Г. Спенсер и его эмпирический метод

Герберт Спенсер (1820-1903) – основоположник органичес­кой школы социологии, один из зачинателей социологической шко­лы в юриспруденции. Не получил классического образования, самостоятельно приобрел обширные познания в биологии, психоло­гии, этике, истории. За несколько лет до открытия Ч. Дарвина он сформулировал принцип выживания наиболее приспособленных ин­дивидов и сообществ в борьбе за существование. Спенсер совершенст­вовал метод социологической науки на эмпирическом материале и за­ложил традицию социологического эмпиризма (метода исследования на базе от фактического материала). Основные проявления эмпириз­ма Спенсера состоят в следующем.

Критика юридического позитивизма. Критикуя Т. Гоббса и Дж. Остина, он пишет о «великом политическом суеверии», признаю­щем не только «божественное право монархов», но и «божественное право парламентов»: «Миропомазание, по-видимому, совершенно не­заметным образом с единой головы стекло на головы большого числа людей, освящая их самих и их декреты. ...Молчаливым соглашением признана доктрина неограниченной власти государства: доктрины этой придерживаются и тори, и виги, и радикалы, но она имеет нача­ло в той эпохе, когда законодатели считались посланниками Бога».

Исследование соотношения закона и права. Право формируется в повседневной жизни общества и принимает не только форму зако­на. Не соглашаясь с апологией абсолютизма, принудительной власти и принудительного права у Гоббса, подвергает сомнению «неограни­ченные права большинства», вверяющего власть монарху или парла­менту.

Г. Спенсер ставит проблему соотношения легитимности (позитив­ности) и эффективности власти. Гипотезы Т. Гоббса не обязательно ве­дут к необходимости неограниченной власти монарха или парламент­ского закона: «...Цель, ради которой получившая такое значение власть существует, состоит в том, чтобы возложить на правосудие обязанность поддерживать справедливость в сношениях между граждана­ми». Власть «законна лишь в тех случаях, когда служит для прибли­жения к этой цели: если же цель не достигается, то и власть на основа­нии допущенной гипотезы не существует». В этом смысле все усилия и притязания политического института сами по себе мало что значат, ес­ли не воплощают в себе притязания составляющих данный институт единиц. В связи с этим в политическую науку введен термин «полити­ческое учреждение»; ранее элементы политической жизни именова­лись «политическими телами».








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 624;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.