Дж. Остин о соотношении позитивного права и прав личности
Остин не признавал естественно-правовую теорию и принципы обоснования прав личности. В этом плане он был идейно близок Гуго и Савиньи, под руководством которых изучал в молодости юриспруденцию в Геттингене и Берлине. Но Остин расходился с ними в оценке исторических корней права, исповедуя внеисторический подход к изучению права. Он считал, что:
- позитивными в строгом смысле слова считаются законы, предполагающие возложение обязанностей и влекущие определенные, в том числе негативные, последствия в виде законного причинения вреда правонарушителям;
- норма получает юридический характер только в том случае, когда есть субъект суверенных властных полномочий (человек или Бог),обладающий возможностями придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы;
- санкции, установленные позитивным законом, имеют одновременно и юридический, и политический характер, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. Право – приказ суверена, устанавливающий обязанности и находящий гарантии их реализации в политических (государственных) санкциях;
- естественные и неотчуждаемые права, любые другие конструкции, признающие, что существует более разумное право и государство, являющие собой эталон для сопоставления, есть правовые фикции;
- право понимается в узком и широком смысле. В узком смысле -это позитивное право. Нельзя отнести к позитивному праву правила, установленные лицами и учреждениями, не являющимися суверенными. Установленные общественным мнением правила моды, этикета, законы чести – это «позитивная мораль» (к их числу он относит и нормы международного права);
- право в широком смысле включает в себя естественное право, позитивное право и позитивную мораль. Между позитивным правом и моралью, а также религией, существует противоречие, учитываемое всяким законодателем. Это не лишает право его качественных свойств. Оно обособляется от морали как исключительно позитивное право, вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое. Нравственные оценки – удел этики, но не правоведения;
- решения суда следует воспринимать как часть права: они становятся прецедентным правом как бы с молчаливого согласия суверена.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 671;