Нормы, обычаи, нравы, традиции и порядок
В социальных системах порядок поддерживается при помощи норм. Норма — правило, обеспечивающее определенный стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе. Человек подчиняется такому стандарту, даже если он не соответствует его интересам. Для поддержания норм поведения устанавливаются определенные санкции — социальные поощрения или наказания. Поощрения (позитивные санкции) — в самых разных формах: от наделения властью до «тулупа с царского плеча» — стимулируют определенные действия. Наказания (негативные санкции) — выговор, штраф, понижение в должности, тюремное заключение и пр. — удерживают людей от определенных поступков. И те и другие санкции обретают легитимность (законность) на основе нормы.
Типизацию многочисленных норм, существующих в обществе, проводят по разным основаниям. В частности, Н. Смелзер их сводит к нормам-правилам и нормам-ожиданиям.
Нормы-правила регулируют общественную жизнь, создают единый порядок, скрепляют единство общества. Они обычно фиксируются в законах, а их нарушение влечет за собой суровое наказание.
Нормы-ожидания подразумевают менее строгие правила, и к их нарушению (например, употребление ложки вместо вилки или появление человека в одежде, не соответствующей случаю) относятся снисходительно.
Практически в любом обществе есть возрастные нормы, которые иногда называют формальными. К ним относятся возрастные ограничения трудоспособного периода, участия в голосовании на выборах, покупки спиртных напитков, вступления в брак и т.д.
Существуют и иные классификации норм. Так, в зависимости от сферы, в которой они преимущественно функционируют и которую преимущественно упорядочивают, выделяют социальные, моральные и правовые нормы.
Социальные нормы — правила мирного сожительства и сотрудничества, позволяющие защитить слабого от притеснений сильного, приучить людей к обузданию своих страстей, воспитать в них умение жить друг с другом в мире и согласии, и в результате установить общественный порядок.
Моральные нормы регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла»; правовые нормы — с позиций «законного» и «незаконного».
Разработаны также нормы этикета, т.е. конкретные правила поведения в определенной ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.
Своеобразной нормой являются стереотипы (от греческого стереос — твердый, типос — отпечаток) — устойчивые тенденции восприятия социального объекта максимально однородным и непротиворечивым. Обычно стереотипы формируются в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, что зачастую приводит к фиксации и возвышению второстепенных признаков. Иногда стереотипы выражают и заблуждения, и предубеждения, что наносит серьезный вред человеческим взаимоотношениям.
Конечно, все многообразие норм различается по степени императивности, строгости наказания за их нарушение, по важности для отдельного человека и государства и другим параметрам. Тем не менее все они выступают важнейшей интеграционной основой порядка и правопорядка в обществе, пронизывают Все общественные отношения, сложившиеся в результате взаимодействия больших масс людей. Кстати, следует различать нормы поведения массы и толпы.
Масса— совокупность людей, находящихся в одном социальном пространстве, но отдаленных друг от друга пространством физическим; их взаимодействие определяется единством, совпадением индивидуальных целей. Нормы массы — это регулятивы экономических, политических, религиозных и других отношений, формируемые на рациональной, осознанной основе.
Толпа— совокупность людей, находящихся в одном физическом пространстве. Толпой управляет не норма как выражение рациональности, а эмоции — страх, эйфория, агрессивность, которые находят выход в панике, вандализме и других асоциальных явлениях. Очевидно, что уже только в силу иррациональности поведения возникает весьма актуальная проблема управления толпой.
Впервые социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Обычай — это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой — исторически сложившаяся, закрепленная в общественном сознании и распространенная в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают, а еще не расчлененные социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.
Обычаи регулируют повседневную реальность общества и, как правило, имеют практически-прикладную, ситуативно-деятельностную природу. Дело в том, что в общественной жизни, при всей ее сложности, противоречивости, многообразии, постоянно повторяются ситуации, которые требуют от людей одинаковых действий, поступков. Именно из этой однотипной деятельности и возникают обычаи.
Каждая социальная группа — от семьи до этноса — создает свои обычаи. ПЛ. Кропоткин, в частности, отмечал, что еще древние народы делили обычаи на обязательные и рекомендательные.
Обычаи обязательные фиксировали нормы, обеспечивавшие устойчивость самих оснований жизни племени и предполагавшие неукоснительное следование им в любых обстоятельствах. Это были нормы религиозных традиций, родовой иерархии, распределения труда, справедливого дележа добычи на охоте и т.д. За их нарушение, что, впрочем, случалось весьма редко, предусматривалось жестокое наказание, вплоть до изгнания из племени или смертной казни.
Обычаи рекомендательные имели преимущественно воспитательный характер, при их несоблюдении следовало напоминание, а сам нарушитель становился объектом для насмешек. Как описывал П.А. Кропоткин, у алеутов рекомендательные нормы касались того, что «стыдно делать». Например, мужчине стыдно бояться неизбежной смерти, просить пощады у врага, выходить в море во время бури, проявлять жадность при дележе добычи (в этой ситуации все остальные отдавали жадному свою долю, чтобы его пристыдить), хвастаться своими подвигами, ласкать жену в присутствии посторонних и др. Женщине стыдно не уметь шить и танцевать, ласкать мужа и даже разговаривать с ним на людях. Алеутские женщины о нарушителях рекомендательных обычаев сочиняли песни-насмешки. У славянских народов ту же роль выполняли и выполняют частушки.
Первоначально существовало три главных разряда правил, закрепленных в обычаях.
К первому разряду относились правила, регулировавшие производственные отношения, устанавливавшие основы пользования водами, лесами, плодовыми деревьями, угодьями, огнем.
Второй разряд объединял правила взаимоотношений между людьми — брачные нормы, нормы воспитания юношества, отношения к старикам и детям, нормы регулирования внутриплеменных конфликтов и др. Третий разряд — правила духовной жизни: обряды, связанные с охотой, временами года, переселением в другое место.
Со временем формируется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око за око») или равенство в распределении, а также норма дарообмена, сохранившаяся и до наших дней.
На определенной ступени развития общества нормы обычая исчерпывают себя. Происходит это. Прежде всего, в силу социального расслоения людей. В условиях социально-экономического неравенства возникает необходимость регулировать социальные отношения уже не с помощью обычая, ориентированного на всеобщее равенство, а путем введения норм закона.
Вначале законодательно закрепляются нормы обычаев, приемлемых всеми слоями и социальными группами: социальные нормы институализируются и превращаются в нормы права. Самые ранние системы права состоят в основном из обычаев. Обычаи, закрепленные законами государства в качестве правовых норм, становятся обычным правом. Его примерами служат «Законы двенадцати таблиц», «Русская правда», «Саксонское зерцало».
Обычаи, имеющие преимущественно нравственное значение, называются нравами. Нравы не выполняют функцию установления порядка в обществе, а участвуют в поддержании общественного порядка, обеспечивают нравственное содержание поступка. Они отвечают на вопрос: как именно поступать данному индивиду, сословию, группе, чтобы не нарушить установленный порядок?
Однако особое значение в поддержании социального порядка имеет традиция, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.
Традиция как процесс коммуникации между поколениями — это сохранение определенных материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.
Будучи социальным феноменом, традиции носят противоречивый характер.
С одной стороны, они закрепляют устойчивые представления культурной, национальной, бытовой жизни и играют прогрессивную роль до тех пор, пока отвечают историческим требованиям, воплощают в себе объективно возможную степень гуманности межчеловеческих отношений. С другой стороны, некоторые традиции становятся тормозом прогрессивного развития, способствуют возникновению противоречий, ведущих к беспорядку. Однако в любом случае традиции проявляются как результат ограничения свободы действий, как комплекс условий, которые необходимо учитывать и которые диктуют определенный порядок.
Сегодня много пишется о восстановлении исконно русских традиций. Возобновился старый спор славянофилов и западников о том, что нужно России для прогресса и порядка. Одни утверждают, что следует исходить из самобытных, коллективистских традиций России. Другие уверены, что только западный путь реформ даст нашей стране рыночную экономику и либеральный порядок.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1897;