Философская категория бытия. Понятие бытия в истории философии. Основные формы бытия и их диалектика. Виртуальная реальность.
2. Категория «субстанция». Учение о материи в истории и философии. Движение как способ существования материи. Понятия пространства и времени в философии.
1.Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории бытия, называется онтологией. Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия.
Под бытием в широком смысле этого слова понимается всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что существует, оно есть единство форм и способов существования, представляющее собой особенное, специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств. Это и материальные вещи, и процессы, и свойства и связи и отношения. Бытие охватывает и материальное и духовное.
Антитезой бытия является Ничто. Бытие и Ничто не существуют друг без друга. Бытие вещей приходит к концу и уходит в небытие как данная качественная определённость. Переход в небытие понимается как разрушение данного вида бытия и превращения его в иную форму бытия. Таким образом, небытие является относительным понятием.
Постижение категории бытия, раскрывающейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.
Впервые термин «бытие» в философию ввёл представитель элеатской школы античной философии Парменид. По его мнению, бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Парменид сравнивал бытие со сферой, не имеющей пространственных границ. По мнению греков, сфера - совершеннейшая форма. Демокрит полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Позже Платон высказал мысль, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи.
Наступление христианской веры в средние века соединило философию с интенсивным богопознанием. Категория бытия соотносилась с понятием Бога. В Новое время происходит секуляризация философии. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношений к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе.
Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это означает, что бытие субъекта постигаемо только в акте самопознания. Г. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. И. Фихте считал, что подлинное бытие - это деятельность Я, а материальное бытие - её продукт. Г. Гегель понимал бытие как процесс, историю, вечное движение.
Таким образом, всё многообразие трактовок бытия можно свести к трём главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.
Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, а её бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на всё, включая сознание человека. С т. зрения современного материализма, бытием обладает всё то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же время и изменяет это другое. Т.о., для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.
В объективно-идеалистическом понимании бытие предстаёт в виде объективно существующей идеи. Согласно Гегелю, бытие - это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, т.к. ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.
В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - значит быть воспринимаемыми (Гексли, Беркли). В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием. Как только он перестаёт его воспринимать, он утрачивает своё бытие и перестаёт существовать.
В XIX веке проблема бытия выдвинулась на первый план из-за возникшего кризиса, охватившего все стороны современной цивилизации и который требовал «очеловечивания» жизни. В философских концепциях XX века акцент ставится на бытии, прежде всего как на человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворённое бытие. Главное в этом бытии - возможность не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.
Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие (Солнечная система) и идеальноебытие (идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее можно разделить объективное бытие, признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и субъективное, существующее внутри и благодаря сознанию человека. Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звёзды, планеты, горы); природные органические (биологические виды); социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека); искусственные (технические системы, инженерные сооружения). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).
В ХХ веке появилась новая форма бытия - виртуальная реальность, которая синтезирует в себе свойства перечисленных выше форм бытия. Виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, а её существование является результатом взаимодополняемости и взаимодействия материальных и социальных форм бытия.
Многообразные формы бытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме одного - различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Эта форма бытия выражается категорией мира.
2.Бытие предполагает не только существование, но и его причину, т.е. бытие есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается понятием «субстанция», которое с латинского языка переводится как «сущность», то, что лежит в основе. Субстанция - это объективная реальность, мыслимая в аспекте её внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам её появления. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы её проявления.
Различное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание. Также различают метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое, как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Всё это даёт качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм (Маркс, Гегель), дуализм (Декарт), плюрализм(Демокрит, Лейбниц).
В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя. Это объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них.
Термин «материя» происходит из латинского языка и означает «вещество». Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм первых античных философов, которые искали первооснову в многообразии существующих вещей. Аристотель считал её бесформенной и пассивной. В средние века материальный мир считался продуктом божественного творения и признавался низменным и грешным.
До XIX века сохранялось механистическое понимание мира: материя в виде атомов и движение в пустоте, пока не наступил кризис механицизма в связи с открытием физического поля. В XIX веке сформировалась диалектико-материалистическая концепция, показывающая, что материя обладает дискретностью и непрерывностью и состоит из вещества и поля. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем.
Следующий шаг в понимании материи был сделан с возникновением синергетики и постнеклассической парадигмы представления мира. Если классическая наука формулирует свои законы для изолированных систем, которых в действительности не существует, то синергетика рассматривает реальные, сложноорганизованные, открытые системы и представляет их в непрерывном изменении. Эти изменения происходят в ритме пульсации: от хаоса к порядку, от порядка к хаосу. Здесь имеет возврат к учению древнегреческих философов, например, Эмпедокл, который представлял движение мира от хаоса к порядку.
Самым общим способом существования является движение. Быть - значит быть в движении, изменении. Поэтому одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности реальности и её изменения. Благодаря изменению можно говорить о реальном существовании тех или иных объектов. Движение несотворимо и неуничтожимо и является абсолютным, проявляясь в виде конкретных форм: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная формы движения. Формы движения развиваются от простого к сложному, а каждая последующая форма порождается и основывается на уже существующих формах движения.
В современной философии рассматриваются следующие основные свойства движения. Во-первых, движение неотделимо от материального носителя - субстанции. Во-вторых, вся существующая реальность, все её формы находятся в движении, изменении, т.е. движение универсально. В-третьих, движение противоречиво: изменяющиеся объекты одновременно находятся в покое и движении. Всякий покоящийся объект в действительности находится в постоянном изменении как внешнем, так и внутреннем. Поэтому движение - абсолютно, покой - относителен.
Единство покоя и движения конкретизируется в соотношении устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определённость, т.к. они обладают устойчивостью, способностью противодействовать силам, которые стремятся изменить их. Сама способность к устойчивости основана на проявлении внутреннего движения.
Если движение представляет собой общий способ существования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования. Пространство - это мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Различные формы бытия существуют в пространстве, и порядок их сосуществования образует структуру пространства. Время -это мера небытия, изменчивости, неустойчивости в движении. Время представляет собой последовательную смену состояний объекта действительности, смену событий.
В классической науке пространство и время рассматривались как независимые друг от друга и т тех процессов, которые в них происходят. После создания теории относительности было выяснено, что пространство и время - стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие пространственно-временного континуума. Поэтому реальность - это множество (континуум) событий, которое имеет четыре измерения: три из них пространственные - длина, ширина, высота, а четвёртое - время. Т.к. континуум образует единое целое, в современной науке рассматривается единство мира в трёх отношениях: субстанциональное единство, единство действующих законов, единство возникновения, генезиса всех форм реальности.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1036;