О процессе купли-продажи юридических лиц
Сегодня купля-продажа пакетов акций может оформляться, как частная сделка физических или юридических лиц, не влекущая за собой каких-либо серьёзных последствий. В то же время может происходить "купля-продажа юридических лиц", которая хотя тоже сопровождается куплей-продажей акций, но на деле часто имеет значительно более глубокие последствия. Но самое главное в том, что объекты купли-продажи в рассматриваемых случаях принципиально различные, хотя это различие сознательно скрывается.
Акция, т.е. финансовое обязательство юридического лица, объект частной собственности акционера. Хотя продажа финансового обязательства вряд ли разумна и правомерна, но, по крайней мере, продажа долговой расписки, отчуждаемого объекта, находящегося в частной собственности, вполне возможна и не сопровождается какими-либо серьёзными нарушениями.
Но ниже мы собираемся рассматривать процессы купли-продажи юридических лиц, т.е. материальных объектов, воплотивших в себе понятие "сложного капитала", представленного природным капиталом (энергия), совокупным человеческим капиталом (собственно юридическое лицо) и имущество, т.е. производственные фонды. Это совершенно другой объект собственности, к тому же принадлежащий не вкладчикам, а участникам − обладателям человеческого капитала.
Процессы купли-продажи юридических лиц происходят достаточно активно, хотя на три главных вопроса, связанных с этим процессом, экономическая теория отвечает неправильно или вообще не отвечает. Что это за вопросы?
Вопрос первый, что продаётся?
Имеется три группы товаров, связанных с процессом купли-продажи юридического лица: акции, производственные фонды и само юридическое лицо.
Вопрос второй, кто является продавцом?
Вопрос третий, как образуется цена продаваемого товара?
Современная экономическая наука не только не даёт ответы на эти вопросы, но и всячески стремится вообще избежать рассмотрения такой постановки вопросов, вероятно, понимая, в какую историю она вляпалась, пытаясь "научно обосновать" понятное стремление многих людей к неэкономическому обогащению.
Хотя неизвестно, что продаётся, юридическое лицо или его имущество, и продавцами выступают те, кому не принадлежит ни юридическое лицо, ни его имущество, но раз закон создал формально «правовые» основания для такой «торговли», то почему же не поторговать? Кроме того, это, вероятно, единственный случай в торговой практике, когда покупатель, купив телегу, получает в придачу лошадь с извозчиком.
После того, что нами было сказано об экономической природе акции, как инвестиционном документе, следует признать, что акция не является "товаром" и не может быть предметом купли-продажи. Так же, как не является предметом купли-продажи приходный документ, полученный от банка вкладчиком банка.
При этом продаются не просто бумаги, а стоящие за ними права, в том числе, ничем не обоснованные "права собственности" акционеров на юридическое лицо, производственные фонды и доходы. Продаются и фьючерсные права на будущие доходы юридического лица. При продаже не понятно чего, но всё равно «по закону», покупатель контрольного пакета акций, с юридическим лицом вообще не связанных (акция − величина полученной ссуды), считается владельцем предприятия.
Таким образом, покупают акции («телегу»), т.е. производственные фонды, а получают в придачу и источник энергии («лошадь»), и обслуживающий персонал («извозчика»). Трудно поверить, что такое может происходить в жизни. Однако происходит, и не только в России, но и во всём мире.
Всё, что при этом имеет место, − это какой-то загадочный симбиоз невежества, лицемерия и беззакония. Результаты торговли одним объектом (акциями) распространяются на другой объект, принадлежащий другим собственникам (участникам). Причём этот объект (юридическое лицо) не является товаром, так как имеет в своём составе человека (юридическое лицо — это сложный капитал). Настоящие собственники имущества юридического лица, т.е. его участники, от участия в торговле вообще отстранены.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 741;