Становление позитивизма Огюста Конта и его значение
Позитивистское учение О. Конта подвело итог накоплению идей многих мыслителей. Биография Огюста Конта (1788-1857) очень точно передает особенности его учения, претендующего на охват всех областей знания, перестройку мышления всего человечества. Серьезно менялись идейно-политические взгляды ученого: от католицизма к либерализму и даже взглядам, близким порой к социализму, затем к консерватизму и даже одобрению переворота Луи Наполеона, а потом и созданию новой религии. Среди его учеников были философы А. Гумбольдт, И. Карно, зоолог Бленвиль, математик Пуансо и др.
О. Конт родился в г. Монпелье, в католической семье, но рано отошел от католицизма, увлекся либеральными и революционными идеями. В 1814-1816 гг. учился в престижной Политехнической школе Парижа, считавшейся рассадником якобинских идей. С 1817 по 1824 г. – секретарь Сен-Симона, с которым его связывала дружба. В 1822 г. Сен-Симон и Конт совместно разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества». С их точки зрения, политика должна стать социальной физикой, а цель последней – открытие законов прогресса, аналогичных закону тяготения. Конт ввел в науку понятие «социология». Его работы: «Дух позитивной философии», «Курс положительной философии» в шести томах (1830-1842 гг.), «Система позитивной политики».
Конт сыграл важную роль в разработке принципов, которыми вооружилась социологическая школа права. Учение Конта не получило должного признания при его жизни, но затем было востребовано «по частям». Многочисленные теории и учения XX в. обратятся к его плану институционных, политико-учрежденческих и научно-прикладных реформ. Это отразится во многих концепциях социального прогресса XIX-XX вв., особенно в технократических теориях (Д. Белла, Р. Арона), а также в теории менеджериальной революции Дж. Бернхема, теории меритократии М. Янга. Конт получит широкое признание в России конца XIX в. В области правоведения идею человеческой солидарности по-новому истолкуют в своих теоретических построениях Л. Дюги, М. Ориу, в своеобразной манере – П.А. Кропоткин. Социолатрия (вторая социология), разработанная Контом, послужила прообразом гуманистической социологии, популярной в настоящее время на Западе.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 827;