действий основу вооруженных сил Руси.

Низший слой древнерусского общества был представлен различными категориями зависимого населения. Одной из этих категорий были «смерды» – крестьяне, попавшие в зависимость от князя и других феодалов и жившие как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Другим распространенным названием зависимого человека был «закуп». Так назывался человек, который брал у феодала «купу» – участок земли, деньги или какое-либо другое имущество в долг и был обязан вернуть или отработать купу с процентами. После выплаты долга закуп вновь становился свободным. Выделялись также рядовичи, то есть люди заключавшие с землевладельцем «ряд» – определенный договор, в соответствие с которым в обмен на защиту и покровительство феодала они обязаны были выполнять различные работы в его хозяйстве.

Низшую прослойку зависимого населения составляли рабы. Их труд применялся преимущественно в княжеских и боярских вотчинах, где рабы выполняли обязанности слуг или были ремесленниками. С развитием феодальных отношений часть рабов сажалась господином на землю, такие рабы по своему положению сближались со смердами. Выделялись две категории рабов. Рабы из соплеменников (то есть из славян) назывались «холопы», рабы из чужеземцев – «челядь». Основными источниками рабства на Руси были захват пленных во время войн, продажа за долги, потомственное рабство.

В первой половине XI в. укрепляется международное положение Руси. Тесными политическими и экономическими отношениями она была связана со странами Скандинавии, Византией, Польшей, Германией, Францией, Англией, папской курией, государствами Средней Азии. Высокий международный престиж Руси подкреплялся династическими связями киевских князей. В родственных отношениях семья Ярослава находилась со многими крупнейшими королевскими домами Европы. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Его сыновья – на польской, немецкой и византийской принцессах. Сестра великого киевского князя была замужем за польским королем. Старшая из дочерей Ярослава Анна вышла замуж за французского короля, две другие были женами венгерского и норвежского королей.

Крупных успехов в княжение Ярослава Русь добилась в борьбе с печенегами. В 1036 г. во время попытки печенегов взять штурмом Киев, киевскому князю удалось нанести им сокрушительное поражение, после которого они так и не смогли оправиться. В середине XI в. печенеги были окончательно разгромлены вторгшимися в южнорусские степи новыми кочевыми племенами – торками и половцами и перестали существовать как самостоятельная сила.

К концу правления Ярослава Киевская Русь превратилась в одну из крупнейших и могущественных держав Европы. Однако период ее расцвета был недолгим. После смерти киевского князя в русских землях вновь усилились центробежные тенденции. Древнерусское государство вступило в период длительного упадка, который в начале XII в. завершился его распадом.

ВОПРОСЫ

1. Каковы основные причины, повлиявшие на формирование древнерусской государственности?

2. Какова роль внешнего фактора в возникновении государства? В чем суть прежних и современных «норманистских» споров?

3. Какие направления внешней политики Руси были главными? Можно ли провести периодизацию древнерусской внешней и военной политики?

4. Как можно оценить уровень развития древнерусского общества и его социального расслоения?

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Начальная летопись. М., 1999.

2. Повесть временных лет (любое издание).

3. Русская правда (любое издание).

4. Хрестоматия по курсу «Отечественная история». (IX –XX вв.). 4.1. Тема III.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. В. Славянская Европа V — VIII вв. М., 2009.

2. Алексеев С. В. Великие князья русские. М., 2012.

3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь (любое издание).

4. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1 (любое издание).

5. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

6. Марченко В. Т. Хазары, монголы и Русь. Очерк истории Евразии. М., 1993.

7. Петрухин В.Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1.

8. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 2003.

9. Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 2002.

10. Фроянов И. Я. Киевская Русь. СПб., 2003.

 








Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1815;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.