У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Первое в истории нашей страны государство, положившее начало зарождению и развитию древнерусской, а спустя много столетий русской и российской цивилизаций, возникло у восточных славян, издавна населявших лесные и лесостепные районы Восточной Европы. Славянские племена относились к индоевропейской языковой семье, народы которой широко расселились на пространстве от Западной Европы до Индии. Предки славян (праславяне), по данным археологии, появились примерно в середине II – начале I тысячелетия до н. э. Основным районом их расселения была территория от верхнего Одера до среднего течения Днепра – территория современной Польши и Западной Украины. Впервые в письменных источниках праславяне под названием сколотов упоминаются древнегреческим историком Геродотом (V в. до н.э.), который сообщает об их занятии земледелием как главном отличии от живших с ними по соседству в причерноморских степях скифов. По греческому названию Днепра Борисфеном античные авторы называли праславян также «борисфенитами».
В первые века нашей эры под именем венедов праславяне упоминаются древнеримскими источниками. В II – III вв. н.э. единая праславянская общность распалась, на ее основе появляются славянские племена. Общее самоназвание славяне (в древности «словене») обозначает, по мнению лингвистов, «словесные», «говорящие» – в противоположность другим племенам, говорящим на непонятных языках («немые» – немцы). Появление славян на исторической арене совпало с важнейшими этническими и политическими процессами, происходившими в Европе. В исторических работах эти изменения обычно называют Великим переселением народов. Жившие в течение тысячелетий на просторах севера и востока континента германские, балтские, финно-угорские, иранские племена бросают насиженные места и начинают мигрировать в поисках новых более привлекательных районов обитания. Под их напором в середине V в. рухнула ослабевшая Римская империя, что привело к гибели античной цивилизации и кардинальному изменению всей этнополитической карты Европы. На захваченных землях стали селиться варвары, создавшие здесь свои государства.
Славяне включились в миграционный поток достаточно поздно, в IV в., однако наиболее активные формы этот процесс принял только в VI в. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и северо-восток по Восточно-Европейской равнине. Тем самым в процессе расселения славян произошло их разделение на три ветви: племена, осевшие в Центральной Европе, образовали этническую группу западных славян (предки совр. чехов, словаков); расселившиеся на Балканах, на территории Византийской империи – южных (предки сербов, болгар, македонцев, хорватов, черногорцев и др.); по Восточно-Европейской равнине – восточных славян(будущие русский, украинский, белорусский народы).В процессе расселения восточные славяне вступали в разнообразные контактыс жившими на севере балтскими и на востоке равнины – финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их. В целом, миграция славян носила мирный характер.
Славяне жили родоплеменным строем. Основными хозяйственными занятиями населения были земледелие и скотоводство, при чем первое играло явно более важную роль. Вспомогательную роль играли также охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Значительного развития у славян достигло ремесло (кузнечное, литейное), которое однако еще не отделилось от сельского хозяйства. Развивалась торговля, в том числе с другими странами и народами. Ремеслениники и торговцы (купцы, гости) становятся самостоятельными общественными прослойками. В VIII – IX вв. возникают протогорода (грады), становящиеся политическими, экономическими и религиозными центрами.
Основной хозяйственной и социальной ячейкой славянского общества была община (род), состоявшая первоначально из коллектива кровных родственников (т. н. родовая община), ведущих совместное хозяйство. По мере развития славян происходила замена родовой общины территориальной (соседской), которая могла состоять уже как из кровных родственников так и из пришлых членов, состоявших из нескольких больших семей. Общины объединялись в более крупные формирования – племена. Всего существовало несколько сот восточнославянских племен.
Социальная структура славянского общества и органы управления характеризовались следующими основными чертами. Главным органом власти было народное собрание – вече, в котором участвовало все свободное и способное носить оружие население племени. Большинство общинных и племенных должностей, среди которых выделялась должность князя– верховного религиозного и военного вождя, первоначально были выборными. Теоретически их могли занимать любые члены племени. Однако на практике все основные должности были сосредоточены в руках родоплеменной знати, которая постепенно сделала их наследственными, оттеснив от управления основную часть общинников. Значительную роль в управлении племени играли также служители славянской языческой религии (жрецы, волхвы).
Славянское общество по своей социальной структуре не было однородным. Наверху социальной лестницы находилась родоплеменная знать во главе с князем, стремившаяся подчинить своей власти рядовых членов племени. Подавляющую часть населения составляли свободные общинники, которые формировали из своих рядов племенное ополчение. Наряду с этим у славян существовала также прослойка неравноправного зависимого населения – рабов, которые пополнялись как за счет пленников из чужеземцев, так и за счет соплеменников. Рабство носило преимущественно патриархальный (домашний) характер. Раб считался младшим неполноправным членом семьи, который сидел за столом вместе с хозяином и вместе с ним работал в поле. По истечении определенного времени раб отпускался на свободу. Классического рабства, как оно существовало в античности в Древней Греции и Риме, у славян не возникло. Объяснялось это тем, что в суровых климатических условиях Восточной Европы и при несовершенстве сельскохозяйственных орудий труда прибавочный продукт, получаемый в хозяйстве, был невелик. Всего, что производил работник, едва хватало на прокормление его самого и его семьи. Поэтому держать рабов было невыгодно.
По своему уровню социально-политического и экономического развития славянские племен значительно отличались друг от друга. Наиболее крупным племенным объединением восточных славян был союз антов, возникший в VI в. в междуречье Днестра и Дуная. Его возникновению во многом способствовала организация антами успешных походов на Византийскую империю, предпринимаемых в основном с целью захвата добычи и предметов, которые не могла производить стоявшая на более низкой, чем византийская, ступени развития славянская экономика.
Вторым крупным племенным объединением на юге восточнославянских земель были дулебы. Дулебы создали мощный племенной союз, центр которого располагался на Волыни (совр. Западная Украина). Во главе племенного объединения стоял общий верховный правитель, вероятно, с наследственной властью. В начале VII в. племенные союзы антов и волынян были разгромлены в результате нашествия из глубин Азии кочевников – авар и распались. На их месте образовались новые славянские объединения.
В VI – VIII вв. у восточных славян складываются предпосылки к образованию государственности.Возникновение государства было результатом длительной политической, экономической и культурной консолидации славянских племен. Главной предпосылкой образования государства у восточных славян былоразвитие производительных сил. В немалой степени это было связано с изменениями в социально-экономической жизни. Как показывают данные археологии, набор земледельческих орудий на протяжении столетий оставался неизменным, однако постепенно происходило их совершенствование. Борона-суковатка теряет большинство зубьев и превращается в двузубую соху; современную форму приобретает топор. В сельском хозяйстве активно начинает использоваться железо. Широкое распространение в лесной и лесостепной зоне получает соха с железным наральником и переворачивающим землю присошником (лопаткой), а в южных районах – тяжелый плуг с отвалом. Приблизительно в VII – VIII вв. в качестве тягловой силы стала использоваться лошадь.
С появлением новой земледельческой техники создавались условия для перехода к новым, более прогрессивным формам земледелия. Архаичная подсечно-огневая система к IX в. повсеместно, в том числе в северных районах, сменяется пашенным земледелием. Это позволило значительно улучшить обработку почвы и резко увеличить производительность земледельческого труда. Теперь у общинников оставалось много излишков, которые они могли потратить не только на внутреннее потребление, но и на продажу или обмен.
В VII – VIII вв. крупных успехов достигает развитие ремесла. Появляется прослойка профессиональных ремесленников, не связанных с земледелием. К IX в. ремесло окончательно отделяется от сельского хозяйства. Ремесленники становятся самостоятельной общественной прослойкой.
Значительное развитие получает торговля славянских племен, в первую очередь внешняя. Одним из главных направлений торговли уже с середины VIII в. становится так называемый путь«из варяг в греки». Он связывал страны Скандинавии (то есть «варягов») по Балтийскому морю, рекам Неве – Ловати – Днепру и Черному морю с Византийской империей (то есть «греками»). Другим торговым путем был путь по Волге и Каспийскому морю, связывавший славянские племена со странами Востока.
Развитие производительных сил создавало условия для появления у славян городов с более или менее постоянным ремесленным и торговым населением. Большинство из них возникали на месте прежних племенных центров (градов) или городищ-погостов. Как правило, города возникали на перекрестке важнейших торговых дорог. К IX в. относится возникновение таких городов, как Киев, Новгород, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Смоленск, Муром, Чернигов. Города были важными экономическими, политическими и религиозными центрами, игравшими немалую роль в объединении славянских племен.
В VII – IX вв. у восточных славян происходил распад родовых отношений. Достигнутый ими уровень земледелия и ремесла открывал возможность для ведения самостоятельного хозяйства отдельными семьями. В этих условиях большая родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась. Ее место заняла территориально-соседская община – вервь. Входившие в нее семьи объединялись уже не основе родства, а на основе общности хозяйственной деятельности.
Одним из последствий разложения родового строя было зарождение у славян института частной собственности. Вслед за имущественным расслоениемпоявлялосьсоциальное неравенство. Неравномерный рост отдельных семей и накопленных ими богатств приводил к разорению одних из них и к обогащению других. Разорившиеся общинники попадали в зависимость от более богатых и зажиточных соплеменников и наряду с рабами пополняли прослойку неполноправного населения. Одновременно из общей массы общинников выделялась родоплеменная знать. Основным источником ее богатства была эксплуатация рабского труда. По мере укрепления своего положения родоплеменная знать стремилась подчинить себе также свободное население. Это приводило к нарастанию в славянском обществе социальной напряженности, выливавшейся подчас во внутриплеменные распри. С разложением родового строя росло число также межплеменных столкновений, вызванных борьбой отдельных племен за территорию и ресурсы.
Глубокие изменения в хозяйственной и социальной жизни восточных славян обеспечили им переход на более высокий уровень развития. Однако дальнейшее развитие производительных сил было невозможно без объединения восточнославянских племен. Отдельные племена не могли успешно осваивать новые территории, а существование между ними границ препятствовало налаживанию торговых связей. Кроме того, внутри- и межплеменные столкновения тормозили развитие хозяйства в целом. С усилением социальной борьбы в славянском обществе родоплеменная знать нуждалась в укреплении своего внутреннего единства и получении сил и ресурсов, необходимых для подчинения свободных общинников.
Одним из наиболее мощных факторов консолидации восточнославянских племен являлась их языковая и культурная близость. Несмотря на региональные различия, восточные славяне говорили на одном языке, имели общие обычаи и традиции, культуру. Это облегчало взаимопонимание между ними, позволяло осознавать свою принадлежность к общему славянскому этносу и одновременно отделять себя от других неславянских народов. Наряду с языковой складывалась территориальная общность восточных славян, заселивших огромную территорию, протянувшуюся от Карпат на западе до междуречья Дона и Оки на востоке, от побережья Балтийского моря на севере до Черного моря на юге. В результате протекавших на этих землях социально-политических и культурных процессов происходила консолидация восточнославянских племен в единую общность – древнерусскую народность.
Среди причин, способствовавших объединению восточнославянских племен, значительную роль играли внешнеполитические факторы. В VIII – IX вв. для восточных славян резко возрастает внешняя опасность. В это время на севере славянские земли все чаще стали подвергаться набегам норманнов(предков датчан, шведов, норвежцев; славян. – «варяги», сканд. – «викинги»), северогерманских племен Скандинавии, которые, умело используя разобщенность славян, оказавшихся неспособными организовать сопротивление захватчикам, грабили жившие по побережью Балтийского моря славянское и финское население. В IX в. часть славянских и финских племен попала в зависимость от викингов и вынуждена была платить им дань. Одновременно серьезная угроза возникла для славян на юге, где продвигавшиеся в степные области славянские племена столкнулись с созданным кочевниками – хазарами в Поволжье и Приазовье мощным государством – Хазарским каганатом.Хазарский каганат в VIII – IX вв. был сильнейшим государством Восточной Европы и на равных мог противостоять Византийской империи и Арабскому халифату. Хазары стремились распространить свое политическое влияние на славянские земли, обложив их данью. Им удалось подчинить некоторые восточнославянские племена, в том числе и самое сильное – полян. Несмотря на свою многочисленность, славянские племена постоянно враждовали между собой и в одиночку не могли отразить грозящую им опасность. Было ясно, что сохранить свою независимость они могли только объединив свои силы.
Процесс объединения славянских племен берет свое начало еще в VI в. В это время на основе объединения отдельных племен у восточных славян образуются племенные союзы. В каждый племенной союз входило обычно от пяти – семи до нескольких десятков и даже сотен племен. Название племенных союзов большей частью были связаны с районом их расселения. На правом берегу Днепра около Киева жили поляне.К западу от Среднего Поднепровья по берегам Припяти – древляне(«лесные люди»).К северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной (территория совр. Белоруссии)– дреговичи («болотные люди»), по притоку Западной Двины реке Полота – полочане, на западном Буге–волыняне(бужане), к западу от волынян в Прикарпатье – белые хорваты.К северо-востоку от полян на противоположном берегу Днепра жили северяне,по реке Сож притоку Днепра– радимичи,по верхней Оке– вятичи.По верхнему течению Днепра и по Западной Двине – кривичи. В нижнем течении Днепра и по северным берегам Черного моря – уличи и тиверцы. На севере славянских земель вокруг озера Ильмень – ильменские славяне (словене).
Отдельные племенные союзы были слабо связаны друг с другом и не могли успешно отразить ни угрозу со стороны норманнов, ни со стороны хазар. В VII – VIII вв. поляне, северяне и вятичи были покорены хазарами и были вынуждены платить им дань. На севере в зависимость от норманнов попали ильменские славяне. Поэтому отдельные племенные союзы со временем объединялись в более крупные политические организации – суперсоюзы (союзы союзов) или племенные княжения. Суперсоюзы представляли собой наиболее раннюю форму государственности, однако были весьма непрочными, они то объединялись вместе, то вновь распадались на отдельные части.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1741;