Философия русского Просвещения. М. Ломоносов. Теории общественного развития славянофилов и западников.
3. Русское богоискательство. Философия Всеединства В. Соловьёва. Персонализм Н. Бердяева. Интуитивизм Н. Лосского. Русский космизм и естествознание. Д. Менделеев. Н.Ф. Фёдоров. П.Л. Флоренский. В.И. Вернадский.
1.Существуют две формы философской рефлексии - чисто теоретическая, строящаяся на строго научных критериях, и облечённая в форму духовного опыта конкретного исторического бытия. Русская философия чаще всего выступает во второй форме. Эта характеристика определяет её специфику - направленность на личный смысл бытия, исследование мировых процессов через личностное бытие в форме жизненно смысловых образов. К особенностям русской философии относится её соотнесенность, как с восточной, так и с западной философией. Эта соотнесённость представлена в виде единства космоса, человекаи Бога, в синтезе индивидуального и общественного. Своеобразным отражением этих особенностей является Русская идея, которая объединяет вопросы российского национального характера и культуры. Таким образом, русская философия является антропоцентричной, патриотичной и приверженной социальной тематике.
В истории отечественной философии можно выделить четыре периода:
1-й период - XI-XVII вв.- пролог к русской философии, который делится на древнерусский (домонгольская Русь) и среднерусский (культура государства Московского);
2-й период - XVIII в.-1825г. - от эпохи Петра Великого до восстания декабристов;
3-й период - 1825г.-1917г. - от восстания декабристов до первых десятилетий ХХ века;
4-й период - советская философия после 1917г.
Первым толчком к появлению русской философии послужило принятие Киевской Русью христианства и обращение к греческой патристике (Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин). Перенесение раннехристианской и византийской литературы на русскую почву вызвало появление первых мыслителей-книжников: Илларион Киевский, Никифор Грек, Кирилл Туровский. С другой стороны, на становление русской философии повлияла языческая оппозиция христианству, которая стала социальной базой для проникновения на Русь общехристианских ересей, стимулировавших развитие народной самобытной философии.
В XIV-XV веках, в связи со становлением Московского государства, выдвигается проблема укрепления и освящения государственной власти, в связи с чем появляется теория о Москве, как о «третьем Риме». В конце XVIвека впервые выдвигается учение о «святой Руси», об универсальном значении России, о священной миссии царской власти. Однако до XVIII века в России не было самостоятельных философских учений.
2. Русское Просвещение охватывает период с середины XVII века до первой трети XIX века и характеризуется становлением светской философии: зарождение секуляризма, петровское западничество и просвещённый абсолютизм Екатерины II. Представителями русского Просвещения являются: Ф. Скорина (1490-1551), А. Курбский (1528-1588), Феофан Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1628-1750). Последние два являются идеологами «Учёной дружины» Петра I, которые разрабатывали идею абсолютизма и идеологию западничества и рассматривали философию в качестве науки наук.
Классический период русского Просвещения характеризуется философией М.В. Ломоносова (1711-1765), который не сводил познание природы к эмпирической систематизации объектов и явлений, а шёл от теории, логического обобщения. Будучи материалистом, Ломоносов разработал идею единства мира и идею о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе.
У истоков радикально-демократического направления русской мысли стоят Д. Фонвизин, А. Галич, А. Радищев. Просветительская философия общественного договора А. Радищева, власть закона и гражданское единство являются основами его социальной философии. Радищев создал традицию русской философской антропологии, ключом к которой он ставит «правило сходственности»: всё, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке.
Русское Просвещение не только создало самобытную национальную философию, стоящую на уровне общемировой, но и обеспечило быстрый взлёт её в XIX- начале XX вв., когда прошло время просветительских иллюзий.
Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, представителями которого были А. Хомяков (1804-1860), И. Киреевский (1806-1856), К. Аксаков (1817-1860). Предпосылками к возникновению славянофильства, а также западничества были процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России, формированию западничества и славянофильства содействовало обострение идейных споров среди интеллигенции после напечатания в 1836 «Философического письма» Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 — взгляды западничества. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог её всеобщего призвания; а западная культура, по их мнению, завершила своё развитие. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. То есть, концепция русского исторического процесса строилась славянофилами на религиозных взглядах. Сущность мира познаваема только синтезом всех духовных функций человека, исходным началом которых является «народная вера», религия.
К западникам относятся такие мыслители, как П.Я. Чаадаев (1794-1856), В.Г. Чернышевский (1828-1889), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870). Они выступали за ликвидацию крепостничества и признавали необходимость развития России по западноевропейскому пути, становление её на путь капиталистического строя. Выступая за сближение России с буржуазными странами Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; убеждённо выступали за свободное развитие промышленности и торговли без вмешательства государства. По своим философским взглядам, западники были материалистами, полагая, что сознание есть свойство не всей материи, а только высокоорганизованной. В целом общественная и научно-литературная деятельность и воззрения западников, их борьба против реакционной официальной идеологии и критика либерально-консервативных позиций славянофилов имели определённое прогрессивное значение в условиях крепостной России.
3. Из философии славянофильства возникает русское богоискательство, основателем которого является В.С. Соловьёв (1853-1900). Центральное место в своём учении он отдаёт идее «всеединого сущего», то есть сфере абсолютного, божественного, а реальный мир рассматривает как её воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа - София - божественная мудрость. При этом всеединстве каждая отдельная вещь - частичное проявление всего в мире. На вершине мира - единое творчество как соединение мистического, рационального (философского) и эмпиричного (научного). Основой бытия является мистическое знание, вера в предмет познания. В обществе эта идея раскрывает себя как «богочеловеческий» союз лиц или вселенская церковь, определяющая цель человечества - преодоление эгоизма и создание на земле «царства божьего».
Идеи соловьёвского всеединства нашли своё отражение в персонализме Н.А. Бердяева (1874-1948) и интуитивизме Н.О. Лосского (1870-1965).
Философия Н.А. Бердяева антропоцентрична: личностное даёт начало и источник космическому, вселенскому. В центре его рассуждений лежат проблемы духовности, свободы, любви, творчества. Понятие объективного мира заменяется им объективизацией реальности, порождённой субъективным духом. Главное в человеке определяется его внутренним миром, но личность - категория религиозного сознания; сущность человека - в его отношении к Богу. По мнению Бердяева человек может постичь диалектику добра и зла через страдание, мучение, которым придаётся экзистенциальное значение. Разорванность «богочеловеческих» отношений в истории указывает на необходимость раскрытия Бога в человеке и человека в Боге. Соборность, общность преодолевает мир несвободы и даёт возможность господствованию творчества и свободы.
Интуитивизм Н. Лосского развивал принципиальный взгляд об интуиции как целостном знании, охватывающем разум, чувство, волю, постигающем сущность жизни. Ключевой принцип интуитивизма Лосского - «органическое миропонимание», определялось критическим отношением к материализму и отношением к миру как к целостному универсуму. Познание здесь предстаёт как уяснение глубинного соотношения мировых элементов, их гармонической связи.
Развитие философии в эпоху русского Просвещения способствовало возникновению и развитию отечественного естествознания и опытных наук, представителями которых являются И.М. Сеченов (1829-1905), И.И. Мечников (1845-1916), Н.А. Умнов (1846-1915), Д.И. Менделеев (1834-1907).
Сеченов И.М. признавал неразрывную связь организма с условиями его существования и подчёркивал определяющее воздействие среды на содержание психической деятельности человека, развитие которого определяется воспитанием и условиями социального бытия. Мечников И.И. связывал свои научные исследования с поисками «универсального миросозерцания». Гармония между инстинктами человека и свойствами его организма восстанавливаться искусственными мерами снижает страх смерти, поскольку спокойная старость и долгая активная жизнь приносит удовлетворение от жизни и примирение со смертью. В этом суть рационального миросозерцания. Менделеев Д.И., проповедуя «реализм», исходит из трёх взаимосвязанных начал познания - вещества, силы и духа, признавая вечность их эволюций и связей, благодаря чему мир изменяется и существует постоянно. Наука определяет такое отношение человека к миру, которое не позволяет абсолютизировать её выводы, а человеческому познанию принимать формы мистицизма.
Своеобразным продолжением идей соборности и всеединства явилась философия русского космизма, то есть отношения человека и космоса. Одним из основоположников русского космизма является Н.Ф. Фёдоров (1828-1903). Он пытался создать собственное учение на основе христианской догматики, утверждения активной роли творящего сознания. Посредством науки человечество должно реализовать идею соборности или «сообщности», научившись управлять жизнью на земле и овладев космосом.
Философию символа и космоса проповедовал П.А. Флоренский (1882-1937). Он выносит человеческое бытие на уровень космического. Связь человека с бытием - это связь его с космосом. Для него как религиозного мыслителя эта связь означает духовное единение человека и космоса. Конкретность бытия человека выражается благодаря символу, в котором проявляется единство человека с космосом.
Тему космоса также продолжают К.Э. Циолковский (1857-1935) и В.И. Вернадский (1863-1944). Первый отстаивал естественнонаучное объяснение природных явлений. Разум человека приобретает универсальное значение во Вселенной - источнике зла в космосе. Как только человек овладеет Вселенной, разум возвысится и зло исчезнет. Вернадский, в своём учении о ноосфере, считал, что современная эпоха является переходом от биосферы (совокупности живых организмов) к ноосфере (сфере разума). Деятельность человека и благоприятные условия для размножения человечества меняют биосферу, создают основания для заселения космоса. Техника и коммуникации способствуют планетарному единению человечества и переходу его в ноосферу.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1428;