Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания и их специфика.
1. Сознание является фундаментальным понятием философии. Его содержание составляет духовная активность человека, для понимания и обоснования которой принципиальное значение имеет вопрос о происхождении сознания. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. Представления о нём тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековой теоцентризм и антропологизм Нового времени формировали разное понимание сознания.
Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект или интенциональность. Причина такого одностороннего видения проблемы заключается в том, что античный грек направлен на окружающий мир, его «Я» направлено к вещам.
В средневековье, в культуре христианства произошло важное событие - обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, человек открыл новую грань проблемы сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Теперь сознание могло изучать себя только с помощью анализа собственного содержания. Проблему сознания как самосознания чётко сформулировал Августин Блаженный. Начиная с Плотина и Августина, сознание рассматривается как нечто вторичное, а потому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в духовном опыте человека.
В эпоху Нового времени произошёл отказ человека воспринимать окружающий мир через призму Абсолюта, Бога. Человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному. Сознания нет без самосознания – таков был вывод философов Нового времени. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет своё содержание и структуру.
Начиная с Декарта и Канта, сознание рассматривалось как творчество. Содержание связей «мир-сознание» определялось деятельностью сознания, которое конструировало мир явлений.
К. Маркс, напротив, стал утверждать, что не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Биологические предпосылки возникновения сознания из возможности превратились в действительность благодаря формированию социальных факторов: труд, коллективный образ жизни, членораздельная речь. Сознание впервые возникло у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознание с самого начала является общественным продуктом.
Таким образом, сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ядро сознания образуют: ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление, внимание.
Можно выделить три вида значений сознания:
1) Когнитивные (познавательные) значения сознания, раскрывающие его инструментально-функциональные возможности в человеческой жизни; сознание рассматривается как средство добывания знаний, осуществления практических действий, регуляции и оценки, общения и передачи опыта.
2) Феноменологические значения сознания, выражающие специфику строения его внутреннего мира – идеальных явлений (феноменов), актов и состояний, структур и процессов.
3) Значения направленности сознания, характеризующие его ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться вовне – к внешнему миру его бытия, и вовнутрь – к внутреннему миру сознания.
Таким образом, сознание оказывается всеобщим и необходимым способом организации и выражения отношений человека к миру, к другому человеку и к самому себе.
2.Разнообразие философских взглядов на сознание интегрируется в основных концепциях изучения сознания:
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 570;