Искусство Испании. После расцвета в XVII в. испанская живопись переживала упадок
После расцвета в XVII в. испанская живопись переживала упадок. Её художники работали под влиянием итальянской и французской традиций, а их полотна были слабыми и подражательными. Война с Наполеоном, две испанские революции также повлияли на искусство.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиен-тес (1746–1828) — испанский живописец, график. Творчество Гойи отличается темпераментом, гротеском, фантастическими сюжетами, яркими народными одеждами.
С 1776 по 1791 гг. создавал картоны для шпалер Королевской шпалерной мануфактуры, на которых изображал сцены из испанской жизни — «Зонтик» (1777 г.). Одновременно художник написал множество портретов. Он создавал яркие образы, передавал самые характерные черты модели.
Блестящая карьера длилась недолго. В 1792 г. Гойю начали мучить сильнейшие головные боли, зрение у него ослабло, и он полностью оглох. С 90-х гг. начался новый «черный» этап его творчества.
Графическая серия «Капричос» из восьмидесяти офортов была создана в 1797–1798 гг. В ней Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т.п. В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему — «Когда рассветёт, мы уйдём», «Какой златоуст», «Сон разума рождает чудовищ».
В 1800 г. Гойя создал «Портрет семьи Карла IV». В этом парадном полотне хорошо видна ирония художника по отношению к власти. Гойя замечательно передал цвета и фактуру тканей. Однако великолепие ярких нарядов, блеск золота и сияние драгоценностей лишь сильнее оттеняют физическое несовершенство и заурядность членов королевской фамилии. Фигуры в роскошных одеждах стоят неподвижно, словно куклы. Их некрасивые, замкнутые, холодные лица производят отталкивающее впечатление. Даже дети не выглядят естественными и жизнерадостными в этой чопорной семье. В это же время Гойя написал портреты своей возлюбленной — «Одетая маха» (ок. 1802 г.), «Обнаженная маха» (ок. 1802 г.).
Новая серия офортов Гойи 1810–1820 гг. получила название «Бедствия войны». События, которые изобразил мастер, происходят в любую эпоху в любой стране, когда идёт война, бесчеловечная именно своей будничностью, её жертвами становятся не солдаты, а беззащитные люди, мирные обыватели — «Все проходит», «Какое мужество!». Тему войны Гойя изображает также в технике масляной живописи — «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.» (1814 г.).
Поздний период творчества Гойи связан с работой над монументальным циклом росписей в так называемом «Доме Глухого». Эти росписи долго оставались тайной мастера и так и не были закончены — «Сатурн».
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 669;