Идеализм в отечественной философии XIX века.
Философия П. Юркевича
Идеалистическая философия на Украине была с одной стороны продолжательницей традиций религиозной философии Киевской Руси, украинского просвещения (здесь в явной форме проявились специфические черты отечественной философии), а с другой стороны, идеализм был заимствован из Западной Европы, в частности, путем популяризации и развития идей немецкого классического идеализма. Наиболее известные представители философского идеализма: И.Е. Шад, А.И. Дудрович, Н.Д. Курлянцев, И.Ф. Гриневич, И.Г. Михнеевич, К.П. Зеленецкий, О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич, П.И. Линцкий, Н.Я. Грот, В.В. Лесевич, П.А. Кулиш, Н.И. Костомаров, К. Ганкевич.
В полной мере традиционные, своеобразные черты украинской философии отразил П.Д. Юркевич. Памфил Данилович Юркевич (1827-1874) родился в Полтавской губернии в семье священника, получил образование в Полтавской семинарии и Киевской духовной академии. Выдающиеся способности позволили будущему философу завершить курс с причислением к первому разряду воспитанников, и продолжил научно-педагогическую деятельность в стенах академии. В 1874 году вскоре после смерти жены Юркевич скончался и был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве.
Гуманизм творчества Юркевича выражен в его основной идее: “Человек начинает свое нравственное развитие из движений сердца, которое везде хотело бы встречать существа радующиеся, согревающие друг друга теплотой любви, связанные дружбой и взаимным сочувствием. Только в этой форме осуществленного всеобщего счастия мир представляется ему как нечто достойное существовать”[104]. В своей теистической, иррационально-направленной философии Юркевич продолжил традицию, идущую от Сковороду - тему метафизики любви и философии сердца.
Критикуя современный ему материализм как механицизм и упрощенную трактовку духовной сущности человека, Юркевич писал: “Наша эпоха, находится, действительно, в прямой противоположности со средневековою. Очень часто случается, что ныне во имя совершенно невинных естественных наук преследуют и пытают человека за его любовь к истинам духа, как некогда почтенные инквизиторы пытали и преследовали его во имя Христово за его любовь к истинам естествознания”[105].
В центре философии Юркевича духовная сущность бытия, в целом, и человека, в частности. “Философия как целостное миросозерцание, есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов”[106]. В философии Юркевича явно выражен приоритет иррационального над рациональным, “сердца” над “разумом”, коллективного, родового, соборного над личным, индивидуальным. “Сердце” как самодовлеющая духовная сущность составляет определение как отдельной личности, так и всего человеческого.
В человеческом духе есть условия, которые взаимным требованием рождают “искру благожелания”, способную при лучших условиях воспламенить всего человека на подвиг правды и любви. Человек – не злой дух-разрушитель, как и не светлый ангел. Естественная потребность самосохранения может развиться эгоизм, равнодушный к правде и любви, жертвующий чужим счастьем для своей выгоды, но “эти эгоистические стремления не суть все душевные стремления: человек все же остается человеком, он находит человечество первее всего в себе, в своих понятиях и невольных сердечных движениях, как и в своей судьбе, которая слишком тесно связала его с другими, с родом, поэтому с какой-нибудь стороны в нем всегда остается психическая возможность любви, сострадания, участия, уважения к другим...”[107].
“Человек испытывает нравственное влечение к человеку как для того, чтобы от его слова и от его мысли получить внутреннее возбуждение, питать или воспитывать ими свою душу, так и для того, чтобы в свою очередь открывать ему свою душу, свои желания, радости и страдания. Здесь мы имеем так называемое чувство человечности, которое дает нашему роду особенное, высшее значение среди других воодушевленных существ этого мира и которое оскорбляется вообще враждебным отношением одного человека к другому”. Из этого чувства рождаются общительность, искренность, откровенность, простота, участие и сострадание к несчастным, оно воспитывается влиянием науки, живых примеров, но в особенности истинною и теплотою религиозностью, для которой всю доброе не только добро, но и священно. Таким образом открывается широкое поле для подвига миротворения. “Во всяком положении и во всякой деятельности вы можете бросать семена мира, которые если не всегда приметны для взора людей, то всегда, однако же, будут видимы все сведущим богом как чистые задатки общего блага”. Единство всего человечества, полное безусловное единство его под одним богом, в одной вере, в одной мысли, под одним законом, в одном благе, в одном совершенстве, - такова высочайшая цель, указанная человеческому роду его Искупителем. “Все наши поступки, все наше поведение с ближними должны быть управляемы верою, что Иисус Христос призвал весь человеческий род к единству под единым Богом. Кто перевел эту веру из простой мысли в живое содержание своего духа, из головы в сердце, тот во всяком человеке встретит своего, близкого, знакомого, родного, брата. Несогласия и столкновения с людьми, неизбежные в жизни, не погасят в нем ощущение этого духовного родства людей, следовательно, не погасят в нем правды и любви, которые представляют общие и общегодные основания для водворения между людьми мира и братского общения”[108].
4. Индивидуальные задания
Характер заданий - анализ текста. Прочтите предложенные фрагменты философских, художественных текстов и ответьте на вопросы:
какие философские, этические, социально-политические идеи отражены в тексте?
к какому направлению философской социально-политической мысли примыкает автор?
что вы знаете об авторе текста?
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 706;